История

История  »   Горцы  »   ИМАМ ТРЕХ НАРОДОВ ИСА-АПАНДИ ТАШАЗУЛ

ИМАМ ТРЕХ НАРОДОВ ИСА-АПАНДИ ТАШАЗУЛ

[опубликовано 1 Января 2012]

Шабанов Марко

 

 

Иса-апанди ТашазулПанкисское ущелье, расположенное в верховьях реки Алазани на северо-востоке Грузии, на территории Ахметского района, на рубеже ХХ—ХХI веков стало широко известно в связи с развивавшимися там политическими процессами. Совсем другая ситуация складывалась здесь на рубеже ХIХ—ХХ веков, что и является темой данной статьи.

 

Исламизация Панкиси

Основное население ущелья составляют кисты или кистины, которые фактически являются чеченцами, переселившимися в массе своей в первой половине ХIХ века из горной Чечни. Согласно этнографическим данным первое поселение кистов в Панкиси возникло приблизительно в 1826 году. Тогда здесь поселился основатель села Дуиси с родственниками. Немного позднее, во времена имамата Шамиля (конец 1840-х гг.), было основано село Джоколо. Третьим возникло селение Омало, остальные — позже. Компактное переселение кистов было завершено к 1860 году, хотя единичные случаи имели место и намного позднее. В Панкиси переселялись выходцы из горных малоземельных ущелий на границе с Грузией: Майиста, Мелхиста, Терлой, Хильдихарой, Хачарой и Гезехой (Итумкалинский район), также были переселенцы из ингушей — галашевцев и джераховцев и аварцы из Дагестана, в основном мусульманские проповедники. Кроме того, в ущелье живет около тысячи беженцев из Чечни, переселившихся сюда в 1990—2000-е годы. Кисты живут в следующих селениях Панкиси (данные переписи населения Грузии 2002 года смотрите в таблице).

На данный момент кисты составляют большинство населения и в селе Думастури, откуда за последние девять лет выехало большинство осетин. В целом в селах Ахметского района (33,07 тыс. жит.) кисты на 2002 год составляли 20,9% населения, а вместе с чеченцами — 24,1%. Сейчас почти все кисты — мусульмане. Особенно повысилась религиозность кистов после прибытия сюда чеченских беженцев. М. Вачагаев закономерно заключает, что именно под влиянием чеченских беженцев в ущелье произошли очевидные изменения в пользу большой исламизации данного региона. Сегодня в ущелье действуют несколько мечетей: две в Дуиси, по одной в Омало, Джоколо, Биркиани, Цинубани, ШуаХалацани. При этом в ущелье уже нет ни одной реально действующей церкви.

Современная картина доминирования ислама в Панкиси сложилась в результате сложных религиозных процессов на рубеже ХIХ—ХХ вв., в которых активное участие приняли дагестанские аварцы. Дело в том, что основное население Дуиси изначально было формально мусульманским, но вера их была слаба, а знания в религии поверхностными, также не соблюдались многие требования и обряды. В двух других селениях (Джоколо и Омало) при переселении чеченцы определенной религии не придерживались, в основном это были приверженцы традиционных верований. Согласно письменным воспоминаниям местного краеведа М. Албуташвили, переселившихся в 1845 году кистов-мусульман в 1866 году насильственно крестили. «Общество по восстановлению православного христианства на Кавказе», учрежденное российскими властями в 1860 году в Тбилиси, пыталось рекрутировать священнослужителей из среды кистов. Оно приступило к строительству духовных школ для распространения грамотности и церквей (в частности, в селении Джоколо; в конце XIX века в нем жили 187 христиан и 18 мусульман). При этом здесь, «как и в других горных районах, христианизация населения принимала порой насильственные формы».

По данным Д. Павлиашвили, к началу ХХ в. (1903 г.) большая часть кистов (771 человек) стали христианами, а меньшая (200) — мусульманами. Эти данные христианских священников не подтверждаются при обращении к другим источникам. Согласно им, в Дуиси в конце XIX в. жили 546 человек, из них 47 христиан и 499 мусульман, а общая численность кистов на 1901 год составляла 1352 человек. Несмотря на то, что жители Дуиси считались мусульманами, им долго не разрешали строить мечеть. Разрешения они добились только в 1898 г. Однако и это разрешение позднее было аннулировано начальником Тианетского уезда. Местные кисты-христиане во главе с Гиа Кавтарашавили обратились к князю Чолокашвили, и тот наложил запрет на строительство. Объяснялось это опасениями властей, «чтобы православную часть кистов не перетянули к мусульманской вере». Кисты обратились к дибиру аварского села Билкан в Закатальском районе Баканасул Абдулле. Тот вместе с представителями дуисцев поехал в Тбилиси и с помощью муфтия Кавказа получил разрешение на строительство мечети, которая была построена в 1902 году. По сведениям Л.Ю. Маргошвили, первыми проповедниками ислама в Панкиси были кисты — братья Хангошвили (Гебиша, Ахига и Нонги). Вскоре после поселения в Панкиси Гебиша поехал в хадж, а после возвращения поехал в Чечню и привез с собой некоего Ваата, имевшего исламское образование. Однако тот вскоре скончался. После него в Панкиси приехал дибир «Курмахама» (судя по имени — аварец), который прожил здесь около десяти лет и уехал на родину. Затем уже пригласили дибира Курбана из какого-то аварского селения в Дагестане, он женился на кистинке, и его потомки живут в Дуиси.

