История

История  »   Имам Шамиль  »   О ПОЕЗДКЕ ШАМИЛЯ НА САХАРНЫЙ ЗАВОД В РОСВУ

О ПОЕЗДКЕ ШАМИЛЯ НА САХАРНЫЙ ЗАВОД В РОСВУ

[опубликовано 11 Августа 2014]

 

КалугаВ минувшем месяце Шамиль ездил в имение помещика г. Жукова, для осмотра там сахарного завода. Дело это давно интересовало нашего пленника, и он уже неоднократно получал приглашение посетить сахарный завод. Но каждый раз соглашаясь на это с видимым удовольствием, он впоследствии, когда нужно было назначить день для поездки - непременно встречал какие-нибудь препятствия. При объяснении их становилось ясным, что Шамиль действительно желает посетить завод, на что есть какая-то противодействующая причина, которая составляет если не тайну, то просто обстоятельство, которое он совестится высказать.
Накануне поездки, тайна эта раскрылась в следующем объяснении.


О производстве сахара в мусульманских книгах сказано только то, что продукт этот добывается из одного растения, прозябающего в теплых странах и еще из некоторых других растений, прозябающих в климате более умеренном, но ни названия этих растений, ни способа добывания из них сахара, в книгах не объяснено. Между тем, проживавшие по разным случаям внутри России горцы, возвратившись на родину рассказывали Шамилю о производстве сахара весьма неприличные подробности вроде того, что сахар добывается из костей, между которыми есть и свиные. Справедливость своих слов они удостоверяли тем, что сами служили при сахарных заводах и, стало быть, всему этому были очевидцами.


Показание это в то время сильно смущало Шамиля и даже поколебало веру его в чистоту сахара. Но та же вера в непреложность записанных в книге истин, побудила его признать взведенное на сахар обвинение клеветою, потому что если в нем закончилась малейшая нечистота, то разве пророк не предупредил бы о том правоверных?
С того времени Шамиль спокойно допускал употребление сахара во всех его видах. Но полученное в первый раз предложение г. Жукова невольно пробудило в нем прежние сомнения, тем более мучительные, что соблазн, которому он позволил обуять себя, выражает, как ему казалось, некоторое недоверие к тому, что «написано в книгах».
Наконец, видя настоятельную необходимость когда-нибудь покончить с этим делом и через то освободиться от тяжелой неизвестности он решился теперь ехать, чтоб удостовериться собственными глазами входят ли в состав сахара свиные кости, или нет, и потом, если гнусное известие окажется справедливым, то отказаться от употребления сахара навсегда.


День, назначенный для поездки, был 13 числом текущего месяца.
Нехорошая репутация этой цифры пришла на мысль спутникам Шамиля уже в то время, когда он садился в экипаж, чтобы ехать в деревню, и оканчивал рассказ о том, что этой ночью он видел во сне хвост черной собаки - предзнаменование, хуже которого не может быть на свете, так, что он даже хотел было отложить поездку до другого времени, но потом вспомнив что сего дня вторник - день самый легкий для всяких начинаний, он успокоился и решился ехать, с твердой уверенностью, что если Богу угодно, то дурного ничего не случится.


Приехав в Росву, Шамиль встретил самый внимательный прием, и тотчас же принялся за осмотр заведения. Он нашел в нем только то неудобство, что в некоторых местах, где из труб и котлов беспрестанно выходит густой пар, царствовала непроницаемая темнота, вызвавшая у него замечание, что «точно такой же мрак существует и в аду».
Слушая внимательно объяснения распорядителей и с таким же вниманием всматриваясь во все действия завода, Шамиль не видел только процесса очищения свекловично¬го сока, не скоро заметив разницу между, грязною сладковатою жидкостью, выходившею из под прессов в одной палате, и необыкновенно сладким и чистым соком, протекавшим по желобам в соседней палате, он спросил, каким манером происходит этопревращение? Но вслед затем, увидев тут же кучи известки, он выразил предположение, не этим ли средством очищается сок? Оставшись при этом убеждении, он в совершенном спокойствии продолжал переходить из одного отделения завода в другое, пока не пришел в последнее, где производится сушка сахарного песка в окончательной его форме.


Здесь, прежде всего Шамиль увидел несколько человек рабочих, которые брали деревянными ложками из ведра воду и выливали ее в формы наполненные песком, а потом верхний его слой мешали, от чего вода свободно проникала в противоположный конец формы. Убедившись, что и в этом последнем процессе кости не имеют ни малейшего участия, Шамиль был очень доволен результатом своих наблюдений и выразил совершенное свое удовольствие и признательность хозяину, который в это самое время объявил, что все достойное внимание, они уже осмотрели. После этого Шамиль намеревался было оставить за-вод, но в ту самую минуту управляющий заводом иностранец пригласил его взглянуть и на другой способ сушки песка, производившийся в дальнем углу той же палаты.


