История

История  »   Горцы  »   НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА И ЛЕЧЕБНАЯ МАГИЯ

НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА И ЛЕЧЕБНАЯ МАГИЯ

[опубликовано 19 Апреля 2011]

Гусейнов Магомед

 

Народная медицина у дагестанцев известна с древних времен. Столетиями накапливался практический опыт народных целителей, наблюдавших за жизнью животного и растительного мира. Методы и приемы традиционной медицины ункратлинцев, являвшиеся плодом многовекового опыта аварского народа, развивались как часть «традиционно-бытовой культуры» (1) . Опыт лечения травами, цветами и другими растениями вырос в современную фитотерапию.

 

В определенный период нашей истории к знаниям представителей народной медицины относились с недоверием. Но в наши дни постепенно разрушается расхожий стереотип восприятия народной медицины как шарлатанства. Это в корне неверное представление отвергнуто самой жизнью, практикой лечения некоторых болезней. Диагностика заболеваний была завуалирована молитвами и священнодействиями, напоминающими гадание «чернильными пятнами» Роршаха: знахарь по форме застывшего в холодной воде пятна – «глаза» расплавленного свинца или воска устанавливал диагноз «сглаза». Но можно не сомневаться, что в основе диагностики лежали непосредственно сообщаемые больным симптомы. «Сглаз», по традиции, самое распространенное явление влияния одного человека на другого, порождающее как болезнь, так и различного рода расстройства. «Сглаз» могли вызвать якобы лишь таинственные враждебные человеку силы и колдовство. Орудием же, при помощи которого воплощался злой умысел, считался взгляд. Вера в то, что взгляд обладает таинственной силой, которая может причинять вред другим людям, домашним животным, распространена среди всех народов.


Как же распознать обладателя «дурного» глаза? Способы были различны у разных народов, но всегда предполагается, что человека с «дурным» взглядом выдает что-нибудь необычное и странное во внешнем облике, и, прежде всего, в глазах: подергивание век, косоглазие, глаза навыкате или маленькие, глубоко сидящие.
Опасен «дурной» взгляд, но еще более – «дурное» или завистливое слово. Сглазить может и радостное, произнесенное без всякой зависти ласковое слово. Больше всего этому влиянию подвержены дети. Симптомы подвергшегося «сглазу» ребенка дают о себе знать в первый же день неудачливого с кем-либо общения. Вызываемые «дурным» взглядом симптомами болезней у детей служили: похудение, слабость, жар, потливость, головные боли, отсутствие аппетита, судороги и т.д.


Для того чтобы уточнить диагноз и выяснить, действительно ли болезнь явилась результатом действия «дурного» глаза, применяли магические процедуры, в частности, расплавленный свинец или воск лили через ножницы в миску с водой. По форме образовавшихся застывших фигур определяли, стал ли пострадавший жертвой «дурного» взгляда.


Другим диагностическим методом являлось опускание семи (девяти) раскаленных углей в кастрюлю с водой. По всплытию или опусканию углей знахари выносили заключение об отсутствии или присутствии «сглаза». При «сглазе» детей существовал вышеописанный способ диагностики: на яйце рисовали круги («глаза» людей, которые могли сглазить ребенка) и клали его в горячую золу. Со временем яйцо лопалось, и чей «глаз» лопнул на скорлупе, тот и объявлялся виновником «сглаза».


В прошлом существовали различного рода обереги от «сглаза». Например, против «сглаза» носили на руках повязки из красного материала. Если кто посмотрит на спящего ребенка, мать должна после этого трижды сплюнуть. Наиболее эффективным способом лечения «сглаза» являлись заговоры («дугIа») на воду, сохранившиеся до наших дней и имеющие применение. Существовал обычай сжигать кусочек одежды виновника «сглаза».
В своей лечебной практике ункратлинское народные лекари применяли различные формы лечебного воздействия: лечение растениями, диету, различные прижигания, кровопускание, лечебные средства животного происхождения, массаж и др. Лекарственные препараты из арсенала народной медицины применялись при различных заболеваниях: при болях в суставах, при простуде, болях в желудке и печени, при потере аппетита, при кашле, бессоннице, язвах, переломах и вывихах, при незаживающих ранах, ожогах и т.д. Каждый рецепт предназначался для определенного случая. Из лекарственных растений приготовляли отвары как для приема внутрь, так и наружные. Некоторые растения использовали в свежем виде.


