История

История  »   Настоящее и думы  »   ХИДЖАБ, ЧУХТА И ТУФТА

ХИДЖАБ, ЧУХТА И ТУФТА

[опубликовано 17 Сентября 2011]

Тахнаева Патимат

 

Чохто. Сел. КидероТуфта - заведомо ложные показания в официальных показателях, отчётах или в сообщениях; чушь, вздор, ахинея; подделка, обман, халтура, подвох, мошенничество. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф., М. 2000.

 

Была я как то приглашена на диспут «Чухта или хиджаб?». С хиджабом все понятно, как известно, мусульманская одежда для женщин должна строго соответствовать следующим условиям: голова и тело, за исключением лица и кистей рук, должны быть полностью закрыты от посторонних глаз; ткани должны быть плотными и непрозрачными, а сама одежда - свободной настолько, чтобы под ней можно было скрыть очертания женской фигуры.


Обсуждался вопрос о том, как это делают сегодня дагестанские женщины, и почему они предпочли бренды арабских стран. Постановка проблемы не нова, в нашем случае, на диспуте, обсуждался возврат только к одному элементу женской традиционной одежды дагестанки, и самому красивому, знаковому – чухте (по А.Г. Булатовой, С.Ш. Гаджиевой), или чохто. Чохто прикрывала волосы, плотно охватывая верхнюю часть лба и, как правило, свисала с затылка вниз, по спине, в виде накосника – некоторые до подола платья. Выходя из дома, женщина всегда накидывала поверх чохто большой платок. Были чохто как повседневные, так и парадные, которые шились из дорогих тканей – шелка, парчи, тафты, а различные серебряные украшения для них могли бы составить отдельную тему для обсуждения. Замечу только, что характерную особенность многим из чохто придавала нарядная нашивка-налобник, даже сейчас их можно увидеть в некоторых аварских и даргинских селениях, в частности, у кубачинок.


Очевидно, что каждое дагестанское чохто – классический элемент хиджаба. И если его нет в гардеробе современной дагестанской мусульманки, это, скорее всего только потому, что она о них имеет самые смутные представления. В лучшем случае. Другое дело, если бы они были великолепно экспонированы во всем богатстве и многообразии в Дагестанском государственном объединенном музее (ДГОМ), или же воссозданы и в широком выборе предложены взыскательным покупательницам. Но ни той, ни другой возможностью, к сожалению, мы на сегодня не располагаем.


Между тем, проблема популяризации в современном обществе национальной одежды очень актуальна. В настоящем, практически все мы, дагестанцы, и мужчины, и женщины, чураемся собственной традиционной одежды. Показательно, что на таком знаковом событии, как съезд народов Дагестана (декабрь, 2010), в национальном костюме можно было увидеть только кизлярского казачьего атамана. А ведь одежда – один из важных социокультурных маркеров, такой же, как и родной язык.


Да, все мы давно сделали выбор в пользу повседневной одежды западного стиля, но почему бы нам не представлять собственную традиционную одежду или ее элементы хотя бы на торжествах как символ национальной принадлежности? Классический пример того, как в наше время элемент традиционной одежды может стать и является органичной частью национального менталитета – это шотландский килт, предмет мужской традиционной одежды горцев Шотландии. Его можно увидеть не только на музыкальных и танцевальных выступлениях. Сегодня большинство шотландцев используют килт как часть официального или свадебного костюма, хотя повседневно его мало кто и носит. А в британской армии килт до сих пор является частью военной формы, чаще всего для смотров и парадов.

 

Сэр Шон Коннери называет килт самой элегантной одеждой для приёмов, а шотландский министр Мак-Коннелл считает килт символом шотландской истории и будущего.
Приведу другой пример, более к нам близкий. В Тбилиси, в январе этого года состоялся первый в Грузии показ старинной грузинской национальной мужской и женской одежды. Ее представлял магазин национальной одежды «Самосели пирвели» («Первое облачение»), открытый в самом центре столицы. На показе было представлено 50 моделей одежды (из них только 15 мужских), праздничной и повседневной, тщательно восстановленных по историческим оригиналам, сохранившихся в музеях, частных коллекциях, фотоархивах. Об этом уникальном банке данных, исследовательском и пиететном подходе дизайнеров одежды к каждому воссозданному костюму можно много рассказывать: детальная реконструкция, идеальный крой, натуральные ткани, идентичные украшения. В цехе с японской и итальянской техникой работают до 40 мастериц, особо сложные элементы одежды, требующие кропотливого труда, как золотое шитье, плетение кружев, рисунок бисером и пр., заказываются в мастерских при монастырях, где еще не утрачены старинные технологии. Нужно признать, что в каждом таком костюме объединилось в одно целое традиции, фольклор, наука, ремесло и престиж.


