История

История  »   Горская республика  »   «СВОБОДА В СМЕРТЕЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ»

«СВОБОДА В СМЕРТЕЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ»

[опубликовано 6 Мая 2018]

С.Колиев

 

СТАТЬЯ С. КОЛИЕВА В ГАЗЕТЕ «СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ».

9 марта 1919 г.

 

Кому из нас не памятна бессмертная фраза дедушки Крылова: «а воз и ныне там». Кто ее не произносит даже машинально при виде неудачной коллективной работы с налаженными устами моралиста припевом «когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет», не заботясь при этом о верности сентенции, что взявшиеся везти воз животные действительно были товарищами или нет, и что их несогласие явилось причиной, что воз и ныне там.

Что у лебедя, рака и щуки в их работе согласия не оказалось, очевидно, но, что будто они были товарищами – это верно.

Чтобы быть товарищами, нужно совпадение природных осо­бенностей, должны быть общие идеалы, общие цели, к которым вели бы общие пути; необходима солидарность в действиях.

У названных животных ничего подобного не было.

 

Желая вывесть мораль, что когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет и выйдет из него не дело, а только му­ка, Крылов умышленно впряг в воз существа с противоположными природными особенностями. Кому из них естественными закона­ми положено двигаться вперед, а кому – пятиться назад.

Мудрено ли, что при таких обстоятельствах других результа­тов, как «воз и ныне там», не получилось. Что моралисту и нуж­но было.

По-моему, было бы правильнее, если бы, вместо, когда в товарищах согласия нет и пр., сказать: когда в общем деле товари­щей нет, на лад их дело не пойдет.

Так или иначе, а история с возами в басне Крылова, как при­мер необходимости солидарной работы в общем деле, могла бы сослужить большую службу тем, кто искренно взялся устроить свою судьбу на новых свободных началах в великий и историче­ский момент, нами переживаемый, .когда воистину совершается переоценка всех ценностей в человеческой жизни, когда из вели­ких идей человечества одна – свобода – как зависимая в своем осуществлении от нашей доброй воли, следовательно, возможная, наконец, готова перейти из области фантазии в действительность,

Тут я, как не трудно догадаться, имею в виду новые политиче­ские образования на Кавказе, которые стали бельмом в глазу у гонителей революции со всеми ее атрибутами, гонителей, уже сно­ва попирающих ногами священные права на свободное существо­вание мелких, к несчастию для них самих, разрозненных народов у подножья гор Северного Кавказа, где ко всеобщему ужасу, у горцев разбушевавшиеся животные страсти взяли верх над рас­судком и началось взаимное уничтожение при аплодисментах не­примиримых врагов, где народы перестали различать – кто враг, кто друг; где правда, где ложь; где опасение их и где гибель.

 

К крайнему сожалению, история с возом в басне русского мо­ралиста для народов Закавказья в деле закрепления своего неза­висимого существования прошла совершенно незаметно, точно о ней никогда помину не было. Сначала они, было, взялись вмес­те тянуть бремя жизни, устраивать свою судьбу общими силами и закреплять приобретения революции, точь в точь, как лебедь, рак и щука взялись везти разными идеалами при отсутствии об­щих путей к общей цели – к независимости.

Короче говоря, оказались не товарищами, они и с даром до­ставшейся им свободой (не будь русских неудач в мировую вой­ну, свободы бы никому не видать, как своих ушей) потянули в разные стороны.

Кто рвется в облака, кто пятится назад, в речную тину, а кто стремится на дно морское при общей фатальной тенденции, – обособиться, войти в заколдованный круг, назвавшись республи­кой, и уйти в самого себя.

Тщетно Союз Горцев зовет эти отмежевавшиеся друг от друга республики к единению в форме конфедерации, тщетно старается уверить их, что десяти миллионное население Кавказа солидная, для отражения натиска, откуда бы он ни был, сила, только ее нужно собрать, что край наш золотое дно, способное при правиль­ном приложении труда к нему давать столько добра, что его хва­тит для поднятия экономического благосостояния всех республик Кавказа до кульминационного пункта.

