История

История  »   Горская республика  »   ОБРАЩЕНИЕ СОЦИАЛИСТОВ ГОРСКИХ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА К МЕЖДУНАРОДНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ В

ОБРАЩЕНИЕ СОЦИАЛИСТОВ ГОРСКИХ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА К МЕЖДУНАРОДНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ В

[опубликовано 25 Октября 2009]

Ахмед Цаликов, Гайдар Баммат

 

ОБРАЩЕНИЕ
СОЦИАЛИСТОВ ГОРСКИХ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА К МЕЖДУНАРОДНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ В ГРУЗИИ


Великая Российская Империя создавалась железом и кровью на могилах разрушенных царств и на костях покоренных народов. К числу покоренных силой оружия народов относятся и горские народы Северного Кавказа.
В течение полувека они отстаивали свою свободу и независимость, свои очаги и земли от могучих завоевателей, надвигавшихся с Севера.


В августе 1859 года в восточной части Северного Кавказа, в Дагестане, пала твердыня горцев – Гуниб и вождь Горских Народов – Шамиль, ведший тридцать лет героическую борьбу за независимость Кавказа был пленен, а в 1864 году на западном Кавказе пал последний укрепленный пункт горцев – черкесский аул Апчисхой.
С этого момента Кавказ считался «замиренным», а горцы «верноподданными» русских царей.


Царская власть, водворившаяся на Кавказе и больше чем полвека господствовавшая здесь, была организованным насилием над горскими народами. Это насилие было двойное: классовое и национальное.
В течение этого полувека горские народы были объектом административных экспериментов русской бюрократии, систематически и искусственно задерживавшей их культурное и экономическое преуспеяние, убивавшей их национальное самосознание и одновременно разжигавшей их национальные страсти применением принципа: divide et impera.


Всеми мерами русская власть среди горских народов старалась убить воспоминание о героической эпохе борьбы за независимость и загасить никогда не потухавшую в душе горских народов жажду свободы и национального самоопределения.


Грянула русская революция 1917 года. Рухнул царизм. И вместе с широкой массой русской демократии потянулись к свободе и горские народы.


Общность исторических воспоминаний, одинаковый бытовой уклад, одни и те же экономические и общественные навыки, общность религии повели к тому, что горцы при всем своем этнографическом разнообразии, стихийно объединились и образовали Союз Горских Народов.


В день великого праздника пролетариата – первого мая 1917 г. в гор. Владикавказе съехалось 400 человек делегатов, от всех горских народов на первый свободный революционный съезд.
В порядке свободного волеизъявления, съезд представителей горских народов Северного Кавказа провозгласил Союз Горцев, как определенную политическую единицу и избрал Центральный Комитет, как руководящий исполнительный орган.


В этот период российской революции образование Совета Горцев было первой формой политического самоопределения горских народов. Оставаясь политически лояльным по отношению к Российскому государству, не стремясь выделиться из его состава, Союз Горцев стал осуществлять свои культурные и нацио¬нальные цели, базируясь на принципах революции и демократии.


Однако, по мере того, как российская революция начала сходить с пути демократического строительства и становиться с одной стороны на путь большевистской анархии, это в центре России, а с другой – на юге России реакционные генералы, создавшие так называемую «добровольческую армию», возымели желание реставрировать дореволюционную Россию, в результате чего на территории России началась небывалая по своим размерам в истории гражданская война, политическая позиция горских народов стала изменяться в сторону все более решительного обособления от России.


Обе полярные силы русской общественности в смертельной схватке между собой старались втянуть горские народы в процесс борьбы. Но и силы русской реакции в лице пытавшихся воссоздать «Великую, Единую, Неделимую Россию» генералов и силы революции в ее анархо-большевистской форме оказались одинаково чуждыми широким массам горского населения. Осуществляя незыблемые законные права народов на самоопределение, и руководствуясь естественным чувством физического самосохранения, горцы 11 мая 1918 года провозгласили, как и другие народы Кавказа (Грузия, Армения, Азербайджан) свою государственную независимость, образовав Независимую Демократическую Республику Горцев Северного Кавказа. Первейшими своими задачами Демократическая Республика Союза Горцев Северного Кавказа поставила изоляцию горских народов от страшной гражданской войны и устройство мирной государственной жизни населения на демократических началах.


