История

История  »   Имам Шамиль  »   ИМАМ ШАМИЛЬ В МЕДИНЕ

ИМАМ ШАМИЛЬ В МЕДИНЕ

[опубликовано 7 Февраля 2017]

Хаджи Мурад Доного

 

Популярность Шамиля у местного населения в Аравии была огромна, «никто даже из владык Турции не пользовался таким обожанием и поклонением, каковые выпали на долю бывшего властителя Кавказа. Например, в мечетях Мекки в то время, когда туда приходил молиться Шамиль, происходила всегда такая страшная давка, что турецкая полиция и муллы решили, наконец, назначить для Шамиля особые ночные часы, когда жители города и богомольцы отправлялись спать. Народ бросался за ним вслед и целовал не только его руки, ноги и одежду, но и те места на плитах мечети, где ступала его нога, и где он стоял во время молитвы». О пребывании Шамиля в Османской империи  со слов родных рассказывал Мухаммад-Шефи писателю И.Н. Захарьину-Якунину, который впоследствии опубликовал воспоминания сына имама.

«Жизнь в Мекке была для Шамиля приятной, – писал летописец Хайдарбек из Геничутля. – Состояние его там первоначально улучшилось. Он исполнил церемонии, связанные с хаджем – как с большим, так и малым».

 

Вместе с Шамилем в хадже участвовало немало паломников из Дагестана: Мухаммад-Амин из с. Гонода (бывший наиб), Хаджияв из с. Орота (бывший казначей в имамате), двоюродный брат имама Ибрахим и Магома из с. Гимры, Махмуд-Эфенди из Кайтага и др.

«В Мекку к нему [Шамилю] пришли большие алимы, мударисы, имамы, проповедники, шейхи, – вспоминал Абдурахман из аварского селения Телетль, прибывший на хадж вместе с Шамилем. – Они пришли к нему в качестве паломников, чтобы увидеть его лицо. Эмир Мекки издал указ, чтобы его почитали. Однажды, когда имам возвращался с вечернего намаза, у ворот, именуемых Бабу-Али, встретился с ним пророк Хизри (мир ему). Иногда, чтобы люди не узнавали его [имама], когда шел на намаз, он переодевался. О его встрече с пророком Хизри (мир ему) ведомо Мухаммад-Амину из Гонода».

В одну из пятниц до проповеди шериф Мекки Абдулла Камиль Паша пригласил Шамиля подняться на кафедру «мечети для того, чтобы видели его и знатные и простой народ». 

 

Наступил месяц зуль-хиджа 1286 года (4 марта 1870 г.), когда мусульмане совершают ритуалы пятого столпа ислама. Шамиль со своим семейством сделали полное омовение и направились в мечеть аль-Харам для совершения таваф аль-кудум (семикратный обход Каабы), пили воду из источника Зам-зам, поднялись на холм Сафа и Марва. В восьмой день месяца зуль-хиджа паломники вступили в состояние ихрама для хаджа и направились из Мекки в долину Мина, где провели ночь, читая молитвы и поминая Аллаха. С восходом солнца следующего дня все направились в местность Арафат, пребывание в которой является основным действием хаджа. После захода солнца паломники покинули Арафат и переместились в долину Муздалифа, где провели ночь. Наутро все проследовали в местность Мина, совершали бросание камней в джамрат аль-анаба и выполняли оставшиеся ритуалы.

После благополучно совершенного паломничества в 1870 году, Шамиль со своей семьей посе­лился в Медине. Город произвел впечатление на Шамиля, прежде всего тем, что здесь был похоронен пророк Мухаммад ﷺ.

 

«Передал хаджи Абдуллах, внук хаджи Абд ар-Рахмана ас-Сугратли, со слов шейха имама блестящего, ученейшего нашего господина, полюса людей тариката и опоры людей шариата Ахмеда ал-Мадани ар-Ригуни следующее: "Когда этот известный шейх, воин за веру, подкрепляемый помощью Аллаха, победоносный Шамиль увидел купол миров [т.е. своды мечети в Медине] и худжру сейида посланцев, то в изобилии потекли его слезы, вздымались его вздохи и он покорно и смиренно сказал языком, трепещущим от волнения сердца: «О владыко, о мой господин, если мое намерение, мои старания, усилия и мое сражение за веру перед тобою чисты и находят одобрение у твоего посланца, то не удаляй меня от соседства с твоим пророком, дай мне умереть в хараме твоего любимца, покажи мне его лицо, награди меня его любовью, воскреси меня среди постоянно находящихся при нем и не лишай меня его заступничества"».По указанию царского правительства, после выполнения хаджа, имам с семьей обязан был вернуться в Россию.

Но непредвиденные обстоятельства задержали отъезд паломников. 13 мая 1870 года в Медине умерла дочь Сафият. Сам Шамиль, видимо, предчувствовал и свой конец. Он был стар, болен, да и многочис­ленные старые раны давали о себе знать, а поэтому скорое возвращение в Россию откладывалось.

