История

История  »   Настоящее и думы  »   ГДЕ ТЫ, ДАГЕСТАНСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ?

ГДЕ ТЫ, ДАГЕСТАНСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ?

[опубликовано 20 Июня 2010]

Интервью

 

 

Наш сегодняшний гость человек с активным «общественным лицом», в республике он известен как просветитель, пропагандист истории родного края, выискивающий в тени прошлого выдающихся дагестанцев, о которых рассказывается в его журнале «Ахульго».
Вот уже на протяжении многих лет этот человек пытается вернуть в Дагестан, хранящийся в Кунсткамере череп Хаджи-Мурата - одного из наибов Шамиля. Речь идет о Хаджи Мураде Доного. На мой взгляд, именно таким и должен быть настоящий интеллигент, у которого патриотизм, любовь к Дагестану, не поддельная, как у некоторых, а настоящая и искренняя. Еще раз в этом убедился в ходе состоявшегося с ним разговора о роли интеллигенции в дагестанском обществе.


- Сразу же возьму, как говорится, «быка за рога». Есть ли в Дагестане национальная интеллигенция?


- Что понимать под интеллигентностью? Если под этим подразумевать образованность, умение культурно разговаривать, быть опрятным, наконец, подобающим образом вести себя в обществе, то это лишь внешние атрибуты таких понятий, как «интеллигент», «интеллигентность». В Дагестане много интеллигентов или людей, называющих себя интеллигентами, но, мне кажется, нет интеллигенции как общественной ячейки, которая может повлиять на состояние общества. И это не оскорбление кого-то, а констатация существующих реалий. Если мы хотим построить достойное общество, мы должны распространять «вирус» интеллигентности. Поэтому очень важно думать о нашем будущем, о нашей молодежи. Я не отношу себя к образцу интеллигентного человека, но, как преподаватель вуза, по мере сил пытаюсь донести до студентов свои мысли о том, что никакая модернизация невозможна без наличия большого слоя интеллигентных людей.


-Можно ли отожествлять понятия "голос общественности" и "голос интеллигенции"?


-«Голос общественности – это более широкое понятие, оно какое-то размытое. А к голосу интеллигенции власть прислушивается больше, во всяком случае, должна, потому что у интеллигенции есть множество форм и способов воздействовать на власть.


- У некоторой части интеллигенции республики существует мнение, что научная интеллигенция не должна отказываться от контактов с властными структурами, а вот, если где-то они неправы, особенно в отношениях с народом, то интеллигенция не должна молчать. Согласны Вы с такой трактовкой роли интеллигенции?


- От такой возможности отказываться нельзя. Это не конструктивный подход. Не нужно прятать, как страусы, «голову в песок». О своей позиции интеллигенция всегда может заявить через «открытые письма», «обращения» в СМИ, посредством различного рода резолюции и постановления, принятые на конференциях.


-Вы достаточно частый гость на телеэкране, на страницах периодических изданий. Выступая по телевидению, в газетах, чувствовали ли Вы, что представляете какой-то слой интеллигенции республики?


-К счастью, такую поддержку я всегда ощущаю от своих единомышленников. Не в моих правилах часто мелькать на телеэкране и на страницах газет, но если необходимо донести до земляков какую-то проблему, то делаю это с ответственностью, в том числе через издаваемый нами журнал «Ахульго». Выпускаем журнал на общественных началах, не подразумевая никакой финансовой корысти. Потому-что знаем, что наши верные читатели ждут выхода очередного номера, в котором они найдут своеобразную трактовку исторических данных. Кстати говоря, опробируем материалы, помещенные в журнале, на периодических конференциях в Национальной библиотеке.

-Перечислите темы некоторых конференций.


-Только за последние два-три года мы провели конференцию «Исторические битвы. Аргвани и Ахульго. 1839 г.», каждый год 4 февраля отмечаем годовщину смерти имама Шамиля. Оживленно и заинтересовано прошли вечер, посвященный 100-летию выхода книги Е.И. Козубского «Дагестанский конный полк» и презентация книги «Гайдар Баммат и журнал «Кавказ». Рады, что на этих мероприятиях бывает много народу, особенно молодежи.


-Вы часто повторяете слово «мы», а кто стоит за этим «мы»?


- Это люди разного возраста и профессий - преподаватели, научные сотрудники, хозяйственники, которых увлекает история, генеалогия, одним словом, любовь к родному краю. Мы-это не какая-то формально зарегистрированная общественная организация, а просто единомышленники.


- Считаете ли Вы, что есть представители интеллигенции, которые, как говорится, допущены к СМИ, а есть, у которой такой возможности нет?