По словам дуисца — мюрида накшбандийского тариката, чьи предки по линии матери — аварцы (джгIай), его дед Ражаб (1886 г.р.) являлся помощником Исы-апанди в деле распространения ислама и его близким другом. Он родился здесь, но был сыном дибира Курбана — аварца, приехавшего в Дуиси в качестве муллы. У Курбана было два сына: Ражаб и Абдулла. У каждого из них было в свою очередь два сына: у Ражаба — Али (2 сына) и Шуайб (2 сына), а у Абдуллы — Жабраил (3 сына) и Джараб (2 сына). Ражаб и сам работал в Дуиси некоторое время дибиром (муллой), поскольку другие опасались занимать эту должность. Дело в том, что царские власти, которые хотели христианизировать кистин, преследовали дибиров. Ражаба неоднократно арестовывали, он немало времени провел в заключении, но не оставлял своей миссионерской деятельности. Потомки дибира Курбана, живущие в Дуиси, взяли местную кистинскую фамилию Хангошвили. Но, по словам их носителей, они — потомки Курбана от второй жены, а потомки его от первой жены, оставшейся в Дагестане, и сейчас живут там, в аварских селениях Кокрек и Дзержинское Хасавюртовского района.

 

 

Иса-апанди Ташазул



После Курбана дибиром в Панкиси был чеченец Тавсолта, который приехал в 1905 году и прожил здесь три года, а в 1909 году, по данным Л.Ю. Маргошвили, приехал «некий проповедник Ис-эфенди, который проповедовал учение Накшбанди и заложил основу этой секте. Он умер в 1920 году в Дуиси, похоронен в селе Кабали Лагодехского района». Хотелось бы отметить, что в июне 2011 года в ходе поездки в селе Дуиси автору удалось встретиться с внуком хозяина дома, в котором проживал в начале ХХ века Иса-апанди (которого кисты называют «Ис-эфенди»), — 82-летним Ахмадом Багакашвили. Его предки приехали сюда в середине ХIХ века из Майистинского ущелья Чечни. На территории усадьбы Ахмад Багакашвили построил новый дом, да и старый дом перестроен за исключением той части, в которой проживал Иса-апанди. По словам Багакашвили, их семья специально оставила эту часть дома как воспоминание о религиозном лидере и месте сбора его мюридов. Его дед Махам Багакашвили и Иса-апанди были хорошими друзьями, чем и было обусловлено то, что шейх жил у него дома. Ахмад Багакашвили рассказывает: «Когда наши предки приехали в Панкисское ущелье из горных чеченских ущелий на границе с Грузией, они не были мусульманами. Здесь началось распространение христианства, в меньшей мере — ислама. Но мусульман было мало и знания их в исламе были минимальны. Когда Иса-апанди узнал о таком положении в Панкиси, приехал сюда и прожил здесь 12 лет, распространяя ислам». Ахмад Багакашвили говорил и о караматах, которыми, по его словам, обладал Иса-апанди (узнавал о мыслях пришедшего к нему человека). По его словам, «когда умер Иса-апанди, его лошадь убежала в Кабали в дом шейха. Так родные приехали в Дуиси и узнали, что умер Иса-апанди. Перед смертью он хотел, чтобы его похоронили здесь, в Панкисском ущелье, однако понимал, что родственники его не оставят здесь. Его тело омыли здесь и увезли в Кабали, где он и похоронен». Во дворе дома, где умер шейх, установлена памятная плита, окруженная оградой. На каменной плите вверху есть розетка с надписью «Аллах. Мухаммад», слева от нее надпись: «Да благословит его Аллах и приветствует!». Справа также написаны религиозные формулы, не несущие исторически ценной информации. Основная содержательная часть надписи (переводом этой и нижеследующей надписи автор обязан Махачу Мусаеву — заведующему Центром востоковедения Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН) расположена по центру плиты: «Хозяин этого камня — покойный шейх, муршид Иса-афанди, сын покойного Ибрахима ад-Дагистани, переселившегося из этого мира в иной (ахират) в одиннадцатый день благословенного месяца раджаб (30 марта 1920 г.), похоронили его, да простит их двоих Аллах и да смилостивится над ними двумя. Попросивший написать эту надпись его старший брат Раджаб. 1338 год».

