История

История  »   Горцы  »   ГОРСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

ГОРСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

[опубликовано 19 Апреля 2014]

Азамат

 

Размышления кавказского эмигранта о горской интеллигенции, напечатанные в журнале «Горцы Кавказа», издававшемся в Париже, имеют, на наш взгляд, актуальность и сегодня. В статье ощущаются ностальгические нотки по своей далекой Родине. Автор пытается разобраться в прошлом, найти ответы на мучившие кавказскую эмиграцию вопросы, дает собственную оценку горской интеллигенции как явлению. Нам представляется, что статья кавказца 1920-1930 годов вызовет интерес у читателя и позволит задуматься о горской интеллигенции начала XX века

Противники Горской независимости отрицают наше право на самостоятельность по многим, совершенно неосновательным признакам, чаще всего они ссылаются на отсутствие якобы у нас достаточно численной и подготовленной интеллигенции. Во все времена, в нациях и государствах существовала категория людей, объединявшихся передовыми идеями своей эпохи, и составлявших в жизни нации и государства то, что в наше время называется интеллигенцией. Так было и у Горцев. Мы утверждаем, что у Горцев имеется достаточный и устойчивый слой интеллигенции требуемой категории. В наше время, понятие, связанное с определением «интеллигенция» значительно расширялось, а противники наши расширяют и эти границы, и, говоря об отсутствии у нас интеллигенции, они имеют ввиду не только наличность собственно интеллигенции, но и цензовые элементы, и лиц политического, общественного и государственного стажа. Короче говоря, они отрицают наличность совокупности подготовленных людей, необходимых для создания государственной жизни Горской республики. Признак государственности так поставленный противниками, не является основным признаком, определяющим право на государственность, но мы оставляем вопрос в той постановке, в какой ее неправильно делают наши противники, являющейся выгодной и удобной для них. Противников Горской независимости переубедить нельзя; у нас мало интеллигенции – говорят эти люди прошедшие русскую школу, тем самым преувеличивая свою ценность и ограничивая круг избранной интеллигенции. Давая настоящие разъяснения, мы имеем в виду категорию лиц, интересующихся Горским вопросом в объективном освещении.

 

Прежде всего, надо отметить, что колеблющихся и создающих впечатление отсутствия у нас элементов государственности, не так много. Всего несколько десятков Горцев, пребывающих в эмиграции. По преимуществу, это чины бывшей русской государственной службы, в большинстве состоявших в небольших чинах и положениях и связавших свою судьбу с русской реакцией. О русской эмиграции не стоит и говорить, так как она держится за свои программы, выросшие на нездоровой почве русского империализма, и не может оторваться от них, несмотря ни на какие уроки истории, что и обретает ее на политическое бездействие в смысле государственного творчества. Сплошь и рядом, это прекрасные люди, с большим научным багажом, но раздавленные и зачарованные прошлым беспредельным пространством русской империи, глухи к новой сущности и к новым формам творящей жизни. Затем мы отметим, что отрицательный, якобы, у нас признак отсутствия интеллигенции, цензовых элементов и людей государственного стажа, в прошлом не являлся задерживающим признаком огосударствления для многих народов, и в том числе, для русских.


История самой России – яркий пример тому. В течение трех-четырех столетий, эти элементы она впитывала извне, не имея их внутри в достаточном количестве и качестве. И действительно, разве Россия второго московского периода, не говоря уже о Петровском, имела достаточно интеллигенции, стоящей на уровне понимания своего времени? Имела ли достаточное количество цензовых элементов и лиц государственного стажа? Не имела, – говорит русская история. Достаточно вспомнить, что даже первые признаки огосударствления к ним пришли извне. Не излишне вспомнить и то, что до времени императора Николая I ученые брались из Европы. Сказанное наглядно убеждает, что отсутствие достаточного слоя интеллигенции, цензовых элементов и лиц государственного стажа не служит необходимыми признаками огосударствления. Но мы, Горцы, к себе требовательны; мы не стали бы реализовать и утверждать нашу государственную независимость, если бы в наше время не располагали с избытком требуемым кадром интеллигенции, цензовых элементов и лиц государственного стажа. Все эти три разграничения под углом государственного зрения, являются признаком одной и той же категории, но различной степени и качества, а посему в дальнейшем всю эту наличность мы будем учитывать, и называть интеллигенцией.


