История

История  »   Горцы  »   ХАСАН ХАДЖИЯВ МАЛЛАЧИ-ХАН ИЗ С. АШИЛЬТА

ХАСАН ХАДЖИЯВ МАЛЛАЧИ-ХАН ИЗ С. АШИЛЬТА

[опубликовано 8 Апреля 2020]

Доного Хаджи Мурад

 

Дети Ахульго – это особые дети. Наравне со взрослыми они терпели лишения, помогали взрослым возводить укрепления по мере сил, спускались за водой к реке, защищали, стреляли, попадали в плен… Осознавая, что вокруг происходит нечто страшное, они, тем не менее, терпеливо старались переносить все тяготы осады. Им пришлось увидеть настоящий ужас. Война их воспитала. Многие из них погибли на Ахульго. И возможно их доля была лучше, нежели тех, кого выслали в Россию.

Ниже приводится очерк жизни малолетнего участника событий при Ахульго, биография которого более или менее известна, благодаря сохранившимся архивным документам, историям, воспоминаниям.

 

Хасан Хаджияв Маллачи-Хан из с. Ашильта

 

В списке детей, взятых пленниками на Ахульго, значился выходец из селения Ашильта «Гаджиев Нуричу оглы (Гаджияв Нуричиев)». Это был Хасан-Хаджияв, представитель известной фамилии в Дагестане – Маллачи-Хан (Малачихановы). Предок Маллачи жил в середине XVII века и был известным предводителем горских отрядов, совершавших походы в соседнюю Грузию. Среди сподвижников имама Шамиля находился представитель Маллачихановых по имени Нурич, имевший двух сыновей – Мухаммада и Хасан Хаджиява. Старший, Мухаммад, служил у Шамиля в звании юзбаши (сотника) и был известен как «храбрый и распорядительный человек», но «любил музыку, танцы и другие развлечения», строго запрещенные имамом. За эти пристрастия Шамиль велел арестовать сотника и наказать его, но, оповещенный об этом своими родственниками, Мухаммад успел сбежать к русским. Произошло это примерно за два месяца до падения Гуниба, т.е. в 1859 году.

К этому времени его младший брат, разлученный с ним 20 лет назад, служил офицером в 40-м Колыванском полку, расквартированном под Калугой. В детстве, оказавшись в плену у русских после взятия Ахульго, он был обращен в православие, стал именоваться Николаем Иосифовичем Парамоновым, участвовал в Крымской войне, «неоднократно отличался под Севастополем, за что, кроме нескольких Высочайших наград, удостоился еще быть представленным Государю Императору». 

Хасан Хаджияв встретился с Шамилем, как только имам прибыл в Калугу в 1859 году. Как участник обороны Ахульго, а также благодаря тому, что Баху-Меседу, мать Шамиля, была родом из с. Ашильта, он пользовался большим расположением имама, часто бывал в его доме, видимо, было о чем поговорить офицеру императорской армии и кавказскому имаму, вспоминая о трагических событиях на Ахульго.

 

В своем письме в Ашильту Хасан Хаджияв писал о встрече с Шамилем:

«Любезному брату Мухаммаду и всем прочим родственникам, мир вам и благословение Божие. По приезде Шамиля в богоспасаемый град Калугу я отправился к нему для свидания с ним и его детьми и, узнав от него, что вы живы и здоровы, воздал Всевышнему хвалу и благодарение.

Что касается меня, то прошу вас насчет меня не беспокоиться, я жив и здоров и совершенно счастлив, по милости Государя Императора произведен в чин поручика, командую полком, состоящим из ста пятидесяти чел., живу недалеко от имама и по временам навещаю его. Писано в Калуге 1278 года 23-го числа Шуаля. Нуждающийся в помощи Божией Хасан Хаджио Бен-Нурич. Ашильта».