-Думаю, что допущены все. Другое дело, что они хотят донести до зрителей, читателей. Если это не бредовые планы и идеи, экстремистские лозунги, призывающие к межнациональной и религиозной розни, то никаких ограничений быть не должно. Но допускаю и такое, когда редактор отказывает автору в приеме материала из-за несоответствия текста определенным требованиям.


- Известный журналист и редактор В.Третьяков сказал: «Трудно поверить в искренность человека, вчера игравшего роль Ленина, а сегодня Ленина обличающего». Как Вы относитесь к такой точке зрения?


- Здесь перемешались искусство и политика. Актер, зарабатывающий на жизнь, это одно, а политик, меняющий свои взгляды, это совершенно другое. Б.Ельцин когда-то был коммунистом, затем стал демократом со свечкой в руках. Считаю, что каждый человек должен иметь шанс пересмотреть свои взгляды. И нельзя обвинять их во флюгерстве, предательстве. Пройдя через муки и терзания, они пересмотрели свои прежние взгляды, и пришли к новому пониманию общественно-политических процессов.


- Вы хорошо знаете историю Дагестана. Ответьте: есть ли в нашем прошлом люди, которыми мы можем гордиться, о которых можно сказать, что это были настоящие интеллигенты?


- Когда мне говорят, что я хорошо знаю историю Дагестана, отвечаю цитатой древнегреческого философа (запамятовал его имя): «Я знаю, что ничего не знаю». Конечно же, настоящие интеллигенты в прошлом были. Взять, к примеру, Дагестан начала ХХ века. Многие их представители получили прекрасное образование, в том числе за рубежом, хорошо разбирались в искусстве, литературе при этом их главной целью всегда оставался родной Дагестан. Это: Джелал-Эд-Дин Коркмасов, Рашидхан Капланов, Махач Дахадаев, братья Бамматы, Эмировы и Даидбековы, представители рода Далгат, Саид Габиев, Абдул-Меджид Зульпукаров, Магомед-Мирза Мавраев и многие другие. При своих некоторых разногласиях они не позволяли себе недостойных поступков, были настоящими интеллигентами с горским кодексом чести. В мемуарах царского полковника Магомеда Джафарова остались воспоминания о том, как в начале 1917 года, после Февральской революции, дагестанские интеллигенты с различными взглядами собрались в Темир-Хан-Шуре на квартире известного маслиатчика Адильгерея Даидбекова и обсуждали будущее Дагестана. И хотя пути некоторых из них впоследствии разминулись, они остались в истории и нашей памяти интеллигентами, радеющими за свой народ.

- Причислили бы Вы правозащитника Вазифа Мейланова, вышедшего на центральную площадь Махачкалы в перестроечное время с плакатом в защиту Андрея Дмитриевича Сахарова к интеллигентам?


-Я считаю его мужественным человеком и настоящим интеллигентом. Прекрасно понимая, чем для него может закончиться эта акция, он все-таки пошел на этот рискованный для советского времени шаг. Мейланова по праву можно отнести к элите общества, а не тех, у кого вся элитарность исчисляется количеством денег на счету, наличием домов, дач и автомобилей.


- Согласны ли Вы с известным драматургом Рустамом Ибрагимбековым, который говорит, что элитарность, интеллигентность – это мировоззрение, в котором духовные ценности превалируют над материальными? Что можно добавить?


- Как раз жизнь и биография В.Мейланова свидетельствуют о том, что надо иметь идеалы и служить им не только на словах. Я добавил бы еще: интеллигентность – это осознанный выбор человека, который без оглядки, смело раскрывает болевые точки общества, стоит на страже нравственного здоровья нации, защищает культурные, духовные ценности народа. Будучи выразителем истинных, а не мнимых интересов народа, подлинный интеллигент открыто высказывает свою точку зрения, которая зачастую не совпадает с другим мнением.


- В Коране сказано: подчиняйтесь Аллаху и его пророку и обладателям авра из вас самих. «Авр» обычно переводится как власть, но это не власть, а дело, проект, политическая воля…


Тот, кто имеет политическую волю изменить дело к лучшему и может называться интеллигентом.


- Таким образом, и религиозный фактор имеет значение в рассматриваемой нами теме?


- Несомненно. В конце 19 века Лев Толстой написал статью « Религия и нравственность». А какой интеллигент без нравственности, без духовности? В исламе есть понятие «васатыйя»- нетерпимость к насилию, по-современному - к экстремизму. Думаю, что настоящий интеллигент согласится с этими нормами ислама.

Беседовал Эдуард Эмиров

Махачкалинские известия. 18.06. 2010. № 23. С.6.