 

 

Перевод с арабского письма Шамиля своим сыновьям и зятю, от 15 мая 1870 года в Киев из священного города Медины (получено 27 июля 1870 года).

 

«Милые дети мои Гази-Мухаммад, Мухаммад-Шефи и Абдурахим! (Мир и приветствие да будет над вами!) Уведомляю вас, милые дети, что безутешная дочь наша, а ваша сестрица Сафият (упокой Аллах ее душу) волею Аллаха скончалась в святом го­роде Медине, совершив путе­шествие к святым местам и пок­лонившись гробу Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Похоронили ее в месте, называемом Джаннат аль-Бакия, где погребены сподвиж­ники Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): дядя его Аббас, дочь его Патимат, сын ее Хасан, внук ее Зайну-Абидин, Мухаммад-Батыр, Джафар, Сулейман из Персии, жены Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), дочери его и другие (мир праху их!). Гроб Сафият мы положили возле гробницы Пророка Мухаммада, Абу Бакра и Омара. Сафият умерла в среду 24 числа сафара (13 мая 1870 г.). Болезнь ее  началась в святом городе Мекке в послед­них числах зуль-хиджа. Был болен и я, все мое семейство, вся свита и другие паломника из Дагестана, но, слава Алла­ху, все выздоровели, кроме одного газикумухца, который умер. Сафият же оставалась все время больной, и болезнь ее была точь-в-точь как бо­лезнь покойной дочери нашей Нафисат (упокой Аллах ее душу), умершей в 1866 году, – боль в желудке и опухоль ног. Умирая, она завещала пере­дать Вам поклон, помолиться за нее о прощении грехов и о даровании встретиться с Вами в будущей жизни. Семейство мое: матери ваши и сестры ваши кланяются. Кланяется также сын мой Мухаммад. Над ним мы совершили обрезание и отдали в школу, которая находится при мечети пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Что касается до моего здоровья, то клянусь Аллахом, оно гаснет с каждым днем, боль спины не только не уменьшилась, но еще более усилилась, чем было в России, расслабление мочевого пузыря и невыносимый кашель увеличился еще больше. Пешком не могу сделать и одного шагу, спина моя согнулась как у покойного Фирдозилява Кудалинского. Хаджияв Оротинский оставил нас при приезде нашем в Медину и лично объявил мне, что он нас покидает. Не подумайте, что у нас вышло что нибудь. Я ничего не говорил ему, а он что-то не поладил с зятем нашим Даудом, касательно управления и заведывания у нас домашними делами. Теперь остался при мне только Махмуд-Эфенди Кайтагский и Магома Гимринский. Дауд уехал в Константинополь и воротится разве только к осени. Хаджияв оставил нас в самую критическую минуту: я болен – лежу в постели, покойная Сафият тоже при смерти и жена Заидат в постели. Так уж суждено волею Всевышнего Творца!

Письмо в Медине 26 сафара 1287 г. (15 мая 1870 г.)

P.S. Убитая горем несчастная Шуанат постоянно говорит мне, что со смертью е дочери она лишилась всей отрады и спокойствия в этой жизни и что одна только теперь цель жизни – жить для вас! Если вы любите меня, милые дети, не оставляйте ее, заботьтесь о ней, как при жизни моей, так и после смерти. Помните! Да сохранит Вас Господь! От бедного перед Аллахом дряхлого старца Шамиля».

 

 

По просьбе Шамиля было составлено письмо к султану Абдул-Азизу, в  котором он просил обратиться к Александру II, чтобы тот разрешил его сыну Гази-Мухаммаду приехать к нему повидаться в последний раз. И султан с успехом исполнил пожелание своего почетного гостя. Информация о болезни Шамиля в Медине дошла до Гази-Мухаммада, проживавшего с семьей в Киеве. Летописец ал-Карахи так описывает этот момент со слов сына имама: «Когда заболел Шамиль в Медине, весть об этом была послана ко мне и пришла в тот город, где я находился, однако мне не дали знать об этой вести, а скрыли ее от меня. Когда же я о ней узнал от некоторых людей, то я потребовал от них [русских] разрешения на поездку к родителю, и они мне разрешили».

Гази-Мухаммад спешно начал хлопотать о поездке к отцу. Разрешение было получено. В письме из военного министерства на имя министра финансов графа М.И. Рейтерна, от 29 сентября 1870 года говорилось: «Государь Император по Всеподданнейшему докладу Военным министром ходатайства Киевского коменданта Высочайше соизволил разрешить сыну Шамиля Гази-Магомеду одному без семейства, отправиться за границу для свидания с отцом в Медине, сроком на шесть месяцев с выдачею ему в пособие на проезд тысячу пятьсот рублей…»…

Маятник истории отсчитывал последние дни удивительной жизни кавказского горца, конец которой предполагался в священном городе Медине.

 

Из книги Хаджи Мурада Доного «Имам Шамиль. Последний путь». 2016 г.