Осуществиться этим справедливым домоганиям горцев суждено не было.
Горская Республика оказалась между двух огней. И анархо-большевики и реакционные генералы одинаково старались взорвать Горскую Республику. Когда в 1919 году большевики принуждены были покинуть Северный Кавказ и по стопам отступающих большевиков на территорию горцев надвинулись добровольцы, то главнокомандование доброармии, поддерживаемое в своих задачах союзными державами, в 1919 г., несмотря на все протесты представителей Горского Правительства перед союзниками и несмотря на заверения главнокомандующего союзными войсками на Северном Кавказе, без всякого повода и основания в осуществлении своих империалистических целей, открыло военные действия против Республики Союза Горцев Северного Кавказа.


В результате добровольческая армия пошла по территории Горской Республики, оставляя после себя пепел аулов, убийства, грабежи, виселицы, изнасилованных женщин и оскверненные мечети. Под угрозой повешенья и расстрела все честные труженики горских народов, работавшие над их национальным возрождением и культурным преуспеянием, должны были покинуть пределы родины. Вместо них ставились у власти реакционные генералы времен Николая Романова.


Таким образом, все более захватывая территорию горской Республики, доброармия приближалась к столице Республики, Темир-Хан-Шуре, где в мае 1919 года силою оружия ликвидировала парламент Союза Республики Горцев Северного Кавказа и Правительство.


Ярмо политического рабства было снова накинуто на шею горских народов реакционными генералами царизма.
Напрасно представители горцев старались воздействовать на дипломатических агентов Антанты, бывших на Кавказе. Эти представители, действовавшие от имени держав, провозгласивших лозунг защиты малых народов и права их на самоопределение, были всецело на стороне реакционного генерала Деникина и против свободолюбивых горцев, защищавших неприкосновенность своих очагов и право жить и дышать согласно своим собственным желаниям.


Все лицемерие буржуазных дипломатов и их своекорыстие с неприглядной ясностью предстали перед горскими народами в трагических перипетиях их борьбы за свободу и независимость.
Не только не встречая к себе сочувствия, но, наоборот, замечая явно враждебное отношение со стороны представителей великих держав Запада, горские массы, доведенные до отчаяния насилиями и издевательствами русских сатрапов, разных генералов и полковников и своих собственных предателей, взялись за оружие.
В августе 1919 года в Дагестане и Чечне вспыхивают восстания и в короткое время горные части Дагестана и Чечни очищаются от добровольческой армии. Движение это идет под знанием образования Независимой Демократической Республики. Восстание вспыхивает в тот момент, когда борьба доброармии с большевизмом достигает апогея.


Горская территория представляла из себя тыл деникинской армии и большевики напрягают все силы к тому, чтобы использовать это движение в своих целях.


Восстанием горских народов захотело воспользоваться и муссаватское правительство Азербайджана в надежде на империалистическое округление своих владений путем присоединения Дагестана.


Само вмешаться непосредственно в борьбу Азербайджанское Правительство не решилось, чтобы не испортить своих отношений с Антантой, поддерживавшей Деникина. Оно наполнило Дагестан турками во главе с Нури-пашей, надеясь при помощи турок осуществить свои империалистические задачи. Турки пользуются поддержкой мусаватского правительства Азербайджана, большевики, просочившиеся в Дагестан – Советской Россией. Обе эти группы объединяются в борьбе против демократического, самостийного движения горцев и в виду того, что располагают большими материальными средствами одерживают над этим течением победу. Но, одержав победу над горским самостийным движением, вчерашние союзники, турки и большевики, схватываются друг с другом, так как политические задачи, преследуемые ими, оказываются противоположными.


Борьба между советской и Азербайджанской ориентацией заканчивается разгромом турок, которые принуждены, во главе с Нури-пашей, бежать из Дагестана.
Власть захватывают в свои руки большевики. Этот момент совпадает с гибелью дела добровольческой армии на Северном Кавказе и с подходом красноармейских сил из России к горам Кавказа.