 

 

Тарикаты в Алазанской долине 

Дом, в котором жил Иса-апанди, и сейчас служит местом собраний его мюридов по пятницам. До обеда здесь собираются женщины-старушки, а после — мужчины, тоже в основном пожилого возраста. Мы попали сюда до пятничного намаза, а потому в комнате было около 20 женщин пожилого возраста — мюридов, занятых исполнением вирда. В селе есть и последователи кадирийского тариката Кунта-хаджи, но собираются они в другом месте.

Стоит сказать, что в Дуиси, к сожалению, джамаат в пятницу ходит на праздничный намаз в две мечети — старшее поколение в старую мечеть, а молодежь в новую, расположенную на дороге. Несущественно различается и обрядовость — в старой мечети собираются в основном последователи накшбандийского и кадирийского тарикатов, а в новой — мусульмане, которых условно можно назвать салафитами. Дибир (имам) старой мечети Дуиси — представительный седобородый кистинец Идрис-хаджи Цатеашвили, которому исполнилось 78 лет. По его словам, «первого имама мечети Дуиси также звали Идрис-хаджи. Он был аварцем из юго-западного Дагестана (суйли) и придерживался кадирийского тариката. Под его руководством в 1877—1878 годах была построена первая в Панкисском ущелье мечеть. В это время в близлежащем кистинском селении Джоколо уже действовала церковь и царские власти активно крестили кистинов. Уже построенную мечеть власти дважды разрушали, запрещали ее восстанавливать, но ислам в Панкиси все равно распространялся, хотя и с трудом. Центром распространения ислама здесь было Дуиси, где в основном живут выходцы из Майистинского ущелья. При Исе-апанди ислам активно начал распространяться и в других селениях, и к концу его жизни почти все кистины уже приняли ислам. Помогла в этом и революция 1917 года. Российская империя разрушилась, централизованная поддержка христианизации кистин прекратилась, как и денежная подпитка кистин-христиан».

К началу XX века данные общества в большинстве своем были уже исламизированы. Главным свидетельством этого стало строительство мечети в селе Дуиси в 1902 году. Но при этом оставался еще целый пласт кистинцев, считавших себя христианами и посещавших церковь в кистинском селе Джоколо. Согласно Майирбеку Вачагаеву в начале ХХ в. активную проповедническую деятельность здесь развил Иса-апанди: «После отъезда муллы Тавсолты в 1908 году на его место год спустя по приглашению жителей села Дуиси прибыл из села Кабала накшбандийский шейх аварского происхождения Ис-эфенди. Он не только продолжил дело, начатое его предшественником чеченским шейхом Тавсолты, но и начал активно распространять тарикат во всей северной части данного региона вплоть до своей смерти в 1920 году. Ис-шейх, с детства проявлявший рвение в деле постижения ислама, в раннем возрасте обратил на себя внимание жителей села своими не по-детски серьезными рассуждениями о грешности образа жизни своих родных и сельчан. Ис-шейх пытался переломить ситуацию и заставить формально считавших себя мусульманами полностью принять Коран как основу их жизни, заменить горские обычаи и традиции нормами шариата... Еще при жизни ему пришлось испытать на себе удары со стороны новых властей, которые закрыли единственную мечеть и запретами пытались прекратить популяризацию тарикатского учения в северной части Грузии. Ис-шейха похоронили в 1920 в селе Кабали Лагодехского района Грузии, преимущественно заселенного азербайджанцами и аварцами. Его могила почитается как могила человека, снискавшего всеобщее уважение на пути распространения ислама. Его мюриды, по сегодняшний день отдающие дань уважения своему наставнику, верят, что он и сегодня может совершать чудеса, особенно в том доме в селе Дуиси, в котором он прожил годы и который по сегодняшний день, не тронутый временем, является зияратом в честь Ис-эфенди. Его наибом еще при жизни был определен также местный житель Керим Маргошвили (тейп дышни), который и руководил вирдовым братством после смерти устаза шейха Ис-эфенди».

