История

История  »   Имам Шамиль  »   О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ИМАМАТЕ ШАМИЛЯ (1834-1859)

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ИМАМАТЕ ШАМИЛЯ (1834-1859)

[опубликовано 10 Декабря 2011]

Доного Хаджи Мурад

 

В основе движения горцев под руководством имама Шамиля (1834-1859) против местных феодалов и русского царизма лежали как внутренние социальные причины, вытекавшие из экономических и политических интересов народов Дагестана и Чечни, так и жестокая колониальная политика в этом крае.


Государственная система имамата создавалась постепенно в ходе борьбы и на основе опыта этой борьбы. В основном она сложилась в 1841-1843 гг. Имамат явился высшей формой организации горцев. Во главе созданного Шамилем государства стоял он сам, имам, избранник народа. В его руках была сосредоточена вся военная, гражданская и духовная власть над всей подвластной ему территорией. Важнейшие военные, экономические, административные вопросы разрешались главным советом государства – Диван-ханой. Проводилась полная централизация государственного аппарата. Экономической базой, укреплявшей единство государства, служила финансовая и налоговая система, узаконенная шариатом. Шамиль был не только крупным полководцем, но и выдающимся организатором, администратором, законодателем, государственным деятелем.


Создание имамата сопровождалось рядом мер, которые были направлены к изменению социальных отношений. Важнейшей из этих мер было упразднение власти ханов, беков, шамхалов. В 1843 г. Шамиль провел отмену крепостной зависимости в подвластных ему частях Дагестана и Чечни. В России же крепостное право было отменено лишь в 1861 г.


"…Прежде всего, он (Шамиль-авт.) уничтожил сословные различия обращением дворян в узденей, а вслед за этим, объявил, безусловно, свободными тех из принадлежавших им крестьян, которые составляли исключительное население какой-либо местности. Таким образом, жители четырех деревень – Кахх, Хинниб, Кгуаниб и Тхляилоб, расположенных неподалеку от Хунзаха и с незапамятных времен составляющих собственность аварских ханов, - первые получили свободу и тотчас были подчинены общим правилам, действовавшим во всем крае. Вместо прежних условий крепостного быта, по которым весь труд крестьянина принадлежал помещику, распоряжавшемуся в его доме, как в своем собственном, освобожденные рабы были обложены такой податью в пользу общественной жизни, какую платило население целого края…" (1)
Таким образом, при Шамиле бывшие рабы вышеуказанных деревень были не только освобождены юридически, но вместе с освобождением "получили и всю обрабатываемую ими землю без всякого выкупа". По закону уравнивались права наследства для всех детей.


Серьезной проблемой в горах являлся пастбищный вопрос. На почве раздела пастбищ между аулами нередко происходили распри, а иногда даже и убийства. Например, когда до Шамиля дошли сведения, что пастбищами аула Гимры пользуется только часть жителей, имам так на это отреагировал, написав письмо джамаату:
" …Оказывается, что вы на свои пастбищные участки допускаете баранту одних членов обществ Гимры, а другие не допускаете. Это действие неправильное, да отдалит Аллах от нас то, что неправильно. Если это так и если вы допускаете на ваши пастбища баранту гимринцев, то вы должны рассматривать все общество Гимры одинаково и оставить на ваших пастбищах всю баранту. Если же не оставите, то уберите с ваших пастбищ всю баранту, начиная с Мухаммад Али, которую оставляли до сего времени. Нельзя без всякой на то причины оставлять баранту одних лиц и отгонять баранту других. Это будет неправильно…"


В социальных вопросах Шамиль оказался большим мастером политики, умело и расчетливо приводящим на практике все, что служило интересам борьбы. Шамиль старался вникать в нужды горцев и делать все, чтобы облегчить положение населения управляемой им территории. В условиях постоянных военных действий, делать это было нелегко.


Определенный интерес представляют меры, принятые Шамилем относительно урегулирования положения мусульманской горской женщины и особенно его заботы о вдовах. В результате длительных боев, количество мужского населения в шамилевском государстве заметно уменьшалось. Осиротевшие дети и вдовы материально страдали.


