История

История  »   Имам Шамиль  »   АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ И НАСЛЕДИЕ ИМАМА ШАМИЛЯ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ И НАСЛЕДИЕ ИМАМА ШАМИЛЯ

[опубликовано 17 Февраля 2012]

Мехтиханов Альберт

 

В субботу 4 февраля 2012 г. в Дагестанской национальной библиотеке состоялась международная научная конференция «Актуальные проблемы Кавказской войны и наследие имама Шамиля».

 


Вели мероприятие председатель Дагестанского центра гуманитарных исследований им. Шамиля профессор Хаджи Мурад Доного и заведующий отделом Института языка, литературы и искусства ДНЦ профессор Ахмед Муртазалиев.

 

В своём вступлении профессор Доного перечислил важнейшие грани деятельности имама – учёный, полководец, организатор освободительной войны и правитель небольшого, но гордого шариатского государства. Много лет имамат Шамиля оказывал достойное сопротивление одной из сильнейших империй того времени, каждый раз удивляя противника неожиданными стратегическими и тактическими задачами.

 

Профессор Доного отметил: многое о жизни и деятельности имама уже издано, но многое только предстоит исследовать, опубликовать. Материалы же данной конференции будут изданы отдельным сборником.

 

 

Завкафедрой истории ДГУ профессор Абдулкадыр Омаров подчеркнул, что ни одна тема в российском кавказоведении и историографии не вызывает столько интереса, как эта. Материалов издано действительно немало, но не хватает обобщённого фундаментального труда по данной тематике.

 

Профессор напомнил о том, какой искренний интерес в XIX веке события на Кавказе вызывали у мыслящих людей в самой Российской империи. Некоторые из них прямо говорили, что половина активной общественной жизни России сосредоточена на Кавказе.

 

Хаджи Мурад Доного и Ахмед МуртазалиевИногда раздаются вопросы: а был ли вообще смысл в такой тяжёлой войне, если в итоге она всё равно была проиграна? Не стоило ли принять во внимание, что слишком неравны силы огромной Российской державы и маленького дагестано-чеченского имамата. Смысл был, убеждён профессор Абдулкадыр Омаров. Само то, что мы остались дагестанцами, находимся здесь и говорим о нашей героической истории – это уже достаточный смысл. По итогам длительной войны Российское государство словно прониклось уважением к мужеству и стойкости горцев. Да, земли были окончательно закреплены в составе империи, но родные языки, культура, религия – покушения на эти важнейшие ценности горцев не произошло.

 

Профессор Хаджи Мурад Доного в своём докладе «Идеологические эмиссары российского самодержавия в противодействии газавату кавказских народов» рассказал о малоизвестных любопытных фактах. Не только оружием шла империя на Кавказ. Сюда отправляли лояльных представителей мусульманского духовенства с задачей убедить кавказцев прекратить сопротивление.

 

Абдулкадыр ОмаровВ частности, с этой задачей из Казани на Кавказ приехал мулла Таджудин Мустафин. Его миссия была оплачена в размере 250 рублей серебром. Эту деятельность поддерживал и генерал Розен.

 

На тех землях, где ситуацию контролировало Российское государство (Аварское, Казикумухское, Мехтулинское, Кюринское ханства), Мустафин без проблем выступал с проповедями. Но там, где контроль был за имаматом, его просто не ждали. Так, представители Андаляльского общества прислали Мустафину письмо, где говорилось, что они сохраняют верность имаму. Посланцев самого Мустафина имам Шамиль взял на некоторое время под стражу, а затем отпустил. Тем самым имам дал понять, что категорически отвергает миссию приезжего переговорщика. Ташов-хаджи из Чечни и вовсе прислал Мустафину письмо с угрозами.

 

В итоге Мустафин вернулся в Тифлис, получил дополнительные 750 рублей и 180 червонцев, российские власти соглашались называть его почётным титулом «шейх-уль-ислам», но по большому счёту свою задачу он так и не выполнил. Горцы имамата продолжали сражаться.

