История

История  »   Горцы  »   ДЖАРО-БЕЛОКАНЫ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIIIв.- НАЧАЛО XIXв.

ДЖАРО-БЕЛОКАНЫ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIIIв.- НАЧАЛО XIXв.

[опубликовано 14 Февраля 2017]

Захид Халаев

 

 

Кавказ во все времена являлся стратегически важным регионом, к военному, политическому и экономическому присутствию в котором стремились мировые державы – шахский Иран, султанская  Турция и царская  Россия. В начале XIX в. расстановка сил на Кавказе вполне определилась. Активный выход петровской России на международную арену поставили вопрос о судьбе Кавказского перешейка в круг важнейших проблем мировой  политики того времени. В результате нескольких войн с Османской империей и шахским Ираном Российская империя  включила Северный Кавказ в свой протекторат. Однако правящие верхушки османского правительства и Персии рассчитывали взять реванш.     Поэтому в начале XIX в. Кавказский регион вновь оказался втянутым в орбиту сложных международных отношений. В этой связи стоит отметить, что внешняя политика растущей Российской империи преследовала вожделенную цель – расширению своих границ в направлении Черноморско-Каспийского бассейна, в котором пересеклись интересы всех прежних игроков на кавказской сцене.                                 

 

Целью данной статьи определить место и роль Джаро-Белоканских обществ во внешней политике Османской империи во второй половине XVIII- начале XIXвека, в условиях противостояния трех великих держав –Турции, Ирана, России. При оценке внешнеполитической ориентации Джаро-Белоканских обществ в рассматриваемый период, следует  исходить из конкретной исторической обстановки. Стратегически выгодное положение Джаро-Белокана на стыке Кахетии, Дагестана и Шекинского ханства и их политическое влияние делали их серьезны­ми игроками.                                         В исследованиях  авторов дореволюционной историографии даются  сведения о взаимоотношениях  Джаро-Белокана  и Османской империи. Так А. Посербский в частности отмечает: «Сие джарцы позаботились выхлопотать себе у турецкого правительства грамоту на полное и неоспоримое владение занятою ими частью Алазанской долины, в которой сказано  за заслуги, оказанные джарцами турецкому султану,  земли, лежащие в границах реки Къапу, главного хребта гор кавказских,  реки Каратубал, по правой стороне Алазани, отдаются в владение джарским и тальским правителям» [6, 23].    Другой автор дореволюционного периода Ф. А. Плотто описывая политику Османской империи с закавказскими ханствами, отмечает желание османских правителей и их наместников распространить мусульманскую религию среди населения Джаро-Белокана, Кахетии и соседнего Шекинского ханства:  «Во время владычества в Грузии турок джарцы подпали тоже под верховную их власть, как и вся Кахетия, подчинились турецкому паше Сари-Мустафе, который всегда занимался распространением в крае мусульманства. У него был миссионер –ученый  Малла Муртаза-Али, который, поселился в Джарах, женился, завелся хозяйством, образовал тухум Чапар-Али»[5, 8].

 

Утверждения Ф.А. Плотто, вызывает сомнения, во-первых, еще в середине    XVII в.  в Восточном Закавказье, предгорьях самого Джара  наблюдается крупные  мусульманские религиозные центры. Одним из них была школа - мадраса, основанная XVIIв. Малла-Мухаммадом ал-Голоди.  Эти мусульманские  религиозные центры давали толчок   внедрению исламской культуры в регионе. Благодаря школе  основанной Мухамадом ал –Голоди, в Джаро-Белоканах, Шеки, Северо-Восточном Кавказе появилась плеяда богословов.  Во-вторых, еще в  60-х годах XVII в. иранский ставленник  Кахетии Биджан хан установил в ее восточной части  мусульманские  законы (шариат), которое вызвало недовольство у кахетинской верхушки.  Еще один момент следует заметить, что уже в  начале   XVIII в.  религиозные и светская верхушка Джаро-Белокана не только управляла обществами, но и регулировали внешнюю политику. Так, верховный кади Джарского общества Малла Муртаза - Али, о котором писал Ф. А. Плотто,  в первой трети XVIII в. который являлся предводителем  антииранского восстания. Хотя Надир шах находился в то время далеко от Джаро-Белокана, но, получив весть о новых иранских восстаниях, распорядился немедленно отправить карательные отряды для их подавления.  Об отношении Джаро-Белоканских обществ с османами нашли отражения и  у других исследователей досоветского периода. Так  Д. Зубарев  отмечает: « османы владея Грузиею, хотели было закрыть проход горцев, и джарцев привести в послушание, но джарские общества по побуждению Сурхая Кази-кумухского совершили похож против османских войск» [3, 38.].

 

В местных  исторических хрониках XVIII в., также  содержится  сведения о взаимоотношениях Джаро-Белокана с османами. В первую очередь отметим, что  источники  местного происхождения возможность выявляют важные  исторические  факты, проливает свет на многие  проблемы по истории. Важные сведения содержатся  в хронике Малла Мухаммада ал-Джари «Джарская салнаме»,  которая сообщает о сражении  между османами и джарскими  союзниками.  Согласно хронике «в начале   месяца   скорпиона джарцы и их союзники осаждали крепость Джиних, но на помощь крепо­сти явился Тахмураз с тремя тысячами грузин и тремя­стами османов. Подойдя к крепости утром с южной стороны, они вступили в бой, но с Божьей помощью  грузины  и османы были обращены в бегство» [8, 23].      Эти сведения,  могут служить основой для освещения взаимоотношений Джаро-Белокана и  Османской империей в первой трети XVIII в. Имеющиеся сведения не оставляют сомнения в том, что джаро-белоканцы, как и другие закавказские народы, вели борьбу с иноземцами. Сведения  «Джарской Хроники», не вызывает сомнения, поскольку такого рода сведения содержат и другие источники. В исследованиях И. Гербера сообщается  о сражении отряда османских войск в Джарах [2, 47].  Известный  советский исследователь И. П. Петрушевский в   монографии,  посвященной  Джаро-Белокану, отмечает, что «Турция и Персия стремились заручиться союзом с Джаром» [4, 29]. В этот период Турция считавшая себя покровителем  стран,  населенных мусульманами  суннитского толка, вынуждена была уступить первенство в регионе  Шахскому Ирану. 

