История

История  »   Имам Шамиль  »   ТРЕТИЙ ИМАМ ДАГЕСТАНА И ЧЕЧНИ - ИМАМ ШАМИЛЬ

ТРЕТИЙ ИМАМ ДАГЕСТАНА И ЧЕЧНИ - ИМАМ ШАМИЛЬ

[опубликовано 24 Февраля 2014]

Назир ад-Дургели

 

ТРЕТИЙ ИМАМ ДАГЕСТАНА И ЧЕЧНИ - ИМАМ ШАМИЛЬ (1212-1287 х/1797-1871 м)



Шейх Назир ад-Дургели (1308-1353 х/1891-1934 м) пишет в биографии имама Шамиля:

الامام الثالث شامل بن دِنْكَاوْ محمّد الكمراوىّ الأوارىّ الداغستانى الشهير بامام شامل

ولد فى حدود سنة 1212‏ ه فى قرية كيمرة من مديرية خونزاخ على نهر قُويْسُوْ قرية ذات ثمار وعـنب ورطب، أخذ فى حداثة سنّه عن العالم المتبحّر الهركانى سعيد … وصَاحَبَ المقدام الغازى محمد الشهيد وسافر معه الى يراغ العليا فى ناحية كوره لتلقى الطريقة النقشبنديّة عن الشيخ محمد أفندى عن الشيخ خاص محمد الشروانى عن اسماعيل الكوردميرى عن البغدادى خالد الشهير فأجازهما اليراغى وكرّا راجعين الى كيمرة


Третий имам, Шамиль бин Денгав аль-Гимры аль-Авари ад-Дагестани (известный как имам Шамиль).

Родился в конце 1212г. по хиджре в селении Гимры, где растут свежие фрукты и виноград, в провинции Хунзах близ реки Кувайс.

В молодости обучался у алима Саида аль-Харакани, который был океаном знаний...

Дружил с храбрецом, шахидом Гази-Мухаммадом. Вместе с ним отправился в провинцию Кура в селение верхний Яраг для получения накшубандийского тариката от шейха Мухаммада афанди, который был последователем шейха Хас-Мухаммада аш-Ширвани, последователя Исмаиля аль-Курдумири, последователя Халид-Шаха аль-Багдади.

После этого аль-Яраги дал им обоим разрешение [на наставничество], и они вернулись в Гимры.

‏ فاختفى البطلان مع حداثة سنّهما عن أعين النّاس وعكفا على العلم والعبادة لبثا عليه برهة، ثم ظهرا يعظان الناس ويجاهدان العادات الموروثة عن الآباء التى لا يتزن عليها الكتاب والسنّة ولا توافقها المصالح من شرب الخمر الشائع حينئذ واتيان الفحش والظلمات التى لا يكاد النور والهدى من بينها يبين، حتى جلبا قلوب الناس اليهما واحبّوهما، فتصدّى المقدام الشجيع (الغازى محمد) للإمامة وحشد لجموعا لنصرة الدّين وأخذ البطلَ (شاملا) عضدًا له وعونًا وشامل لا يفتر عن أوامره حتى عهد الغازى محمد قيادة الجيش حين ما هاجم قريتى (اونصوكول) و (خونزاخ) شاملاً وأظهر البطل شامل فى تلك المصادمات ونجابته، فحاصرت الدّولة الرّوسيّة بعساكرها الكليّة الامام الغازى محمد ومعه أتباعه وأشياعه فى مضيق (كيمرة) فاستشهد الغازى محمد وأصيب شامل جراحة وصرع بين القتلى متماوتا حتي اذا أظلم تمشّى رويدًا الى حرج قريب ومنه الى اونصوكول فاندمل جرحه وبرء ولحق بالامام الثانى حمزة واشترك فى نحر امراء (أوا ر).


