История

История  »   Горцы  »   ДЖАМАЛ АД-ДИН. ГОД РОЖДЕНИЯ

ДЖАМАЛ АД-ДИН. ГОД РОЖДЕНИЯ

[опубликовано 22 Ноября 2020]

Доного Хаджи Мурад

 

В Файерстоунской библиотеке Принстонского университета, одного из старейших и известнейших университетов США, хранится коллекция книг, принадлежавших некогда имаму Шамилю. Некоторые из них переписаны самим Шамилем, о чем свидетельствуют пометки на рукописях. Например, одна из них переписана в октябре 1823 года, когда он учился в медресе селения Чиркей, другая – в мае 1826 года в мечети селения Тарки, третья – в марте 1829 года в мектебе селения Балахани и т.д. По этим пометкам можно проследить «маршруты» Шамиля в поисках знаний, а поскольку «они переписывались на протяжении весьма длительного времени, между 1829 (здесь видимо опечатка, см. выше - Чиркей 1823 г. – Д.Х.М.) и 1853 годами, а сам Шамиль не расставался с ними на протяжении двух с половиной десятилетий»[1], то в конце рукописей на чистых страницах он записывал наиболее важные события своей жизни. Так, на полях одной из страниц сочинения выдающегося ученого аль-Газали Шамилем была сделана надпись о рождении первенца – Джамал ад-дина Ахмада, появившегося на свет 25 рамадана 1244 (31 марта 1829 г.). Возможно отец назвал сына в честь своего наставника шейха Джамал ад-дина ал-Гази-Гумуки, хотя, это имя встречалось и среди ближайшей родни Шамиля, да и сам отец указал бы на этот факт, как, например, со своим следующим сыном Гази-Мухаммадом, которого он назвал в честь первого имама[2]

Однако первенец Шамиля прожил недолго. Надпись, следующая ниже, свидетельствует, что мальчик умер в младенческом возрасте 26 раби ас-сани 1245 (25 октября 1829 г.)[3].

Это очень важная информация. До нее сведений о первенце имама в историографии практически не встречалось. И только благодаря публикации М. Кемпера, Н.А. Тагировой и А.Р. Шихсаидова о коллекции книг Шамиля, обнаруженной ими в Принстоне[4], становится известным, что первым ребенком в семье Шамиля был Джамал ад-дин Ахмад[5]. Шамиль был женат на Патимат, дочери известного горского лекаря, гимринца Абдул-Азиза. Это было время стремительного восхода первого имама Гази-Мухаммада, с которым Шамиль был всегда рядом. Разъезжая по селениям, имам Гази-Мухаммад распространял и укреплял шариат, читал проповеди на пятничных молитвах, дискутировал с учеными; поступками, иногда кулаками старался внушить окружающим явное превосходство религиозных законов и требовал искоренения всех вредных обычаев. Многие села приглашали молодого имама к себе, были и противники.

К 1829 году Шамилю было под 32. В марте этого года, находясь в селении Балахани, в местном мектебе он занимался переписыванием книги, что практиковалось в те времена, когда до него дошла весть, что у него родился сын. Мальчик прожил всего 7 месяцев. Поскольку Шамиль в это время проживал со своей женой в Гимры, видимо там и был похоронен их первенец.

«Когда у Шамиля родился еще один сын, он тоже назвал его Джамал ад-дином, о чем говорится в другой памятной записи на той же странице»[6].

На год рождения Джамал ад-дина указывает и автор хроники «Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах» Мухаммад Тахир ал-Карахи. В конце главы, где описывается бой имама Гази-Мухаммада с царским гарнизоном крепости у селения Тарки в 1831 году, автор отмечает следующее: «Примерно через 20 дней после этого сражения родился Джемаль ад-Дин, сын Шамиля»[7].

Если учесть, что военные действия под Тарки закончились 29 мая, то день рождения Джамал ад-дина по ал-Карахи следует отнести к 19 июня 1831 года. Родился мальчик в селении Гимры. Из летописи ал-Карахи известно, что Шамиль со своей семьей ввиду некоторых трений с односельчанами (истинные причины были более глубокими), покинул Гимры и переселился в аул Ашильта. Но это произошло в 1836 году. А до этого семья имама проживала в его родном селе.