На территории горских народов воцаряется так называемая рабоче-крестьянская власть.
Те самые большевики, которые устами наркоминдела Чичерина и других представителей советской власти в момент борьбы горских повстанцев обещали горским народам предоставить право полного национального самоопределения вплоть до независимости и отделения от России, как только выяснилась их победа над Деникиным, с цинизмом, которому мало примеров, попрали свои торжественные обещания.
В крае с слабым развитием капитализма с господствующим натурально-меновым хозяйством, низким уровнем культуры и патриархально-бытовым укладом, с малодифференцированным в классовом отношении населением, начинают прививаться идеи большевистского коммунизма.


В виду того, что для осуществления этих идей нет ни объективных, ни субъективных предпосылок, рабоче-крестьянская власть в крае, чувствуя шаткость своего положения, становится на путь массового террора, стараясь вбить свои идеи в сознание на¬рода штыками пришлых русских красноармейцев.
Нет более трагикомического зрелища, как попытки внедрения лжекоммунистических идей большевизма в жизнь горских народов.


Организованное насилие выживших из ума генералов времен доброармии, стремившихся штыками русских солдат вернуть население к рабскому состоянию времен царизма, сменяется теперь не менее кошмарным насилием безумцев анархо-большевизма, стремящихся внедрить идеи своего лже-коммунизма в сознание и жизнь населения, у которого нет в прошлом ни опыта культурной политической борьбы, ни соответствующей подготовки, ни каких бы то ни было стимулов к восприятию коммунистических идей русского большевизма.
Чем настойчивее анархо-большевики стараются перестроить жизнь горцев на свой лад, тем все более и более встречают сопротивление со стороны этих народов.


Взрывы возмущения уже начались и не далек тот час, когда в ответ на лже-коммунистические эксперименты большевистских комиссаров горские народы ответят общим восстанием.
Чем ненавистней становится горским народам весь тот политический сумбур и вся та общественная и экономическая неурядица, которые вносят в их жизнь большевики, тем ярче сияет в их сознании идея национальной независимости и самостоятельного государственного правительства.


Мы, социалистический авангард горских народов, отражая интересы трудовых масс, считаем своей исторической задачей оформить этот стихийный процесс освободительного движения горских народов на основах последовательного демократизма в предвидении социализма, этой ближайшей мировой задачи нашей эпохи.
Мы думаем, что демократическая школа – необходимое преддверие, неизбежный этап в царство социализма.
Самоутверждение трудовых масс каждого народа в их государственной суверенности мы считаем высшим проявлением демократизма.


Свободный Союз свободных народов, больших и малых – светлой будущностью человечества.
Творцом этой будущности является мировой пролетариат. Борьбу за независимую демократическую республику Союза Горцев мы считаем неизбежным этапом на пути этих народов к светлым идеалам человечества.


Лозунгом настоящего момента для горских народов мы выдвигаем созыв на основах всеобщего избирательного права, при условиях всех демократических гарантий, верховного органа горских народов, который должен быть воплощением их суверенных прав, который определит их государственное бытие и политические судьбы.
Приветствуя на почве Кавказа Вас, представителей западноевропейского социалистического движения, Вас, наших учителей, в борьбе за раскрепощение человечества, мы в тоже время льстим себя надеждой, что настоящий голос наш о той борьбе, которую мы ведем в глухих трущобах Кавказских гор против гнета и насилия над свободной волей народа, будет доведен до сведения западноевропейского пролетариата, этого единственного носителя в нашу эпоху всех ценностей и всех лучших надежд измученного человечества.
Эта вера в сочувствие западноевропейского пролетариата, авангарда человечества удесятерит нашу энергию в тяжелых испытаниях нашей борьбы.


Раздавленная сапогом русского красноармейца-большевика, демократия Республики Союза Горцев Кавказа апеллирует в вашем лице, члены международной социалистической делегации, к пролетариату Европы.



От имени социал-демократии Республики Союза Горцев Северного Кавказа и по уполномочию редакции социал-демократической газеты «Вольный Горец» (на русском языке), «Янги Дуния» (на тюркском языке) и «Ног Цард» (на осетинском языке) Ахмед Цаликов

От имени независимых социалистов Республики Союза Горцев Северного Кавказа Гайдар Баммат

«Вольный Горец» 4 октября 1920 г. № 56