Понимая трудность их положения, и зная, какую важную роль играет женщина в обществе, Шамиль старался облегчить участь вдов. Имам установил дополнительный порядок бракосочетания; он приказал наибам собирать в селениях через некоторый период времени в особые помещения всех вдов и вообще женщин, оставшихся без замужества, и там их обязывали называть имена тех мужчин, за которых они желали бы выйти замуж. Некоторые по женской стыдливости отказывались назвать своих будущих супругов, но воля Шамиля была непреклонна, и они все же указывали желанного. Названный мужчина, холостой или женатый, обязан был жениться на той, которая его выбрала. Многим мужчинам не нравилась эта принудительная женитьба, но Шамиль не обращал никакого внимания на протесты.


Так как калым (выкуп за невесту) среди чеченцев был очень высокий, что приводило к растущему числу холостых мужчин и незамужних женщин, Шамиль установил максимальную цену за невесту – 20 руб. серебром за девушку и 10 руб. за вдову или разведенную. Имам неоднократно приказывал наибам устраивать браки девушкам, которые достигли определенного возраста и вдовам. Главной целью имама было сохранить моральные устои молодежи.
Одной из положительных мер Шамиля следует считать урегулирование им дел о кровной мести, что было развито в Дагестане и Чечне. Целые семьи, а иногда и аулы враждовали между собой, и в столкновениях напрасно погибало много горцев. Кровная месть сильно мешала объединению горцев, в связи с чем, Шамиль издал распоряжение, которым запрещал этот обычай. Если кровник совершал преступление, убийство, то его жестоко наказывали, вплоть до конфискации имущества. Шамиль приложил много усилий, чтобы все столкновения кончались примирением обеих сторон, и своими строгими мерами уменьшил кровомщение. По этому поводу в 1843 г. Нейдгарт доносил военному министру Чернышеву, что «…в настоящее время в Чечне убийство, воровство, насилие и другого рода преступления сильно преследуются, и Шамиль принял самые строгие меры к искоренению из нравов чеченского зверского обычая-кровомщения…». (2)


С нарушителей государственного распорядка взыскивались штрафы деньгами или натурой; за вторичную вину взыскивался штраф в двойном размере. Все доходы, получаемые от штрафов, поступали в общественную казну.
Закон строго наказывал за воровство, уклонение от воинской службы, предательство. Наказание за воровство (отрубание правой руки) было заменено на трехмесячное заключение за первые два преступления и смерть - за третье. Шамиль предпочитал наказания со сдерживающим эффектом, финансовым доходом или тем и другим телесным увечьям. Наиболее распространенными наказаниями были побои, штрафы, заключение и публичные унижения.


Тюремное заключение было эффективным наказанием и широко использовалось. Заключенного помещали в маленькую яму, который должен был платить за пищу и охрану.
Кроме запрета на музыку, были запрещены все музыкальные инструменты, за исключением барабана. Кроме запрещения вина, имам запретил продавать виноград людям, знающим как готовить вино.
Закон запрещал вырубать деревья без специального разрешения, действующим было обязательство принимать медные русские монеты, подделка русских монет строго преследовалась.


К концу 40-х годов количество беглых русских солдат в Дагестане было настолько значительно, что на съезде горцев в Анди Шамилем ставился вопрос: на чьи средства их содержать. На совете было решено содержать их на средства Байтулмала (государственная казна). Например, недалеко от столицы Шамиля Ведено было отведено место для поселения пленных солдат и офицеров, а также перебежчиков. На средства Байтулмала были построены церковь, дома, неграмотные солдаты обязаны были учиться русской грамоте. Те же, кто принимал мусульманскую веру, женились на горянках, обзаводились хозяйством.


Необходимо отметить, что если "отсталый азиат, варвар" Шамиль проявлял к русским перебежчикам и военнопленным такое человеческое отношение, то иным было отношение "цивилизованных" европейцев к "азиатским" перебежчикам и военнопленным.


Социальные преобразования Шамиля были значительным шагом вперед в общественном развитии Дагестана и Чечни и представляли прогрессивное явление в сравнении с тем общественным устройством, которое существовало ранее в этом обширном крае.


