История

История  »   Настоящее и думы  »   ХВАТИТ НЕ ЗНАТЬ КАВКАЗ

ХВАТИТ НЕ ЗНАТЬ КАВКАЗ

[опубликовано 30 Мая 2013]

 

«Кавказ – это «Алмаз» мировой цивилизации, не поддающийся огранке. Люди, населяющие этот благодатный край, всегда были заметны во всемирной истории, начиная с Пророка Ноя (мир ему) и по сегодняшний день». Так пишет на своем сайте известный ученый-историк и кавказовед Хаджи Мурад Доного. Он рассказал WordYou.Ru о судьбе Дагестана в составе России, о его прошлом, настоящем и будущем.

 

 

- Хаджи Мурад, какую оценку Вы дали бы современному состоянию дагестанского общества?

- Несомненно, сегодня Дагестан переживает трудные времена. Не знаю, было ли в истории более сложное время. Идет напряженное противостояние между различными религиозными, политическими и иными группами. Исламская умма в очень не простом состоянии не только в Дагестане, но и во всем мире.

- А можно ли говорить, что проблема в этом «сложном этапе развития» в самих мусульманах?

- Примерно такая же ситуация была в конце XIX–начале XX вв. Тогда возникло такое исламское движение как «джадидизм». Суть этого учения заключалась в том, что ряд прогрессивных исламских ученых того времени, сначала в Поволжье, а потом и в других регионах империи, решили изменить методику исламского образования, предлагая наряду с религиозными науками учить в школах и светским наукам.

Это интеллектуальное движение стало популярным в то время. И в Петербурге сразу забеспокоились. Тому свидетельство – архивный документ. Это письмо министра внутренних дел Российской империи Д.С. Сипягина министру иностранных дел В.Н. Ламздорфу, в котором сообщается что «мусульманство начинает просыпаться от вековой спячки».

Это очень важно. Власти всегда беспокоятся, когда начинает просыпаться исламское самосознание. Отсюда и истоки непонимание между властью и мусульманами. Ислам – это не только молитва, пост и ритуалы, это образ жизни. И сегодня, когда ислам начинает пробуждаться во всем мире, этот процесс проходит очень болезненно.

Поэтому, мне особенно запомнилась вот эта цитата из письма. Когда мусульмане ходят в мечеть, постятся, молятся, строят мечети – это одно. Но когда они, следуя своим религиозным принципам, пытаются что-то изменить в обществе, это вступает в противоречия с государством. Кто-то пытается это делать через проповеди, кто-то показывает, как следует поступать на собственном примере. Но кто-то ведь берет в руки оружие…
Шамиль. Или о добровольности вхождения в состав…

- Дагестан готовится к празднованию 200-летия вхождения Дагестана в состав России, но в то же время самой популярной исторической фигурой является Имам Шамиль, четверть века воевавший против Царской России. Отчего эта двойственность?

- Я думаю, что ни один дагестанец не будет от души праздновать этот праздник. Ведь по логике, если мы отмечаем эту дату как праздник, то получается и Шамиль, и другие имамы это не руководители национально-освободительного движения, а бунтари, злодеи.

В одно время по северокавказским республикам пошла волна празднования добровольного вхождения этих республик в состав России. Хотя все прекрасно знают, что никакого добровольного вхождения не было. Но власть всегда желает подчеркнуть «добровольность» присоединения тех или иных земель.

Вообще, само имя Имама Шамиля всегда было используемо в различных целях. В российской историографии он был то хорошим, то плохим. В зависимости от политической ситуации.

Например, во время Великой Отечественной войны, когда немцы двигались на Кавказ, они часто использовали имя Шамиля для привлечения кавказцев на свою сторону. Была создана специальная зондер-команда под названием «Шамиль». А советская сторона, в свою очередь, на средства, собранные жителями Кавказа, создала танковую колонну «Шамиль».