Так, при внутренних кровотечениях, туберкулезе использовали настои, экстракты крапивы, состав из меда, животного масла и урбеча. Отвар барбариса находил применение при кишечных заболеваниях. При желудочно-кишечных болях употребляли также настои меда, укропа, зверобоя и минеральную воду из источника у сел.Инхоквари. Для повышения аппетита рекомендовали настой сушеных соцветий ромашки аптечной и одуванчика лекарственного. При простудных заболеваниях высоко ценились чеснок и отвар сушеного абрикоса – кураги, в качестве отхаркивающего средства – настой плодов тмина. Настой из полыни и отвар корня солодки широко применялись при сердечных заболеваниях, а мякоть плодов тыквы и настой из рыльцев кукурузы – при заболеваниях почек. При абсцессах, фурункулах, ожогах, длительно незаживающих ранах, язвах применяли наружно свежие истолченные листья подорожника. Для ускорения созревания фурункулов использовали кашицу из лука с молоком или печеного лука, которую накладывали на них. Настой и свежий сок из листьев подорожника рекомендовали при атеросклерозе. Порошок из раздробленных шишек хмеля принимали на ночь в качестве успокаивающего и снотворного средства. Мед и прополис были общеупотребительны при заболеваниях дыхательной системы, кожных и гинекологических заболеваниях.


Сбор лекарственных трав был связан с определенными сезонами года, чаще же – в середине лета, когда, по народным представлениям, растительность достигает полного расцвета. Он производился женщинами, которые делали запасы на всю зиму.


Оригинальны ниже описываемые народные рецепты ункратлинцев. Для укрепления волос кожицу лука втирают в кожу головы. Через некоторое время необходимо вымыть голову. После нескольких процедур исчезает перхоть, пропадает зуд, волосы укрепляются. Ежедневное натирание бородавок на руках чесноком помогает их сведению. Небольшие молодые бородавки можно свести соком одуванчика. Если и это не помогало, то поступали следующим образом. Дикое яблоко разрезали пополам ниткой. Обеими половинками яблока натирали бородавки, потом складывали снова вместе половинки и связывали их той же ниткой. Затем закапывали это яблоко в землю. Когда яблоко сгниет, бородавки, по поверью, исчезнут. Это нам напоминает имитативную магию – подобное вызывает подобное. При этих действиях, несомненно, наличие элементов гипноза. Во всех методах гипноза внушение является основой действия, и это действие бывает различным в зависимости от свойств гипнотизера и гипнотизируемого (2) .

 

Все заклинательные формулы, амулеты, талисманы также имеют в своей основе внушение (3) . Но нельзя упускать из вида и полезные биологические свойства употребляемых натуральных продуктов (например, антисептические, дезинфицирующие и др. свойства лука, чеснока и т. д.).
Особых успехов ункратлинцы достигли в лечении огнестрельных и резаных, а также колотых ран. Основным средством лечения их были мед, прополис и мумие.


Мумие («къурул пицI») – биологически активный продукт естественного происхождения, применяется в народной медицине ункратлинцев. Мумие – темно-коричневая вязкая, клейкая масса, имеет смолистый специфический запах, резкий, жгучий вкус. Мумие принимали при болезни печени, желудка, при туберкулезной астме, параличах, воспалительных процессах; оно усиливает половую деятельность, оказывает общеукрепляющее действие на весь организм, способствует успешному сращиванию костей и заживлению ран. В народе дозируют мумие величиной с пшеничное зерно и назначают его 1-2 раза в сутки, чаще всего перед сном и рано утром натощак.


Кроме мумия, при переломах, ушибах ункратлинцы использовали традиционный фиксирующе-перевязочный материал, представляющий собой тесто из пшеничной муки с добавлением меда на тканевой основе.
В лечебной практике ункратлинцев значительную роль играло лечение продуктами питания и диета. Из продуктов питания, обладающих целебными свойствами, прежде всего, следует отметить мед (гьоцIо) и урбеч (урба). Для лечения экземы у детей использовали мед со сливочным маслом и копотью. Мед в чистом виде применяли при сердечно-сосудистых заболеваниях.