В одном из томов коллекции зафиксированы даты рождения некоторых других детей Шамиля. Например, Гази-Мухаммад родился в месяце зу-л-ка̒ да 1248 (март-апрель 1833 г.). Другой сын Мухаммад-Шефи – в конце раджаба 1255 (сентябрь-октябрь 1839 г.), «после захвата русскими твердыни ислама (Ахульго. – Авт.) и нашего переселения в Чечню». Дочь Нафисат родилась в раби̒ ал-аввале 1259 (апрель 1843 г.). Еще одна дочь – в мухарраме 1261 (январь 1845 г.) и была названа именем Баху-Меседу в честь матери Шамиля, однако вскоре имя девочки поменяли на Патимат, когда ее мать скончалась спустя 6 месяцев после ее рождения[8]. Так что информацию о точных датах рождения детей Шамиля мы узнаём в том числе и из …США.

Каким же образом библиотека имама оказалась за океаном? «Известно только, что книги были куплены меценатом университета Принстона Робертом Герретом у коллекционера Абрахама Яхуда Галеви, исламоведа из старой семьи багдадских евреев, который по окончании учебы в Европе много путешествовал по Востоку с 1920 по 1940 гг. и собирал старые рукописи», – отмечает исследователь Наталья Шихсаидова. – По предположению немецкого ученого Клеменса Сидорко, занимающегося историей Кавказа, Яхуда купил рукописи у потомков Шамиля в Стамбуле, т.к. в коллекции есть и книги, принадлежавшие Мухаммаду-Камилю, младшему сыну Шамиля, который со своими детьми проживал в Турции»[9]. Почти на всех книгах и рукописях имеется собственноручная запись владельца о том, что книга (он называет книгу), отдает вакф своим потомкам по мужской линии и ставит свою печать. Эту «инвентаризацию» своей библиотеки имам Шамиль произвел в 1853 году.

По каким же причинам некоторые книги были выкуплены у потомков (если это так, по предположению К. Сидорко)? Скорее всего, в связи с материальными трудностями. Самое главное, что они сохранились, располагаются в надежном месте и содержат в себе массу интересной информации в изучении жизнедеятельности кавказского имама и его потомков.

 


[1] Михаэль Кемпер, Н.А. Тагирова, А.Р. Шихсаидов. Библиотека имама Шамиля в Принстоне / Дагестан и мусульманский Восток = Daghestan and the Muslim East: сб. ст. / сост. и отв. ред. А.К. Аликберов, В.О. Бобровников. М.: Изд. дом Марджани, 2010. С. 267.

[2] Казем-Бек М.А. Мюридизм и Шамиль // Русское слово. 1859. Декабрь. Отд. I. С. 231; Гизбулаев М.А. Некоторые сведения о детях имама Шамиля на полях арабской рукописи из Принстона // Мавраевъ. 2015 № 2 (7). С. 56-57.

[3] Михаэль Кемпер, Н.А. Тагирова, А.Р. Шихсаидов. Библиотека имама Шамиля в Принстоне... С. 267.

[4] Kemper M., Shikhsaidov A., Tagirova N. The Library of Imam Shamil // Princeton University Library Chronicle. 2004. Vol. LXIV. 2002-2003. P. 121-140.

[5] Следует отметить, что с коллекцией книг Шамиля в Принстоне работали не только ученые, названные выше, но и историк-востоковед Магомед Гизбулаев.

 

[6] Михаэль Кемпер, Н.А. Тагирова, А.Р. Шихсаидов. Библиотека имама Шамиля в Принстоне... С. 267; Garrett Yahuda, 5183Y/Mach, № 2817. Fol. 132b.

[7] Хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи о дагестанских войнах в период Шамиля. Пер. с араб. А.М. Барабанова. Предисл. акад. Н.Ю. Крачковского. Труды ин-та Востоковедения, XXV. М.-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1941. С. 46.

[8] Михаэль Кемпер, Н.А. Тагирова, А.Р. Шихсаидов. Библиотека имама Шамиля в Принстоне... С. 268.

[9] Шихсаидова Н.А. Библиотека имама Шамиля. Из истории книжных коллекций Дагестана XIX века // Ахульго. 1999. № 2. С. 32.

 

Из книги: Доного Хаджи Мурад. "Аманат Кавказской войны".