После окончания войны Шамиль опять впал в немилость. В Тбилиси вышла книга под названием «Шамиль – ставленник султанской Турции и английских колонизаторов». Вплоть до 90-х годов Шамиль был «плохим». Но в 1997 году в Дагестане, да и во всей стране, с размахом отметили 200-летие Имама Шамиля. В Москве долго сомневались, надо ли отмечать этот праздник… Но все-таки потом решили, что эту личность просто не затушуешь.

Таким образом, учитывая популярность Имама, его имя все время использовали все, кому надо было каким-то образом повлиять на общество или на власть. Отсюда и миф о том, что Шамиль завещал горцам жить в мире и согласии с Россией.

В мире хотят жить все, и в этом ничего плохого я не вижу. Но нет такого документа, подтверждающего «завещание» Шамиля. Об этом завещании говорят чиновники-дагестанцы, которые хотят красиво прогнуться перед Москвой.

Но Шамиль – это человек, который 25 лет воевал и получил более двух десятков ранений. Это человек, у которого погибли в войне самые близкие – жена, сын, сестра, дядя и т.д. И говорить сегодня, что Шамиль пролил кровь простых горцев, а в конце, спокойно сдавшись русским, припеваючи жил в Калуге, – возмутительно.

Судьбой определено ему, выходцу из небольшого аварского села, прославиться на весь мир. Он стал великим, воюя четверть века против самой могучей армии того времени. И судьбой даровано ему умереть на священной земле Хиджаза и быть погребенным на кладбище в Медине, где похоронены члены семьи пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

И очень сильно сомневаюсь в том, что Шамиль оставил предкам такое завещание. То есть, популярность Шамиля была использована для успокоения горцев, за свободу которых он сражался всю жизнь. И вот этот нынешний праздник, это тоже попытка дагестанской власти использовать историю в угоду каким-то своим политическим целям.
Мифу – миф… Или о едином учебнике истории

- Сейчас хотят ввести единый учебник по истории для всех школ России? Как вы относитесь к такой «уравниловке»?

- А кто будет создавать этот учебник и что там будет написано? К примеру, что там будет написано про Ермолова? Это герой Отечественной войны 1812 года, храбрец и т.д.? Я думаю, что в этом учебнике Ермолов будет героем. А мы тоже должны считать его героем? Его, который сжег здесь тысячи сёл? Который казнил людей по своему усмотрению и правил здесь как хотел? Это ж ни для кого не тайна, кроме авторов учебников истории. Ермолов открыто, с гордостью говорил о своих зверствах.

Извините, это не наша история. Да, они герои России, а для дагестанцев героями являются Гази-Мухаммад, Мухаммад-Амин, Шамиль и т.д. Как это все уместить в одном учебнике, если это не умещается в голове?

Конечно, можно написать так, чтобы никого не обидеть. Но тогда это будет учебник психологии, а не истории.
На голове и в голове. Или о запрете на хиджабы

- По поводу запрета хиджабов. Путин на прямой линии заявил, отвечая на вопрос о ношении хиджаба в школах: «Ничего хорошего в этом нет. Есть, конечно, национальные особенности в некоторых республиках. Но это не является национальной особенностью. Это демонстрация известного отношения к религии. В нашей стране, в мусульманских регионах никогда такой традиции не было». А что скажете вы, как историк. Не было такой традиции?

- Путина подвели помощники, не знающие, что такое хиджаб, никаб и какие у нас национальные традиции.

Но тут надо сказать, что и в Дагестане идет много споров о хиджабе. Некоторые говорят, что наши бабушки не ходили в хиджабе, что это привнесенный арабский элемент. Но что значит наши бабушки? О каком периоде мы говорим?

50 лет назад тоже были бабушки, 100 лет назад – тоже были. Возможно, что 50 лет назад в упорно атеистической стране не ходили в хиджабе. А до этого? А 150-200 лет назад?

Сама национальная одежда горянок есть тот же хиджаб. То есть, можно открывать только кисти рук и овал лица. В годы имамства Шамиля (1834-1859 гг.), в годы существования государства «имамат», созданного им, все женщины должны были ходить в никабе. Поэтому, бабушки того периода ходили закрытые.

