История

История  »   Кавказские миниатюры  »   ВСПЫЛЬЧИВЫЙ ХУДОЖНИК КОРРАДИНИ

ВСПЫЛЬЧИВЫЙ ХУДОЖНИК КОРРАДИНИ

[опубликовано 26 Августа 2014]

Хаджи Мурад Доного

 

В 1840-х годах в Тифлис прибыл некий итальянец, который стал преподавать рисование в местной мужской гимназии. Это был Георгий Коррадини, уроженец города Луки (по другим данным Флоренции). Прибытие иностранца на Кавказ в поисках заработка было обычным делом того времени. Художник поселился во 2-ом квартале на Эриванской площади в доме благородного собрания. Человек весьма образованный, окончивший курс в Лукском королевском лицее со степенью бакалавра физико- математических наук, Коррадини хорошо владел несколькими языками и был замечательным художником. Вдобавок ко всему он еще был и отставным офицером итальянской армии. Поэтому с началом Русско-турецкой войны в 1853 году, наш итальянец вдруг отложил в сторону карандаш и поступил на военную службу в 82-й Дагестанский пехотный полк, откуда в следующем году прапорщиком перевелся 17-й драгунский Нижегородский Его Величества полк, где его приняли самым дружеским образом. «Он оказался прекрасным боевым офицером, отличным ездоком и добрым товарищем. При бешенной вспыльчивости, не раз доводившей его до историй, он имел добрейшее сердце, и всегда был готов по мере сил, и притом умело помочь товарищу в какую-нибудь тяжелую минуту». В составе этого полка Коррадини прошел всю Турецкую кампанию, 17 сентября 1855 г. принимал участие в штурме Карса. Однако не военными подвигами оставил о себе память Коррадини, а своими художественными произведениями.


Он был талантливым рисовальщиком и акварелистом. Им воспроизведены несколько эпизодов из боевой и мирной жизни Нижегородских драгун, портреты наместника Кавказа Н.Н. Муравьева, офицеров и солдат нижегородцев, картина «Лагерь Нижегородского полка в Бозгалах», и наконец, портреты всех офицеров полка, в общей группе, в которой фигурирует и сам художник с карандашом и бумагой в руках. Подлинник этой картины, виртуозно исполненной акварелью, принадлежал командиру полка, князю А.М. Дондукову-Корсакову, а многочисленные фотографические снимки встречались почти у каждого старого нижегородца. Большая часть его рисунков хранится в частных коллекциях.


Рисовал Коррадини и кавказских горцев, например шамилевского наиба Хаджи-Мурата. Как известно первым кто рисовал знаменитого наиба с натуры, был князь Г.Гагарин, находящийся в Тифлисе в тот момент, когда туда прибыл наиб Шамиля, перешедший на сторону русских в 1852 году. Гагарин изобразил Хаджи-Мурата, играющего в шахматы с известным ориенталистом, Н.Ханыковым. Вторым же стал


Коррадини, но рисовал он уже мертвого Хаджи-Мурата, вернее отсеченную его голову, которую привезли в Тифлис с места его гибели. Впоследствии
Е.Лансере, приступивший к работе над иллюстрированием «Хаджи-Мурата» Л.Толстого воспользуется рисунком итальянца. Коррадини рисовал Шамиля, его сыновей, наибов, портреты которых стали потом часто использоваться в различных публикациях о Кавказе.
Коррадини оставил о себе на Кавказе добрую память. Необыкновенно пылкий нрав вовлекал его нередко в очень рискованные предприятия. Например, когда он вздумал посетить родную Италию и выехал в отпуск, «в Георгиевске грубость станционного писаря, швырнувшего в него жалобною книгой, вывела из себя пылкого итальянца до такой степени, что он выхватил шашку, и в один момент у его ног лежала уже какая-то бесформенная, кровавая масса. Писарь Седых был им изрублен в куски. Коррадини арестовали. К счастью следствие выяснило, что этот Седых был человек до того буйный и дерзкий, что от него отказались даже родители. Это и было причиной, почему Барятинский приказал, не придавая Коррадини суду, выдержать его месяц на гауптвахте и предать церковному покаянию».


5 мая 1871 г. в чине майора художник отчислился по армейской кавалерии, затем вышел в отставку и уехал на родину в Италию, где занялся скульптурой. Исполненную им колоссальную, высеченную из мрамора фигуру императора Александра II приобрелаРоссийская Академия художеств.
Рисунки и акварели Коррадини и по сей день являются яркой и своеобразной иллюстрацией тех далеких, героических дней в истории Кавказа.