История

История  »   Кавказские миниатюры  »   МАРЬИНО – КУСОЧЕК КАВКАЗА

МАРЬИНО – КУСОЧЕК КАВКАЗА

[опубликовано 27 Апреля 2009]

Доного Хаджи Мурад

 

 

МарьиноДворцово-парковый ансамбль Марьино может служить типичным примером великолепных дворцов и обширных парков, которые соорудили для себя богатые помещики и придворные в России на рубеже XVIII и XIX вв.
Может показаться удивительным, но Марьино имеет некоторое отношение к Кавказу, вернее, к предводителю кавказских горцев, имаму Шамилю. Дело в том, что данное имение принадлежало знаменитому роду в России князьям Барятинским. А мы знаем, что одному из них, а именно, Александру Ивановичу Барятинскому сдался в плен Шамиль 25 августа 1859 г. Что касается истории Марьино, то она такова.


Первым владельцем имения был Иван Сергеевич Барятинский, один из виднейших вельмож екатерининского времени. Этому способствовало главным образом его участие в дворцовом перевороте 1762 г., когда с группой гвардейских офицеров он помог взойти на престол Екатерине II, а позже, с ее ведома был соучастником убийства в Ропше Петра III.


С 1773 по 1785 гг. И.С. Барятинский был русским послом во Франции. Его сын Иван так же стал дипломатом. В царствование Павла I Иван Иванович был церемониймейстером двора, а потом употреблен был в дипломатической части.
Когда в 1811 г. умер отец Иван Иванович Барятинский, оставил дипломатическую службу, вернулся в Россию и занялся реконструкцией родового имения.


Дворец в Марьино был отделан с исключительной роскошью. Потолки парадных залов и часть стен были затянуты шелковыми и штофными обоями, паркетные полы поражали великолепным рисунком, искусно выложенным из ценных пород деревьев, камины имели мраморные и бронзовые украшения и дорогие экраны.
Так как дворец был очень велик, то для его отделки потребовались огромные денежные средства. В.А. Инсарский, очевидец прежней роскоши, так охарактеризовал в своих «Воспоминаниях» масштабы дворца в Марьино: «…Я не помню числа комнат в этом дворце, но помню, что они считались сотнями. В этих комнатах сосредоточено было все, что страшное богатство, соединенное со вкусом, могло придумать, начиная с оригинальных произведений знаменитейших мастеров живописи и скульптуры».


Еще в те годы, когда дворец в Марьино только достраивался, князь И.И. Барятинский приобретал ценные произведения живописи и скульптуры, фарфор, собрания редких книг и нот и многое другое.
Среди произведений живописи в картинной галерее Марьино находилась большая картина немецкого художника Т.Горшельта «Штурм аула Гуниб на Кавказе в 1859 г.».


Здесь нужно сделать небольшое отступление и сказать о том, что четверо сыновей князя Ивана Ивановича были известны своей отличной службой России, но особенно выдающейся является деятельность князя Александра Ивановича Барятинского. Фельдмаршал, главнокомандующий русской армии и наместник царя на Кавказе. Покоритель Шамиля. Член Государственного совета. Почетный член Московского университета. Заслужил почти все награды государства Российского. Влиятельный царедворец, Александр Иванович ходил в ореоле кавказского героя, любезного друга Александра II.


В Марьино самозабвенно почитали культ удачливого и прославленного из Барятинских. Да и сам Александр Иванович гордился своей фамилией, тем, что он – из Рюриковичей, потомок князя Михаила Черниговского. В честь его кавказских побед на берегу пруда в имении был возведен памятник «Орел», сохранившийся и поныне. А в залах дворца кавказская эпопея представлена была внушительной живописной коллекцией большой историко-художественной ценности. Подобной в то время не было нигде. Это был своеобразный музей кавказской войны, собранный из уникальных произведений.

Среди них – портреты фельдмаршала в детстве и на вершине «звездного» своего взлета, портреты генералов, казаков, горцев, изображения сражений, атак, виды крепостей, военных поселений, обозов, горных аулов, бытовые сцены, пейзажи. Наконец, батальные полотна «Штурм Гуниба», о котором говорилось выше, и «Пленный Шамиль перед главнокомандующим князем Барятинским на Гунибе 25 августа 1859 г.» или как она иначе называлась «Пленение Шамиля». Об картины выполнены немецким художником Теодором Горшельтом по заказу брата фельдмаршала Владимира Ивановича.