Чохто. Сел. ТиндиГ-н Луарсаб Тогонидзе, один из инициаторов популяризации в современном обществе национальной одежды, генеральный директор магазина «Самосели пирвели» при личной беседе, на мой вопрос, зачем вообще все это нужно, ответил: «Мы много говорим о преемственности и наследии традиционной культуры, об истории нашего народа, истории семьи, это важно. Все начинается в семье. Но есть вещи, которые невозможно передать словами. А когда ты надеваешь на себя одежду своих предков, которые носили твой отец, твой дед, прадед – чоху, и смотришь на сына - здесь слов не нужно. Это передается от сердца к сердцу».


Где мы, дагестанцы, сегодня можем увидеть во всей своей красе и полноте традиционную одежду наших предков? Приобрести ее? Хотя бы те же женские чохто, повседневные и парадные: из кашемира, бязи, парчи, ситца, атласа, золотного шелка, с чепцами и без, с длинными полотнищами и меховыми шапками, с набивными высокими корпусами и из кожи с коротким полотнищем, с височными кольцами и украшенные серебром, с кружевами и позументами, с золоченной тесьмой ручной работы?


Очевидно, что ДГОМ, который как один из крупных музеев на Кавказе должен был бы, по идее, стать многофункциональным культурным и научно-исследовательским комплексом, выполняющего роль социокультурного центра региона, с задачами подобного рода не в состоянии справиться. Хотя бы в силу того, что научно-исследовательская деятельность в стенах ДГОМ, в классическом понимании этого слова совершенно, не проводится, а может быть, им даже неизвестна. Мною уже как то упоминался один из последних образцов его научно-исследовательской работы - буклет «Дагестанские национальные костюмы из фондов ДГОМ». И хотя в названии буклет (изданный без выходных данных, без указания автора текста) многообещающе заявлял о «дагестанских национальных костюмах», на самом деле представлял только женские костюмы, по его страницам произвольно были разбросаны фотографии женских головных уборов, разумеется, неподписанные. Сам текст буклета очень слабый, где-то небрежный, неожиданно заканчивался словами «…хоронили женщин».
Возможно хронический непрофессионализм ДГОМ в «популяризации историко-культурного наследия края для жителей и гостей республики» спровоцировал создание новой структуры для решения этой цели.

 

Постановлением Правительства РД от 29 июня 2009 г. №202. был создан музей-заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул». Как отмечено на официальном сайте «музея-заповедника», он создан с целью «обеспечения сохранности, пополнения, исследования и популяризации историко-культурного наследия края», и указаны его постоянные экспозиции: «Одежда и промыслы народов Дагестана», «Интерьер и быт горского жилища», «Мастерская ремесел», «Зал современного искусства». Даже для непосвященного человека совершенно очевидно, что эта новая структура попросту дублирует деятельность ДГОМа и, отчасти, музея искусств им П. Гамзатовой. И что самое удивительное, экспонатами из фондов тех же республиканских музеев.


Аварка. Сел. ГагатлиОткрытие нового ГУ культуры было отмечено и на официальном сайте Министерства по национальной политике, делам религий и внешним связям республики Дагестан: «… Данный факт демонстрирует целенаправленные меры, по укреплению и упрочению духовного единства Дагестана, по противодействию культурной экспансии с сопредельных территорий».  Поскольку одним из приоритетных и оригинальных направлений в своей деятельности, «музей-заповедник» называет «…возрождение лучших образцов материальной культуры, в том числе и традиционной одежды», могу только предположить, что тем самым он пытается противостоять культурной экспансии с сопредельных территорий. В частности, ношению некоторыми мусульманками Дагестана брендов арабских стран, в том числе и никаба, закрытой мусульманской женской одежды в виде «покрывала», с узкой прорезью для глаз, как правило, из ткани чёрного цвета.