Прошлое Горцев, как и всех народов Кавказа, с тех пор как они себя помнят и знает их история соседей, в смысле культурности всегда были на уровне смежных народов, кои создавали великие культуры. Здесь идет речь не в плоскости сравнения созданной Горцами культуры мирового значения, ряд примеров, каковых вырастал на западе и востоке от Кавказа. Речь идет о постоянной высокой культурности нашей, всегда стоявшей на уровне наших могущественных соседей. Если Горцы, благодаря географическому положению, веками, находившиеся под воздействием и угрозой духовного и физического поглощения сильнейшими соседями, и не имели времени и возможности дать человечеству особую культуру, то все же, в степени уровня культурности, они не уступали своим высоко развитым соседям. Только наша высокая культурность спасла нас от порабощения и поглощения великими монархиями и культурами, под ударами коих исчезли многие нарды и государства. И одна культурность нас спасти не могла, а имело значение и то, что мы, Горцы, во все времена нашей истории имели достаточный слой представителей общества, государственно устремлённых и подготовленных. Другого объяснения сохранения нашей независимости и нашей национальности – нет и быть не может, тем более, что мы обитали на территории не где-нибудь в заброшенной от влияний великих государств, а на путях их важнейших действий и народных движений.


Сумерки Горской жизни наступили тогда, когда Россия всеми своими силами двинулась на Кавказ. В последней, почти столетней, непрерывной борьбе, Горцы, истекая кровью, растрачивали свои интеллигентные и культурные государственные силы, не имея возможности в достаточной мере пополнять их. За это время, ужас русского нашествия для истребления заставил Горцев, защищая свою национальную ценность, растратить свою интеллигенцию.


В вековой борьбе, 100 миллионов русских одержали победу над тремя миллионами Горцев. Около миллиона Горцев вынуждено было покинуть родину, и ушло в Малую Азию. Вот в таких внешних печальных условиях мы находились 60 лет. Из этих условий Горцы одиннадцать лет тому назад снова вышли на путь возрождения своего государственного существования. Прошлая многовековая история говорит за то, что горцы всегда имели достаточный слой интеллигенции. Имеем ли мы ее в настоящее время для реализации своей государственности? И мы отвечаем: да, имеем. И действительно, Горская интеллигенция делится на интеллигенцию, выросшую из старой эмиграции, в странах рассеяния, и интеллигенцию, выросшую в пределах русского владычества. Горская интеллигенция, выросшая в русских условиях, в свою очередь делится на прошедших русскую школу и интеллигенцию так называемой арабской школы, которая росла в чистом национальном сознании. Горская интеллигенция рассеяния также в свою очередь делится на прошедших европейскую школу и на интеллигенцию арабской школы. Необходимо заметить, что, как в течение многих веков, различные влияния Востока и Европы, так и в наше время, влияние тех же причин, не являются разделяющими Горцев, наоборот, они преломляются и воспринимаются, растворяясь в национальном организме. Но этими двумя категориями далеко не исчерпывается наличие Горской интеллигенции. Народная масса Горцев цементирована необычайно значительным по качеству и численности слоем общества, который не может не рассматриваться интеллигенцией в полном духовном значении этого понятия, несмотря на то, что значительная часть ее, не располагает прикладными знаниями нашего времени, являющимися отличительной особенностью современной европейской культуры.


Горцы, помимо интеллигенции, накапливающей свои ценности в порядке школьного развития, имеют громадный ее слой выдвигаемый народной общественной жизнью и которая накапливает свои ценности изучением жизни, регламентированием нравов, обычаев и права, и, совершенствуясь, вырастает в национальную интеллигентскую моральную ценность необычайного значения. Вот этого-то рода интеллигенция, в борьбе за свободу, предпочитая смерть рабству, пронесла через всю нашу историю национальные ценности и сознание Горского народа, устремление к независимости и государственности. Часть Горской интеллигенции русской школы слишком свысока относилась к такого рода интеллигенции, при всех условиях остающейся национальной и не отрывающейся от народа. Не достаточно была учтена также сила и значение интеллигенции арабской школы, имевшейся на лицо в 1918 году на Кавказе. Испытание периода революции, гражданская борьба и война за независимость наглядно показали, что значительная часть Горской интеллигенции русской школы оторвана от народных масс и далеко не созвучна национальным народным идеалам. Эти условия, ослабляющие значение интеллигенции русской школы, убеждают в громадном значении как народной интеллигенции, так и интеллигенции арабской школы. Это они, главным образом, в 1918, 19, 20 и 21 годах осуществляли борьбу за независимость, вопреки колебаниям, случайно возглавлявшей Горскую независимость, группы интеллигентов русской школы.
При учете Горской интеллигенции не надо забывать, что со времени коммунистического гнета, народилась еще категория Горской интеллигенции очень значительной по численности и на 90% национальной. В национальной устремленности этой интеллигенции нам не приходится сомневаться. Это подтверждается связью, а также и тем, что национальный уклон с 1923 года является угрожающим в Кавказских коммунистических организациях, о чем все время с тревогой говорят и пишут коммунисты, и на почве каковой все время создаются конфликты.