Первая картина изображает взятие солдатами Апшеронского полка 25 августа 1859 г. почти неприступного по природным условиям высокогорного аула Гуниб, укрепленного обвалом скал, устройством всевозможных препятствий на горных дорогах и тропах и умелым размещением караула.


Картина была написана в 1867 г. В этом же году она была представлена на всемирной выставке в Париже и завоевала там Большую золотую медаль, а затем была отправлена заказчику в Марьино, где уже экспонировалась друга картина художника «Пленение Шамиля», написанная по заказу в 1865 г. Горшельт изобразил на холсте около 40 персонажей-участников этого знаменательного события в истории Кавказа. А.И. Барятинский показан сидящим в окружении своего штаба. Напротив него стоит Шамиль.


Картина была создана Горшельтом в Мюнхене. Она, как и все его работы, и там произвела большое впечатление на жителей города. Картина была выставлена на обозрение, и несколько дней горожане могли видеть и восхищаться ею. Далее холст был отправлен в Санкт-Петербург, где временно был выставлен в Серебряной зале в Царском Селе, затем передан в Марьино.


После революции 1917 г. картины были национализированы, и «Штурм Гуниба…» передали в Курский краеведческий музей, а «Пленение Шамиля» - в краеведческий музей Дагестана, где экспонируется и по сей день.
Картина «Шамиль на коне» была заказана художнику Н.Е. Сверчкову в 1859 г. для фамильного дворца по воле А.И. Барятинского. Она висела в экспозиции в одном из залов, где экспонировалось кавказское холодное и огнестрельное оружие, доспехи, множество орденов, учрежденных Шамилем для своих подданных. Почетное место в экспозиции занимала шашка имама, которую он отдал во время переговоров на Гунибе князю Барятинскому.


Среди множества картин на кавказскую тему следует выделить такие, как «Дарьялское ущелье» (художник Н.Чернецов), «Лагерь под Гунибом» (И.Александровский), «Переход горцев через реку» (Ф.Байков) и «Битва в горах» (С.Щукаев), «Продажа невольниц» (И.Соколов), «Горная крепость» (Ф.Франкен), «Обоз движется к Грозному» и «Вид Ханкальского ущелья» (Ф.Львов), а также две картины знаменитого И.Айвазовкого «Вид Гуниба» и «Военно-Грузинская дорога». На обороте обоих холстов надписи: «Князю Барятинскому от автора».
Почти все картины кавказского цикла были переданы после их национализации в 20-х гг. Дагестану, и в настоящее время они экспонируются в двух музеях в Махачкале. Переданы сюда и другие экспонаты: ордена, шашка Шамиля, оружие и др.


После знаменательно события на Гунибе жизненные пути А.И. Барятинского и имама Шамиля еще не раз сходились. Во-первых, они нередко переписывались, Шамиль в то время жил в Калуге. В декабре 1869 г. Шамиль был приглашен Барятинским в Марьино, и в честь его приезда «там были установлены две памятные доски. На одной из них надпись сообщает, что «Шамиль имел пребывание в Марьино в декабре месяце 1869 г.». На другой – написано: «Шамиль жил в сей комнате в декабре месяце 1869 г.».


После смерти Шамиля в Медине в 1871 г. его жены Заидат и Шуанат написали письмо Барятинскому, что они «в недоумении, каким образом устроить наши дела, как домашние, так и внешние. Чтобы иметь необходимые средства к жизни».


К чести Барятинского надо отметить, что князь никогда не забывал о Шамиле и его семье, всегда был к ним внимателен и по многим благодарностям в его адрес в письмах, можно судить, что он не раз помогал семье имама. Недалеко от имения Марьино была построена своеобразная башня, которую назвали в честь кавказского горца «Башня Шамиля».


Как в прошлом, так и сейчас, это красивое поэтическое место с прекрасным парком, прудами, дворцом и многочисленными произведениями искусства привлекает к себе внимание. Примечательно, что и Кавказ, и Шамиль имеет прямое отношение к этому великолепному ансамблю.