 

Тщетно горцы в своем органе печати («Северный Кавказ»), как преддверии к конференции и для поднятия всего Кавказа, твердят о необходимости введения, в первую голову, единой де­нежной системы для всех закавказских республик и союз горцев гоже о немедленном снятии таможенных перегородок между республиками, о сквозном незамедлительном открытии всех путей сообщения по всему Кавказу, дабы тем дать широкую возможность народам всего края сообщаться между собой, как того властно требуют экономические, культурно-просветительные и политиче­ские интересы всех вновь образовавшихся на Кавказе политиче­ских единиц.

Тщетно, наконец, горцы Северного Кавказа, снова проливая потоки своей (крови в борьбе с насильником над индивидуальной, национальной свободой чужой нации[1], и отстаивая своей грудью независимость нашего края, обращали свои взоры на свой тыл – в ущелья гор – не идет ли оттуда товарищей помощь. Увы. Три республики, – уподобившиеся трем животным Крылова, при гро­хоте пушек и треске пулеметов, окутанных заревом пожара в ау­лах горцев, не повели ухом.

Кто из них, в инертности обросши мхом, поленился сдвинуть­ся с места, кто, прикрывшись массивом Кавказских гор, ошибоч­но полагает, что он недосягаем, а кто, вечно лебезя перед внеш­ней силой, всю свою жизнь из огня чужими руками для себя каштаны вытаскивает и сию минуту эту же систему применяю­щий, свое спасение ищет только в чужой передней, а не на бранном поле рука об руку с рыцарями чести и защитниками свободы.

 

Но подойдет время, когда, быть может, все взлелеянные в мыс­лях мечты народов Кавказа о независимости лопнут, как мыль­ные пузыри, не получив санкции на Всемирной конференции в древней Лютеции*, где кроить судьбы народов, проигравших вой­ну империй, собираются только лишь державы согласия о закон­ности рождения кавказских республик и о праве на дальнейшее их существование.

Сопоставляя все действия и распоряжения держав согласия и их представителей на территории бывшей Российской империи, не трудно представить себе цель, к которой стремятся союзники. Яс­но, им нужно вернуть материальные убытки, которые они понесли за время последней войны. А с кого и как их взять? Кроме того, им нужно получить колоссальный долг с России, но как это уст­роить. С Деникина и К0 взятки гладки. Есть уголки в бывшей Рос­сийской империи, которые кое-кому давно спать не дают. Следовательно, на них и можно наложить руку, предварительно пара­лизовав всякие попытки их с туземцами, с русской кровью ничего общего не имеющим населением, к сепаратизму, чтобы не поте­рять юридического права в своих притязаниях на эти уголки, как части «единой неделимой», задолженной до горла России, благо, они занимают окраины ее с легкими доступами.

Уголки эти всем известны – Кавказ, Малороссия с Крымом и Сибирь.

 

Чтобы не быть голословными в своих предположениях перед читателем, я укажу на создавшееся положение на Кавказе, которому мы являемся непосредственными печальными свидетелями.

Как памятно всем, к нам по приглашению Грузии явились немцы. Через некоторое время, благодаря перемене боевого счастья на поле битвы, их сменяют англичане, занимают сердце Кавказа узел всех сообщений – Тифлис, занимают Батум, занимают Баку, устраиваются на мирный лад: в общественных садах и на пло­щадках городов, резвятся в национальных играх при дружном гикании детей дошкольного возраста.

Все смотрят на них в недоумении. Все спрашивают друг друга, не исключая и министров кавказских республик: зачем эти милые культурные сыны «Коварного Альбиона» в юбочках, фартучках с патронташами через плечо, будучи без оружия, находятся среди «дикарей»?           

Что им тут надо? На эти вопросы не только обыкновенный смертный обыватель, ушедший весь в заботы о голодном желудке, но даже правители края ответа ни у себя, ни у других не нахо­дят. Им лишь многозначительно пальцем указывают на запад, там, мол, вам в свое время скажут. А теперь понимайте, как вам угодно. Все и усиленно пялят свои очи на запад – на конференцию в Париже, и не замечают того, что происходит у них под носом.