Чуть позднее чеченцы Панкиси познакомились и с учением Кунта-хаджи, то есть уже с кадирийским тарикатом суфизма. Активным его распространителем стал уроженец сел. Ца-Ведено шейх Ода-хаджи, приехавший в Дуиси в 1928 году. Как подчеркивает Майирбек Вачагаев, благодаря Ода-хаджи часть кистинцев стали последователями кадирийского тариката кунта-хьажинского вирда, хотя до этого в большинстве своем были последователями накшбандийского тариката в лице последователей Иса-апанди. В дальнейшем религиозная жизнь в Панкиси под давлением властей практически замерла, хотя старшее поколение все еще продолжало исполнять основные религиозные обряды. Первое послабление властями было сделано только в 1969 году, когда разрешили открыть мечеть и исполнять ритуальные обряды суфийских вирдов, уже не прячась от властей. События в Чечне в середине 90-х годов и в начале 2000-х, когда в данный регион переселилось много чеченцев из горной части Чечни, сильно изменили религиозную карту региона — в пользу тех, кто проповедовал кадирийский тарикат в лице вирда Кунта-хаджи Кишиева. Большая часть населения края в лице этнических чеченцев, проживающих в Панкиси, стали последователями данного вирда. При этом не без влияния чеченской войны в данном регионе устойчиво присутствует и элемент салафизма.

Касаясь жизни и деятельности Ташазул Исы-апанди, невозможно пройти мимо истории образования им и его родственниками села Кабали в Лагодехском районе Грузии. Автор побывал в этом селении в 2009 году в рамках полевой работы по изучению аварских поселений Алазанской долины. Анклав Кабали из четырех селений в Лагодехском районе Грузии: Кабали (3,5 тыс. жит.), Караджала, Ганджала и Узунтала с общей численностью 11 тыс. жителей Кабали заселено в массе своей уже ассимилированными аварцами на рубеже ХIХ—ХХ вв., три других селения населены в основном шиитами, приехавшими в первой половине ХХ века из разных регионов Закавказья. Надо отметить, что население Кабали представлено суннитами-шафиитами, а ими в Закавказье являются дагестанцы или потомки дагестанцев, в то время как тюркоязычные сунниты в Закавказье — ханафиты. Жители Кабали также являются последователями накшбандийского и шазилийского тарикатов, есть здесь и последователи аварского шейха Малламухаммада из Белоканского района. В Кабальской зоне расположены четыре мечети, по одной на каждое селение, однако пятничный намаз совершают только в суннитской мечети села Кабали, поскольку религиозность шиитов на очень низком уровне. Шиитские мечети работают только в дни религиозных праздников, в частности, день Ашуры.

Основателями селения Кабали были Иса, его старший брат Раджаб и их односельчанин Хаджи-Мухаммад, а также родственники и земляки из горных обществ Анцух и Таш. В частности, мечеть — первое общественное здание, обычно располагающееся в историческом центре села, построена Исой-апанди на принадлежащей ему же земле. В 150—200 метрах от мечети находится фамильное кладбище потомков Исы-апанди и его брата. Ниже приводится перевод эпитафии с его могилы: «Он Создатель. Это место захоронения шейха, совершенного муршида, известного в народе как солнце днем (буквально написано: «как солнце днем», т.е. очень хорошо известный, но эпитет «солнце в ночи» был бы уместнее), Исы-афанди, сына превосходного шейха Ибрахима ад-Дагистани ат-Таши, умершего, да смилуется над ним Аллах, 8-го дня благословенного месяца раджаб 1338 года (27 марта 1920 г.)». Далее к Исе-апанди присоединились выходцы из селений Гарбутль, Нахада, Кутлаб и других аварских селений, есть даже выходцы из Ботлиха. На данный момент в Кабали всего несколько десятков лиц, в основном преклонного возраста, владеют аварским языком, хотя люди, интересующиеся своим прошлым, помнят о своем аварском происхождении. Самому автору удалось поговорить с тремя из авароязычных представителей Кабали, которые хорошо владели как своим диалектом, так и литературной формой аварского. Всего в Кабальской зоне проживает чуть более 10 тысяч человек, из них около 3,5 тысячи имеют аварские корни.

Шейх Иса-апанди, по рассказам его внуков, был родом из Анцухского ущелья, хотя родное село они назвать не смогли. Однако в селе Тиви мы уточнили у самих анцухцев, в частности у 76-летнего Бадрудина Адалова, что он был выходцем из села Хидиб Ташского общества (эта информация подтверждается нисбой ат-Таши на надмогильной плите Исы-апанди), которое граничит с самим Анцухом. Потомство у хидибцев, основавших селение Кабали, было большое. У самого Исы, который был женат на уроженке аварского села Кабахчолиб Белоканского района — Хурулэн (Хуруней), было 15 детей. У его сына Мухаммада (15 февраля 1916 г.р.) их было девять — три дочери и шестеро сыновей. Сам Мухаммад, хотя и знал аварский язык и родители его были аварцы, в паспорте был записан азербайджанцем. В это же время в селе был довольно ощутимый прилив тюркоязычного населения из разных регионов Закавказья. Под влиянием Баку в селе в 1930-х годах была открыта школа с азербайджанским языком обучения, а все жители в паспортах были записаны азербайджанцами, что в дальнейшем повлияло на этнические процессы в селении.

Новое Дело. 29 Ноября 2011