Два молодых храбреца некоторое время не показывались на глаза людей и стали усердствовать в поклонении и в приобретении знаний, потом они стали проповедовать среди людей и вести борьбу с обычаями, унаследовавшими от своих предков, противоречащими Корану и Сунне, и не соответствующими общим благам, такие, как распитие вин, распространённое в то время, совершение низменных дел. Также они вели борьбу против мрака, от которого не исходит ни свет, ни наставление, до тех пор, пока ни склонили к себе сердца людей и ни понравились им. И вступил отважный и смелый (Гази-Мухаммад) к имамству, собрал войска для помощи религии и назначил храбреца (Шамиля) себе помощником. Шамиль никогда не ослушался его повелений и Гази-Мухаммад обещал дать ему командование войском в наступлении на (Унцукуль и Хунзах). И показал Шамиль в том сражении геройство и способности.

Потом солдаты России полностью окружили имама Гази-Мухаммада и его последователей и сторонников в перевале Гимрах. Гази-Мухаммад пал мучеником (шахидом), а имам Шамиль получил множество ран и, притворившись мертвым, свалился между погибшими. Когда стемнело он потихоньку начал передвигаться в сторону ближайшей рощи, а оттуда в Унцукуль. После этого раны зажили и он выздоровел и догнал второго имама Гамзата и принял участие в убийстве амиров Авар.

‏ثم بعد استشهاد الامام حمزة احتشد أهل الحلّ والعقد من جميع قرى أوار فى بقعة (عالادا) التابعة لبوزره وأقاموا شاملاً امامًا وقائدًا عامًّا لطرد الرّوس عن داغستان واحياء الدين الاسلامىّ ونشر العلم واقامة العدل والميزان، فأخذ البطل على عاتقه جميع شؤون الملّة وهجر الكرى وأقام القضاة والقواد وجمع الجنود وأيّدهم ونظمهم وفق الزّمان والمكان وألف شملهم وألغى جميع الرسوم الباطلة الزائغة حينئذ وحارب أوّلا جميع المتغلبين الذين صالحوا الرّوس وشايعواهم حتى أقصاهم وفتك بهم فصفى له (أوارستان) فبث الجهاد وهاجم الرّوس حتى اضطرّهم للجلاء عن معظم جبال داغستان بعد ما كانوا أقاموا بها حصونا وشيّدوا بها بروجًا لا يرام لها.


После гибели имама Хамзат-Бека собрались влиятельные лица со всех сел аварии в местности Галада и назначили Шамиля имамом и общим предводителем для того, чтобы прогнать русских из Дагестана, оживить религию Ислам, распространить исламские знания, установить правосудие и равенство. И взял герой на свои плечи все дела своего народа, установил суд, предводителей, собрал и привел в порядок войско, и усилил его как соответствует времени и месту, объединил их союз и отменил все ложные отклонившиеся (от шариата) обряды, существовавшие в то время. В первую очередь он стал воевать с владыками, которые дружили с русскими и которые следовали им. Он уничтожил и искоренил их, и очистился этим Аваристан. После этого распространился джихад и атаковали они русских и принудили их бежать с большинства гор Дагестана после того, как они (русские) были заселены там (в горах) сделав их себе убежищем, и построив там себе башни которых не достичь.


فلمّا أحسّتْ دولة الرّوس فتكات شامل تألّـبَتْ بعساكره من كلّ وجه وحاصرت بجنوده دولة شامل حتى الجأته أخيرًا الى (احول كوح) (تل النقير) فأبرز أشياع شامل فى هذه المعركة من الشجاعة ما يدهش الأبطال وداموا على هذا الحصار مدّة مديدة الى أن انسل شامل وعدّة من شيعته وولده من التَّـلِّ خفيّة الى جاجان فقوى هناك عضده وجمع شمله


Когда русская империя почувствовала угрозу, исходящую от Шамиля, они натравили свои войска со всех сторон и окружили ими государство Шамиля. Дошло до того, что Шамилю в конце пришлось укрыться в «Ахуль-го» - «Талли-н-Накир» (на арабском). В этом сражении сторонники Шамиля показали такую отвагу, от которой поражались герои. Осада продолжалась в течении длительного времени, пока Шамиль и определенное число его сторонников и его сын, тайно не ушли через гору до Чечни. Там [в Чечне] усилилась его поддержка и мощь.