Способ этот заключается в том, что обыкновенную щетку в роде платяной, опускают в воду и потом брызгают ею по целому ряду сахарных форм.
В ту минуту, когда человек управляющий этим делом, готовился брызгать именно в ту сторону, откуда шли посетители, Шамиль, следя впереди сопровождающих его людей успел различить, что за инструмент был в руках мастерового. Величайший ужас изобразился в раскрытых до невозможности глазах его: несколько секунд пробыл он в каком-то оцепенении, и вслед за тем с необыкновенным напряжением попятился назад, поставив этим в затруднительное положение следовавших за ним людей, которые в то время столпились возле него сплошной массой. Отступив таким образом шагов на двадцать, Шамиль увидел себя в совершенной безопасностей остановился, не спуская однако глаз с предмета возбудившего в нем ужас. Скоро он отправился и, пройдя окончательно в нормальное состояние, выразил перенесенные им ощущения совершенно спокойным и даже, шутливым тоном.


- Вот он хвост черной собаки! – не без иронии говорили некоторые, уже достаточно обрусевшие горцы.
Это первое сражение, когда имам наш бежал прежде всех! – замечали другие.
Сам же Шамиль рассказывает свое приключение в письме к полковнику Богуславскому, с которым он ведет постоянную переписку. Письмо это вместе с другим - от старшего зятя Шамиля, Абдурахмана, дает довольно полное понятие о впечатлении, которое произвел на нашего пленника сахарный завод.

Вот оба письма в верном переводе.
«Искренно любимому и верному сыну моему, полковнику Богуславскому. Да будешь ты всегда здоров и уважаем!
Я получил любезное письмо твое и от души радуюсь, что и ты и жена твоя находитесь в совершенном здоровии и благополучии. Уведомляю тебя, что я ездил на сахарный завод по приглашению хозяина этого завода и видел там вещи, которым удивятся и видящие и слышащие. Когда я вошел в дом, где приготовляют сахар, то нашел этот дом наполненным рабочими и холодной и горячей водою; я думал, что попал в долину ада; такой там был шум, темнота и множество огней. Если бы не Аполлон, который был там со мной, то я остался бы в этой темноте, как Иона во чреве кита; я очень испугался, думая, что опоздаю совершить молитву: но по милости Аллаха освободился из ада и поднялся опять на небо, в мое жилище.
Аполлон прибыл к нам благополучно и не замерз в дороге; теперь он в совершенном спокойствии, как рыба в море. Глазам дочери нашей Сафият стало гораздо лучше, но всё еще совсем не поправляются. Холод у нас дошел до 32-х градусов, это удивительно.
Передай поклон жене твоей, нашей дочери Софье.
15 января в Калуге».



«Искренно любимому брату и другу полковнику Богуславскому. Да будут на тебя многие похвалы и приветствия!
Во-первых желаю тебе и жене твоей быть здоровыми. Когда ты написал в последнем письме твоем поклон всем, кто спросит о тебе, то мы очень этому обрадовались и спрашивали о твоем здоровьи, однако один я только из всех наших товарищей, живущих в Калуге, присваиваю себе право писать тебе и прошу тебя не забывать хоть изредка меня в твоих письмах. Если ты желаешь этого и позволишь, то я тоже буду писать к тебе, потому что люблю тебя от глубины сердца как старшего брата; не знаю как ты, но думаю, что и ты нас также любишь.
Мы все ездили рассматривать сахарный завод и видели там удивительные вещи; между прочим, имам, проходя по дому, в котором делают сахар, (мы шли сзади имама) увидел, что один из рабочих брызгал на головы сахару воду кистью из конских волос, имам приблизился и поскорее отбежал в испуге, думая, что это свиные волосы. По возвращении из сахарного завода имам перестал совсем пить чай, и мы очень этим огорчены. Просим твоей милости, чтобы ты написал об этом имаму.
Поклон от праха ног твоих Абдурахмана».


Шамиль не дождался однако письма, о котором просит Абдурахман: через несколько дней он снова начал пить чай, но только с медом. Примеру его проследовали почти все члены его семейства, за исключением очень немногих. Теперь же вся колония с нетерпением ожидает, когда купец Блистанов получит из Москвы постный сахар.

 

Калужские губернские ведомости 1861 г. № 6