Перечислив категории Горской интеллигенции, каждому будет ясно, что численность ее очень значительна и не уступает соседним старым государственным народам. Так обстоит дело в отношении численности Горской интеллигенции, и, как мы указали, она представляет значительный слой нации, с избытком обеспечивающий и национальное развитие и независимую государственность. Мы не сомневаемся и в ее высоком качестве по сравнению с соседями. Правда, в сознании европейского общества, степень нашей культурности невелика, так как, к сожалению, она по преимуществу освещена и представлена русской мыслью и интересами. Но высокую культурность Горской интеллигенции, как и численность ее, европейцы могли бы учесть по наблюдениям над жизнью Малой Азии, где наша старая эмиграция турецкой государственности, играла значительную роль. Тогда оценка ее будет другой. В то время, как горская интеллигенция русской школы, стесненная условиями, не достигла заслуженного положения ни в науке, ни в искусстве, ни на ступенях государственной службы, в это же время в Турции, при благоприятных условиях, духовные силы, присущие Горцам получили полное развитие во всех областях ее проявления, и мы можем смело сказать. Что в их лице мы имеем интеллигенцию высокой квалификации. В Турции, братски относящейся к нам, Горцы имели возможность получить полное государственное воспитание и приобрести практику государственного строительства самых высоких степеней. Народная партия Горцев Кавказа все это учитывает и на одной своей интеллигенции русской школы, своих государственных возможностей, не строит. Народная партия рассчитывает, что нашим дорогим братьям старой эмиграции будет принадлежать почетное место в надвигающейся реализации нашей независимости. Старая эмиграция покидала Кавказа, обливаясь кровью, с идеей создать условия и ценности возрождения независимости Горцев. И она это выполняет! Правда, враги Горцев, Кавказа и Турции говорят, что последняя стремится к расчленению Кавказа, что интересы Горцев ей чужды. Но мы знаем, что это не так. Наглядное свидетельство тому – выход Турции на путь прогресса и национальной государственной жизни. В настоящем и будущем, турецкое общество не может не приветствовать участия старой Горской эмиграции в борьбе за освобождение Кавказа и в строительстве устойчивой государственной жизни горцев, так как это послужит к взаимному пониманию и укреплению братских отношений.

В 60 лет, в срок более чем короткий, Горцы старой эмиграции и Горцы родины пополнили культурные ценности, растраченные в столетней борьбе с Россией. Одиннадцать лет тому назад , мы могли бы реализовать нашу независимость, но судьбе было угодно Великой Европейской войной не только разделить нас, но даже поставить в лагери враждебных в то время сил. При реализации независимости, наша старая эмиграция высокой квалификации не могла принять участие, и мы были слабее, чем мы могли бы быть. Нам не хватало организующей силы, тем более, что у места Горской власти оказались люди к действию не способные. И сами Горцы оказались разделенными горстью интеллигенции русской школы.


Подводя итоги, трудно не согласиться с тем, что Горцы имеют достаточно численный и высокого качества слой интеллигенции. Стаж, численность и высокое качество старой интеллигенции – вне сомнения. Стаж и национальный уклон числено значительной новой интеллигенции, формирующейся под гнетом красного империализма, тоже вне подозрения. Вне сомнения и то, что интеллигенция старой дореволюционной русской школы, за малым исключением, в последние одиннадцать лет, вышла на путь осуществления национальной независимости, и будущие события не встретят эту категорию в государственном вопросе разрозненной и наполовину стоящей за чуждую русскую государственность. Не приходится говорить об устойчивости нашей основной базы – народной интеллигенции, так как это она, которая всегда служила силой питавшей мысль и борьбу за независимость.
Не может быть речи о том, что у Горцев нет интеллигенции в лучшем смысле этого слова, как и о т ом, что ее мало.


Горцы Кавказа. Париж. 1929. № 8-9.