Маллачи-Хан был женат на русской женщине, но детей у них не было, поэтому он просил своего брата выслать ему на воспитание своего сына Нурича. Русскому языку мальчика обучала жена дяди, нередко он бывал в доме Оболенских, имение которых находилось под Калугой, где дополнял свое образование и воспитание. Княгиня А.А. Оболенская (1831-1890), урожденная Дьякова, слыла поборницей женского образования в России, являлась основательницей женской гимназии в Санкт-Петербурге.

Частым гостем Нурич был и в доме Шамиля, сын которого Гази-Мухаммад обучал Нурича арабской грамоте и чтению Корана. После завершения обучения Священной книге, имам подарил юному ашильтинцу свой Коран, который в настоящее врмя хранится у его потомков. Своего племянника Маллачи-Хан готовил к военной службе, однако юноша не был склонен связывать свою судьбу с армией, заскучав по дому, 16-летний горец вернулся в родной Дагестан. Вместо прибывшего домой старшего сына, Мухаммад направил к своему брату на воспитание другого сына – Гасана, «который оправдал надежды своего дяди, сделал блестящую военную карьеру, дослужившись до чина полковника».

 

В октябре 1860 года к Хасан Хаджияву прибыл на свидание из Дагестана его старший брат Мухаммад. Они встретились спустя почти 20 лет после разлуки.

10 ноября 1876 года, будучи начальником стрелков 90-го пехотного Онежского полка, майор Маллачи-Хан обращается с докладной запиской к Военному министру генерал-адъютанту Д.А. Милютину, в которой просится о переводе на службу в Дагестан.

«Как природный аварец, – писал Маллачи-Хан, – взятый в плен при штурме Ахульго в кампанию 1839 года, я, хотя провел всю свою жизнь на военной службе в России, хорошо знаю характер и обычаи своих соплеменников, и, считая себя вдвойне полезным там, где все более мне знакомо, я покорнейше прошу Ваше Высокопревосходительство дать мне в Аварии должность по народному управлению, соответствующую моему чину и званию. Хотя я был взят в плен еще ребенком и вследствие этого забыл много из обычаев и нравов аварцев, но этот недостаток я изгладил беспрерывными беседами в духе симпатии к России с Шамилем во время нашего трехлетнего пребывания в Калуге; кроме того я офицером служил в Ширванском полку в Дагестане в течение 4-х лет, и в этом сроке я имел возможность, зная отлично язык, еще ближе познакомиться с характером и обычаями страны».

 

Маллачи-Хан, вкратце напоминает министру о себе, своем брате и знаменательной встрече с царем: «Раз я уже имел случай воспользоваться Вашею добротою и милостью, благодаря Вам я, тогда еще Парамонов, а ныне, пользующийся своею наследственною фамилиею Маллачи-Хан, вместе с братом имел счастье представиться Государю Императору в 1861 году; причем Государь изволил осчастливить моего брата Высочайшим подарком – золотыми часами и приказал, чтобы мои племянники были приняты в учебные заведения на казенный счет. Не лишним считаю присовокупить, что я женат на образованной русской девушке, которая может и желает принести пользу Отечеству в деле воспитания женского пола на Кавказе».

Видимо, желание ашильтинца переехать в Дагестан было продиктовано зовом Родины, предков. Возвращение своей родовой фамилии, интерес к горному краю есть тому подтверждение. Что касается религиозной принадлежности, то обращение в христианство было совершено в отношении Маллачи-Хана в раннем детстве, а впоследствии это имело определенный плюс в его военной карьере, проходящей в Российской империи. Нам представляется, что это было формальностью для горца, ведь подобные «преобразования» были сопряжены немалыми бюрократическими трудностями. Например, несмотря на то, что Хасан Хаджияв теперь носил фамилию Маллачи-Хан, во всех официальных документах он продолжал числиться как Парамонов.

По некоторым сведениям Хасан Хаджияв скончался в 1891 году и был похоронен в Темир-Хан-Шуре. Так ли это или нет, подскажут новые поиски и находки материалов о бывшем малолетнем защитнике Ахульго.

 


Из книги: Доного Хаджи Мурад. Аманат Кавказской войны. Махачкала: Издательство "Лотос", 2019.