 

Но для полноты  картины  нашего сообщения важное место занимает  документы из Закатальского краеведческого музея  (Республика Азербайджан), обнаруженное нами  во время сбора полевого материала. Отметим, что в 30-х гг. XVIII в., наместник Османского султана Сулейман паша отправлял на имя закавказских правителей письма, в которых призывал совместной  борьбе  против других государств, в частности против России. В Книге поступлении Закатальского музея (КПЗМ) за номером 6055 хранится документ – письмо   от правителя Чилидира  Сулейман паши,  на имя Джаро-Белоканских обществ  написанное еще в первой трети XVIII в. В обращении к джарцам  Сулейман писал: « Ставим Вас в известность,  наши братья по вере, человек, который прибыл к нам, не остановился долго и он поспешил к вам….., необходима ваша помощь для нас и исламской общины. Когда вы узнаете наше состояние, наша надежда на вас братья по вере и природе»[7, 6]. В части Приложения нашего сообщения мы представим полный перевод этого документа.

 

Из данного сообщения  видно, что Османская дипломатия, была  обеспокоена планами грузинского царя Ираклия II,  еще с  30-х гг. XVIII в.,   и призывала закавказских правителей к объединению и действиям против политики царской России., которая  еще  в первой четверти XVIII в. присоединила  к  себе ряд Прикаспийских областей и части Северного Кавказа. Во второй половине XVIII столетия внешняя политика царской  администрации проходила под знаком борьбы с  султанской Турцией и  шахской Персией за обладание Закавказьем. Во время русско-турецкой войны императрица отправила в Грузию русскую армию. В 1783 г. по результатам Георгиевского договора Грузия вошла под протекторат России и стала  претендовать на территории закавказских ханств: Беязитского, Шекинского, Гянджинского, Нахчиванского, и других ханств [1, 169]. С этого момента  начался период завоеваний  Россией Джаро Белоканских обществ, Закавказья и Дагестана. Но и сами отдельные ханства на Кавказе в указанное время боролись друг с другом. Главной причиной феодальных усобиц, происходивших в XVIII в. на Восточном Кавказе, было стремление каждой из соперничающих сторон, одолев своего противника, занять господствующее положение в регионе.

 

Из сказанного следует, что без глубокого анализа кавказской политики соперничавших держав: России, Ирана и Османской империи невозможно составить целостное представление об историческом прошлом горских народов, славных традициях освободительной борьбы против иноземных завоевателей. Экономические условия развития России, отрезанной от морских коммуникаций, требовали выхода к Балтике, Черному и Каспийскому морям, что встречало сопротивление со стороны не только ее северных и южных соседей (Швеция, Османская империя, Иран), но и стоявших за ними Англии и Франции, опасавшихся роста российского могущества. Хотя стратегические планы европейских государств на Востоке определились окончательно только к концу XVIII в., их противодействие усилению влияния царской России на Кавказе началось еще со времен Каспийского похода Петра I. Особенно возросло оно в период русско-турецкой войны 1735-1739 гг., завоевательных походов Надир-шаха (1741-1745), накануне и во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Борьба России империи  с внешними угрозами как для любого другого государства являлась вопросом сохранения своей независимости самого существования государства. Соответственно, и борьба с Османской империей постоянно оставалась вопросом самого существования России. Интересы российского государства на Кавказе не ограничивались только обеспечением безопасности торговых путей, хотя и это было немаловажно. Царская администрация стремилась обеспечить безопасность своих южных границ от постоянных опустошающих набегов южных соседей, столетиями остававшихся постоянной угрозой для приграничных регионов.

 

Список литературы.

 

1. Абдуллаев Г. А. Азербайджан в XVIII в. и взаимоотношения с Россией. Баку. 1965. 396 с.

2.Гаджиев В. Г Сочинение Гербера «Описание стран и народов между Астраханью и рекою Курой находящихся», как исторический источник по истории народов Кавказа. М.: «Наука», 1979, 242 с.

3. Зубарев Д. Поездка в Кахетию, Тушетию, Пшавию, Хевсурию, Джаро-Белоканскую область//Русский вестник. СПб. 1841. С. 38-59.

4. Петрушевский И.П. Джаро-Белоканские вольные общества в первой трети XIX столетия. Махачкала, 1993. 221  С. 201.

5. Плотто А.Ф. Природа и люди Закатальского округа // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. IV. Тифлис, 1869.

6. Посербский А. Очерк Закатальского округа // Кавказский календарь на 1866 г. Тифлис, 1865, С. 23.

7. Халаев З.А. Джаро-белоканские общества во внешней политике российского государства во второй половине XVIIIв./ Вестник Института Истории, Археологии и Этнографии. Махачкала:  ОП «Типография «Наука-Дагестан». 2 013.  1(33). С.5-8. 

8. Хроника войн Джара в XVIII столетии. / пред. В. Хулуфлу. Баку. 1931.

 

(«Исследование осуществлено при поддержке гранта РГНФ №15-31-01217 «Взаимодействие Джаро-Белоканских вольных обществ и администрации Российской империи на Кавказе в 1783-1860 годах: проблемы и итоги»).