‏ ولمّا قوى أمر شامل وهابت الدّولة الرّوسية مِنْ نُمُوِّ نفوذه هيأت القائد (وورونسف) وأيدته بزخائر وأسلحة وجنود كثيرة ووجهته الى (ويدانو) يباغت شاملا ويفاجئه فقابل هناك شامل وعساكره كالليوث العوابس وهزم الرّوس شر هزيمة حتى ناف عدد القتلى فى هذه المعركة من الرّوسيين ستّة آلاف نفس.


После того, как укрепилось положение Шамиля, российская империя стала побаиваться его влияния, которое развивалось, они подготовили Воронцова, снабдив его оружием и большим войском, и направили его в Ведено, чтобы застать Шамиля врасплох. Там его встретил Шамиль со своим войском, [которые] как хмурящие львы, разбили войска русских. Число убитых в этом сражении со стороны русских дошло до 6000 человек.

‏ وهذه الغلبة هى فاتحة اقبال شامل وحركاته، ودام شامل يدافع عن وطنه بعزم لا يطرأ عليه ضعف ولا يعتريه وهن خمسة وعشرين سنة وذلك دليل لا يحتاج الى برهان آخر على مهارته فى تدبير الحروب واضطلاعه في ‏فنون السياسة ناهيك بمدافعه وبيوت زخائره وأسلحته ومعامل البارود ومناجم الفحم والكبريت وغيرها.

Эти победы стали толчком для успехов и движения Шамиля. Шамиль продолжал оборонять свою родину с твёрдой решимостью, которое было не поражаемо и непостижимо слабостью, в течение 25 лет. И это довод, который не нуждается в другом доводе, подтверждающий его способности в управлении войной и умении в политической отрасли, и тебе должно быть достаточно (для довода о его способности и умении) его пушки, склады, его оружие, фабрики для изготовления пороха, угольные шахты и серодобывающие шахты и т.д.


كان له جند منظم يبلغ عدده زهاء ستين ألف مقاتل مسلّح، وكان له معمل مدافع استخدم به أحد المتخرجين فى مدارس (مصر)
داغستانى، وبيت مال منتظم بغاية الاتقان، ومعامل كثيرة للبارود، ومعامل الأسلحة البارودة أيضا، وقسم شامل جميع ولايته الى النواحى وعيّن لها نوابا وقضاة ومعلّمين علماء، وجمع حوله العلماء والقواد والشجعان وأبرز فى جميع أفعاله التفوق التامّ والاستعداد.


У него было организованное войско, численность которого достигало около 60000 вооруженных военных. У него был завод для изготовления пушек, который построил для него один из выпускников медресе Дагестанских городов. Также у него была предельно совершенная казна, также фабрики для изготовления пороха, фабрики для изготовления порохового оружия.

Разделил Шамиль целый свой вилаят на окрестности и указал для каждой наместников/помощников, судей, учителей и ученых. Вокруг него собрались ученые, вожди/руководители и храбрецы. И проявил он во всех своих делах полное превосходство и готовность/способность.

‏ من دلائل نجابة ومهارة شامل أنه ألّف من الأقوام الجبلية المختلفى الألسن والطبائع جندا منظما وقام به الدّولة الرّوسية مدة سنة 25 ‏بلا فتور بحيث اندهش له العالم الغربىّ وتذاكر اسمه فى صفحات الجرائد وندوات السياسية، ولكنّه رغمًا عن الموفقيات التى منحها الله ايّاه ركن بعض من قواده وشيعته الى الوهن والفشل وأوجس فى قلوبهم الحقد والكسل فضعف به أمر شامل ووهنت شوكته وصار أخيرًا طعمة للرّوسيا الهلوع واضطرّ بخيانة أصدقائه وقواده الى التسليم فى (غونيب) لدى القائد (بارياتينسكى) سنة 1276 ‏ه 1859 ‏م


На превосходство и способность Шамиля указывает то, что он собрал из горных народов, с разными языками и характером, организованное войско, и с этим войском устоял на протяжении 25 лет против русского царства без ослабления. Западный мир был поражен им, обсуждали его на страницах газет и в политических форумах. Но из-за того, что испытывали неприязнь к успехам, которыми Аллах его наградил, некоторые его руководители и его сторонники склонились к ослаблению и трусости, испытывали в своих сердцах злобу и лень. Этим и ослабло дело Шамиля, и в конце он стал пищей для пугливых русских, и, предательством своих друзей и руководителей, был вынужден сдаться в Гунибе Барятинскому в 12761859 году.