Доказательств этому в виде сохранившихся на сегодняшний день в архивах, рукописных фондах, музеях источников (письма имама наибам, указы имама и пр.) немало. Да и до правления Шамиля, второй имам Гамзат велит женщинам закрываться полностью, а мужчинам – отпускать бороду и подстригать усы над верхней губой и при этом надевать чалму. При этом не надо думать, что женщины угнетены. Шамиль прекрасно понимал незавидное положение женщины в традиционном горском обществе и пытался законами шариата защитить женщину, облегчить ее жизнь. Закрываться тоже заставлял для блага женщины. Были введены странные в современном мире законы: под страхом наказания мужчине нельзя было даже касаться женской одежды.

То есть, в то время закрытая женщина была более защищена.

- Является ли сейчас это для женщины благом? В нынешних условиях.

- Женщине можно открывать кисти рук и овал лица. Я думаю, что хотя бы эту планку надо достойно нести. А закрываться полностью или нет, это ее личное дело или же дело ее мужа.

Вот сейчас я внимательно слежу за спорами о хиджабе. Знаю, что будет закон о единой школьной форме, и с тревогой представляю, сколько мусульманок могут быть лишены полноценного права получить хорошее образование. Противники хиджаба, конечно же, говорят, что можете пойти учиться в религиозную школу, которые, как правило, частные и платные. Но извините, я полноправный гражданин этой страны, плачу налоги в казну этого государства, и почему меня и моих детей должны лишать права на получение нормального бесплатного светского образования?

При этом без конца говорят о свободе совести, об отделении церкви от государства. Я хочу, чтоб мои дети знали не только религиозные науки, но и светские, но при этом имею право исповедовать свою религию, такое право гарантирует мне Конституция. Чем мешает платок на голове девочки другим детям? Есть масса других проблем, на которое государство должно в первую очередь обратить внимание. Детский алкоголизм, наркомания, токсикомания в школах, детская порнография… А тут прицепились к женскому платку. Это вопрос личности, но не государства.

Не странно ли, дети страдают от того питания, которое проникло в школы, но власть отчаянно борется с платками… Не говорит, ли это о том, что что-то нарушено в центральной нервной системе государства?

- Ну а если, все-таки, попытаться понять всех этих государственных мужей, которые с таким рвением принялись бороться с платком… Неужели это так важно, что их беспокоит?

- Я думаю, что их беспокоит развивающая мусульманская умма, увеличение количества мусульман в мире. Это мое личное мнение. Государство старается противостоять популяризации ислама, росту влияния мусульманской религии.
Не все достойны демократии? Или – о «выборах»

- Как вы считаете, почему кавказские регионы лишают права выбирать себе руководителей? Кавказцы не доросли до демократии? Или власть просто боится появления сильных лидеров, слушающих свой народ, а не сигналы из Кремля?

- Возможно, что не хотят сюрпризов, хотят пойти по максимально предсказуемому варианту. Любая система может сдать сбой. А Кавказ наиболее подвержен этим сбоям. А если на Кавказе будет сбой системы, проблем у центральной власти будет достаточно…

- Есть такие данные, мол, в республиках Северного Кавказа еще до присоединения к России были развиты традиции горской демократии. Существовал многовековой опыт избрания правителей, разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную. Так ли это?

- Такие примеры были. Существовали вольные общества, где не было центральной власти. Взаимоотношения в этом обществе регулировались в основном с помощью адатов. Таких обществ можно посчитать в Дагестане несколько десятков. Вопросы решались сообща, дани никому не платили. Конечно, некоторые общества в той или иной степени могли попасть под зависимость сильных феодальных государственных образований. Но в основном все вопросы – войны и мира, земельных отношений и т.д. – решались сходом и общим собранием. Наверное, это и можно называть «горской демократией»

Беседовал Рамазан Раджабов

http://wordyou.ru