Аварка. Сел. МацехиНадо заметить, что к решению поставленных задач по реконструкции традиционной одежды народов Дагестана музей-заповедник подошел основательно: на первом этапе предполагается «изучение научной и специализированной литературы, источников (описание кроя, особенности декорирования, обработка швов и используемые при этом материалы и ткани)». Далее, по плану, профессиональные модельеры и дизайнеры одежды разрабатывают лекала и выкройки старинных костюмов, используя опыт при разработке собственных коллекций. Наиболее сложным и затратным в проекте авторы называют подбор натуральных тканей и декорирование одежды - вышивка, плетение, аппликация (с привлечением мастериц, владеющих секретами рукоделия). Для пошива изделий предполагается привлечение портных, аренда мастерских, приобретение специального оборудования. Заключительным этапом реализации проекта станет «открытие постоянно действующей экспозиции, отражающей богатство и разнообразие женских костюмных комплексов, и издание буклета».


Аварка. Сел. ИрибНесомненно, все эти усилия и помыслы замечательны сами по себе. Наконец-то у нас в республике предпринимаются серьезные попытки восстановить во всей полноте картину самобытной культуры традиционной дагестанской одежды. Только объясните мне, чем усилия новоявленного «музея-заповедника», даже при самой успешной реализации их замыслов, будут отличаться от деятельности грузинского магазина национальной одежды «Самосели пирвели»?


Непонятно и другое, главное. Зачем все это было нужно называть «музеем-заповедником»? Насколько известно, музеи-заповедники создаются на основе музеефикации территорий, ансамблей, комплексов и отдельных памятников истории и культуры, обладающих особой ценностью - в их естественной среде. И это при том, что экспонироваться в «музее заповеднике» в итоге будут современные работы, а не подлинники. Думаю, г-н Луарсаб Тогонидзе, генеральный директор магазина «Самосели пирвели» был бы немало удивлен, если бы однажды, заставив местами старинной утварью оба этажа магазина (хотя в интерьере и так использован изысканный антиквариат), власти вдруг объявили бы его «музеем-заповедником».


Закатальские аваркиНасколько известно, так называемый музей-заповедник «Дагестанский аул» предполагает в будущем отстроиться по образцам горской архитектуры и претендовать на статус музея под открытым небом? Но музеи под открытым небом создаются на основе недвижимых памятников истории и культуры на месте их нахождения и в природном окружении, или на основе перевозки памятников на специально отведенную территорию из других мест. Это ни вчера, ни сегодня и ни нами вдруг придумано. В мире подобных этнографических музеев под открытым небом известно порядка шестисот, и в них во всех представлены подлинные архитектурные памятники культуры! Что в таком случае может быть общего с новоделом под старину «Дагестанского аула» и настоящими музеями-заповедниками? Если называть вещи своими именами, то музей-заповедник «Дагестанский аул» пытается ввести в культурный оборот вместо некогда существовавших произведений культуры другие. Похожие, но другие, т.е. фальшивые. Фальшивые памятники – классический образец анти-истории и анти-культуры настоящего времени, когда теряется (уничтожается) вкус и уважение к подлинному культурному наследию.


КубачинкаЧто же такое сегодня так называемый ГУ «музей-заповедник Дагестанский аул»? По сути, попросту экспонаты из фондов двух старых республиканских музеев, перенесли метров так на 300-500, в другое помещение - бывшее здание библиотеки на ул. Р.Гамзатова))) Я здесь не буду говорить о том, что новый музей создается обычно на собственных оригинальных фондах, либо делают дорогостоящие закупки частных коллекций и пр., а уважающие себя музеи создают и пополняют свои коллекции в многолетних экспедициях, а не раздают их направо-налево...

 

Вообще, вся эта ситуация с загадочным ГУ «музеем-заповедником Дагестанский аул» напоминают известную историю с «загадочным мехом», который выдают за «мексиканского тушкана», а дагестанской общественности непременно нужно его признать по меньшей мере «шанхайским барсом». Мы же все такие милые люди, и все друг друга знаем).