‏ بعد ما لبث شامل مع عائلته فى روسيا تحت طاعته عشر سنين سافر الى الحجّ وتوفى فى المدينة سنة 1287 ‏ه فى ذى القعدة و 1871 ميلادية ودفن فى البقيع رحمه الله.
‏كذا ذكره الأديب الشابّ محمد سيّد الأوارى.


После того, как Шамиль в течение 10 лет со своей семьей находился в России под её подчинением, он отправился в хадж и умер в Медине в 1287 году в месяце «Зуль-каида», по грегорианскому календарю 1871 году, и был похоронен на кладбище Бакиъ, да смилуется над ним Аллах.

Это упомянул и молодой писатель Мухаммад Саййид аль-Авари.

‏ وسيرته وترجمته كثيرة شهيرة تغنى عن الاطالة والاسهاب وقد أفرد النّاس فى ذلك وترجموا الى لغات اخرى وقد أثنى عليه جميع الناس من علماء الأقطار وأعيان الأمصار وجعلوه شيخ الاسلام وامام الدّين ومجدّده وان ما جرى عليه فى حروبه كلّها حقّ مطابق للشريعة العادلة


История Шамиля обширна и известна и не нуждается в уточнении и дополнении.

Люди написали отдельные книги об этом и перевели на другие языки. Его хвалили многие люди из числа ученых и знатных лиц, его считали Шейх-уль-Исламом, Имамом религии и Мужаддидом Религии, и что все его сражения являются истинными, соответствующими справедливому шариату.


وقد أثنى عليه العالم العلامة ابراهيم الباجورى من علماء مصر والعلامة المحقق شهاب الدّين المرجانى القزانى وغيره.


Также его похвалил один из ученых Египта аль-Алляма Ибрахим аль-Баджури и аль-Алляма аль-Мухаккик Шихабу-д-Дин аль-Маржани аль-Казани и другие.

‏ قال العلامة حسن الدمياطى الشافعى المدرس فى مكّة المكرّمة فى رسالته التى ألّفها فى سيرة الامام شامل أفندى ما نصّه: "وبالجملة فما عليه الشيخ شمويل هو الصواب وأحق بأن يتبع له من غير شكّ ولا ارتياب ومخالفه مفتر كذّاب ومعاندٌ غرّار" اه، وهذه رسالة صغيرة أرسل مؤلّفه المذكور الي الإمام شامل حين كان حيًّا فى المعركة التى وقعت فى قلعة (جوخ) سنة 1265 وقرظها علماء مكة كالعلامة أحمد بن محمد الدمياطى الشافعىّ المدرّس بالمسجد الحرام والعلامة أحمد بن السيّد بثى الشافعى المدرّس بالمسجد الحرام، ومنهم كثير شهير.


Сказал, аль-Алляма Хасан ад-Димяти аш-Шафии, учитель в достопочтенной Мекке, в своем письме, которое он составил об образе имама Шамиля афанди, следующие слова: «В общем, то, на чем находится Имам Шамиль, является правильным и истинным в следовании ему без сомнений, а тот, кто противоречит этому, является клеветником, обманщиком и упрямцем».

Это маленькое письмо вышеупомянутый автор отправил Имаму Шамилю когда тот был жив и принимал участие в сражении, которое происходило в крепости «Чох» в 1265 году.

Хороший отзыв оставили о письме ученые Мекки, как аль-Алляма Ахмад бин Мухаммад ад-Димяти аш-Шафии, учитель в Масджиду-ль-Харам, также аль-Алляма Ахмад бин Саид Баси, учитель в Масджиду-ль-харам, и еще много известных ученых.

[Назир ад-Дургели, «Нузхату-ль-Азхан», стр. 44]