Среди лекарственных средств большое место занимали молочные продукты, особенно кислое молоко и творог. Повсеместно сыворотку назначали от ревматизма. Женщины подогретую сыворотку использовали как средство против перхоти, полоская ею волосы. Для избавления от экземы использовали толченый чеснок. С этой целью сжиженную массу прикладывали на больное место и оставляли на некоторое время. Процедуру повторяли несколько дней. Широко использовали кислое молоко как напиток, утоляющий жажду и стимулирующий пищеварение. Как противовоспалительное средство пили теплое молоко с козьим жиром (цIел тIатIи). Этим же жиром при общем недомогании производили массаж. При зубной боли рекомендовали класть в дупло зуба чеснок или соль. Ожоги лечили соком сырой картошки.


Необходимо отметить и лечебно-гигиенические приемы, употребляемые местным населением и связанные с исполнением религиозных мусульманских обрядов. Так, например, приемы самомассажа с гигиеническими водными процедурами совершали при ежедневных пятикратных ритуальных омовениях перед молитвой-намазом: растирание и мытье кистей рук, лица, ног, протирание и мытье ушей изнутри и снаружи.


С самого начала исламская молитва была формализована до таких пределов, что приобретала ярко выраженный характер магического заклинания; надо произнести определенное количество раз совершенно точно молитвенные формулы в закрепленной последовательности. Каждой из них соответствует предписанное положение тела и определенные телодвижения. Цикл таких формул и положений именуется ракатом (кругом), а каждая из молитв должна составлять сумму ракатов, но не меньше двух. В ракат входят: заявление о количестве всех ракатов, которые молящийся собирается произнести; 1-я и обычно 112-я суры Корана; отдельные строки из других сур; периодическое повторение формулы «Аллаху Акбару» – «Аллах велик»; телодвижения, предусмотренные исламским культом (4). Наиболее наглядно это проявляется в обряде «зикра». Он исполняется, главным образом, в религиозных общинах, сопутствует культовым шествиям, погребальному обряду. Для исполнения зикра мужчины (джамаат) рассаживаются кругом («хIалкъа»). Зачинатель произносит «ният», потом три раза произносит «шагьадат» и 15-25 раз повторяет «астагьфирулагь». После чего читают 2 суру 103 аят Корана. Все это вступление к «зикру».


Зикру начинает солист речитативом (нашил), поющимся в свободном ритме и переходящим к развернутой (обычно) медленной части (басит). Вслед за ним все остальные нашидом поют «лаилагьа илалагь» тысячу раз, непрестанно качая головой направо и налево.


Обряд «зикра», являющийся принадлежностью суфизма (одно из течений ислама), в Дагестане существует приблизительно с XI века . В число последователей суфизма входит ряд духовных орденов. В Дагестане наибольшее распространение получили духовная конгрегация накшбандийа, щазалийа, кунта-хаджи и другие. В частности, последователи накшбандизма имелись и среди ункратлинцев. В их обязанности входят ежедневное индивидуальное чтение известных молитв – хутба (проповеди), а также еженедельное коллективное чтение тех же молитв и четверговая проповедь. Для адептов накшбандизма существуют три ступени посвящения. Третья высшая ступень предусматривает, в частности, изучение определенных правил дыхания, завуалированное религиозными формулами (постижение всевышнего).


Подводя итог, отметим, что народная медицина ункратлинцев, как и в целом дагестанцев, имеет глубокие корни и большой практический опыт. Она была основана на фитологии и надежных лечебных средствах, доказавших свою способность эффективно излечивать многие болезни.


Гусейнов М. Союз сельских обществ Ункратль. в XIX - начале XX вв. (историко-этнографическое исследование) / Под ред. М.А. Агларова. - М.: Изд-во «Таус», 2006. - С. 176-182.

 

Примечание

 

1. Бромлей Ю.В., Воронов А.А. Народная медицина как предмет этнографических исследований // СЭ, 1976. № 5. – С. 4.
2. Тремнер Е. Гипнотизм и внушение. – Кишинев, 1991. – С. 27.
3. Там же. – С. 99.
4. Мюллер А. История ислама с основания до новейших времен. – СПб., 1895. – С. 216-217.