Вслед за занятием англичанами главных пунктов на Кавказе, в Сочи, на берегу Черного моря, в пределах Грузинской респуб­лики появляется часть Добровольческой армии ген. Деникина, субсидируемая всем необходимым, не исключая денег, англичанами. Поднимается тревога во всей Грузии. Объявляется мобили­зация. Тогда союзное командование на Кавказе приказывает Де­никину прекратить свое движение в пределы Грузинской респуб­лики и очистить Сочи. Глава Добровольческой армии покорно слушается, уступив свое место в Сочи англичанам и расположив­шись невдалеке от этого города. Одновременно с этими события­ми в Баку является генерал Пржевальский, видимо много бесе­довавший в Тифлисе с командованием союзными войсками на Кавказе. Генерал, завладев частью бичераховского отряда, тоже стремящегося к «единой и неделимой России», собирает добро­вольцев. Теперь, как сообщают, генерал Пржевальский точкой своей опоры выбрал г. Петровок, куда и переехал.

 

Раньше, до этих событий генерал Томсон, приласкав прави­тельство союза горцев, послал длинное воззвание к торцам Север­ного Кавказа, чтобы они работали в контакте с Добровольческой армией Деникина против большевиков. Подготовив таким образом, канву, господа союзники пошли вышивать на ней узоры. Что бы связать две крайние точки Кавказа, часть Добровольческой армии под командой разных «героев» двинулась в Терскую область, где она навела порядки. Из Терской области она пошла в Дагестан, предъявив предварительно ультимативные требования правительству союза горцев: 1) чтобы оно расформировало свои войска, 2) чтобы комплектовать Добровольческую армию горцами, начиная от 18 летнего возраста до 45 лет и 3) чтобы оно после всего этого сложило с себя полномочия. Правительство союза горцев отказалось выполнить эти требования, и представитель Англии покинул Темир-Хан-llIypy, резиденцию сказанного прави­тельства, что весьма знаменательно. Чем все это кончится, трудно предсказать и особенно при такой разрозненности, которая су­ществует между народностями Кавказа и их республиками. Но, если союзу № 2 англо-деникинскому удастся выполнить план – окружить Кавказ кольцом англо-добровольцев, и таким образом, включить его снова в «единую и неделимую Россию», уничтожить на нем сначала всякие самостийности, то Кавказу не миновать участи Египта.

 

Достойно особенного внимания тут то, что кто-то опять дол­жен вытаскивать каштаны из огня и кто-то, будучи обречен на смерть, должен сам себе рыть могилу по-большевистски. Свобода смертельной опасности, говорю я, и не потому, что враг силен на боевом фронте, нет.    

Добровольцы твердой политической почвы под собой не имеют, они идут против течения общественной мысли, они добровольцы больше от желудка, чем от идеи. Что же касается резвящихся на площадях и в садах, то не только жизнь каждого из них, но даже волос на его голове на учете и особенно в настоящее тревожное время. Не даром вместо них на большевиков, во что бы то ни стало, норовят толкнуть «дикарей» горцев. Свобода в смертельной опасности, потому что между народностями Кавказа нет солидарности в защиту своей независимости, как на боевом фронте, так и в тылу. Нет сомнения, ее не будет и на конференции, где защита своих человеческих прав на независимое су­ществование должна быть выявлена в степени наивысшего напря­жения и не в одиночку каждой нацией, а всех вместе, имея в виду, что на конференции враги свободы мелких народностей будут вооружены доводами, сильнее удушливых газов и танков. Не даром нам с иронией пальцем указывают на запад. Время еще не ушло. Делу свободы можно еще помочь. Добрый почин сделан благородной Грузией своими нотами миссиям союзников о республике горцев, о ее неприкосновенности. Очередь за братом Азербайджаном. А там весь Кавказ вместе.

 


[1] Так в тексте.

* Лютеция – древнее название Парижа