 

Профессор Юсуп Дадаев (доклад «Русские в имамате Шамиля») рассказал о веротерпимости в имамате. В этом исламском государстве спокойно уживались сами горцы, а также русские, евреи, поляки и другие (помимо пленных, было много тех, кто перешёл на сторону Шамиля из царских войск).

 

Права иноверцев соблюдались. Никого не заставляли силой принять ислам. Напротив, за счёт казны имамата в Дарго и Ведено были построены православные храмы для русских. Для поляков-католиков строились католические костелы. Для иудеев в Ведено была открыта синагога.

 

Юсуп ДадаевПрофессор Дадаев с сожалением отметил, что порой нынешняя ситуация в нашем обществе по религиозной и межнациональной терпимости уступает порядкам времён имамата.

 

Юсуп Дадаев подтвердил, что в имамате с учётом острой нехватки мужчин (которые погибали, сражаясь на войне) практиковались браки русских мужчин, принявших ислам и горянок. (Уже после конференции участники окружили одного из присутствующих. Его полушутливо-полусерьёзно представили как возможного потомка тех браков: у человека аварское имя и фамилия, но подчёркнуто светлый цвет кожи и славянские черты лица. Наверняка, если копнуть в биографии молодого человека, у него обнаружится русский прапрапрадед, перешедший на сторону имама Шамиля, улыбались сторонники этого допуска).

 

Интересный доклад старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН (Москва) Патимат Тахнаевой был посвящён процессам обмена пленных в ходе войны.

 

Марко ШахбановГлавный редактор газеты «Новое дело» Марко Шахбанов приоткрыл ещё одну любопытную страничку времён Кавказской войны. Традиционно принято считать, что в разное время контроль имамата распространялся на часть земель Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Закатальский округ Азербайджана. Так вот, оказывается, грузинская Тушетия тоже фактически находилась в зоне интересов имамата. Это часть нынешнего Ахметского района Грузии – на границе с Чечнёй и Дагестаном (у Цунтинского района). Её площадь – примерно 900 кв. км, это сопоставимо с территорией Шамильского района РД.

 

На территории Тушетии силами самих тушинов собиралась дань в пользу имамата. Отмечалось их «плохое влияние» на других горных грузин – хевсуров и пшави.

 

Марко Шахбанов также рассказал об отвратительной деятельности грузинского (хевсура) террориста Шете Глухаидзе. Он совершал набеги на дома горцев, в том числе не щадил жизнь детей (есть конкретные факты).

 

Убивая горцев, разбойник отрубал их правые кисти – своего рода трофей и символ удачного нападения. Таких отрубленных кистей у него насчитывалось 116. Также известен факт, когда Шете сжёг деревянную мечеть вместе с молившимися там мусульманами, предварительно заблокировав дверь храма. Российский наблюдатель этой драмы отмечал, что верующие, осознав безвыходность своего положения, приняли смерть достойно: пока охваченное пламенем здание не обрушилось, горцы нараспев читали Коран и погибли с именем Всевышнего на устах.

 

Доцент общей и социальной психологии Сергей Чипашвили посвятил свой доклад фактору пассионарности как одной из причин Кавказской войны. Разумеется, имели значение и иные факторы: колониальная политика Российской империи, блокада горных районов, религиозный компонент и др.

 

Сергей ЧипашвилиДокладчик привёл определение известного исследователя Льва Гумилёва: пассионарность – это избыточная жизненная энергия. У кавказцев с её нехваткой проблем никогда не было. Гумилёв выделял 6 типов пассионарности, высший из них – жертвенность.

 

Сергей Чипашвилли отметил наличие этого фактора и у сегодняшних боевиков вооружённого подполья. Именно так специалист объясняет случаи, когда 2 боевика в течение 5 - 6 часов оказывают упорное сопротивление многократно превосходящим штурмующим их участникам спецоперации.

 

Другие докладчики, в частности, кандидат наук Хайбула Магомедсалихов, говорили о том, с каким уважением и почестями имама Шамиля принимали в Киеве, Калуге и Санкт-Петербурге. И о том, как он впоследствии получил разрешение совершить хадж, выехал с семьёй на священные земли ислама в Аравию, где и скончался в Медине в феврале 1871 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Асадулла Рапиев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Магомед Абакаров