Документы, представленные ниже (письма Шамиля наибам и должностным лицам, рапорты и донесения царских военачальников, воспоминания современников), характеризуют положение общества в имамате со своими проблемами, достижениями и неудачами. Это далеко не полный перечень материалов, освещающих данную тему, тему важную, малоизученную, а поэтому актуальную. Военные, политические действия несколько прикрывали собой ту неприметную, на первый взгляд, обычную, размеренную жизнь горцев имамата со своими трудностями, бедами и маленькими радостями.


Примечания:


1. РГВИА. Ф.ВУА. Оп.1. Д.1229. Ч.2. Л.72.
2. РГВИА. Ф.ВУА. Д.6468. Лл.19-32 об.



1. ПИСЬМО ШАМИЛЯ ПРАВИТЕЛЮ АНДИЙЦЕВ ГАЛБАЦУ
(1838-1840 гг.)


От писца, нуждающегося (в помощи Аллаха), Шамиля его сердечному другу и радости его – Галбацу (1), правителю (хаким) андийцев, - и Вам и милость (Аллаха).
А затем. Помоги этому несчастному, обиженному, и тому явному притеснителю в соответствии со сказанным им (пророком), да благословит его Аллах Всевышний и да приветствует: "Помоги брату своему обижающему и обиженному", ведь тебе известно толкование (его слов). И мир. 1255 (17 марта 1839 – 4 марта 1840) года.
Рук.фонд ИИАЭ ДНЦ. Ф.6, оп.1, №7882
1. Галбац Дибир, наиб, один из выдающихся сподвижников имама Шамиля.


2. ПИСЬМО ШАМИЛЯ НАИБУ МУХАММАДУ ИЗ СОГРАТЛЯ
(11 марта 1846 г.)


От повелителя правоверных Шамиля его брату наибу Мухаммаду (1) из Согратля – мир (вам) постоянный.
А затем. Надели этих двух подателей (сего) Малача и Ахмада 20 кайлами из (зерна), имеющегося у вас продовольствия, так как они оба нуждаются в нем, а на нас – обязанность заботиться о них. И мир.
12 раби ал-аввал 1262 (11 марта 1846) года.
Рук.фонд ИИАЭ ДНЦ. Ф.16, оп.1, №1922.
1. Мухаммад из Согратля – наиб Согратля и окружающих селений с 1842 по 1847 гг.
2. Кайл – сыпучая мера.



3. ПИСЬМО ШАМИЛЯ НАИБУ ИНКОВ ХАДЖИ
(29 мая 1850 г.)


От повелителя правоверных Шамиля его брату Инков Хаджи – мир вам.
А затем. К нам поступила жалоба Ашуры, дочери Мирзал Мухаммада, относительно участка пахоты, принадлежащего казне, которым она, владеет. Я прошу тебя оставить этот участок ей, а те поля и поместья (1), которые мы повредили, сооружая оборонительные укрепления во владениях наших чохских (2) братьев, возмести пахотными землями казны и поместьями на холме Микаила, холме Али Маммата (3) или в других местах. Возмести им их, ибо у Аллаха всему утраченному – возмещение и всему минувшему – замена. И мир.
Вторник, 17 раджаба 1266 (29 мая 1850) года.
Дай нашему брату из пахотных земель казны, не требуя (с него арендной) платы.(4)
Рук.фонд ИИАЭ ДНЦ. Ф.16, оп.1, № 45
1. Речь, скорее всего, идет о частных земельных владениях, на которых в 1849 году, во время сражений, имам приказал наибам приготовить завалы и укрепить их посредством земляных работ.
2. Чох – аварское селение (ныне в Гунибском районе)
3. Холмы Микаила и Али Маммата расположены в окрестностях Чоха.
4. Судя по тексту приписки, в имамате представители мусульманского духовенства наделялись землей безвозмездно.



4. ПИСЬМО ШАМИЛЯ НАИБУ УМАРУ
(24 ноября 1852 г.)


От повелителя правоверных Шамиля его брату наибу Умару (1)– мир вам.
А затем. Поистине брат наш податель (сего) Халид – преданный мухаджир (2), набожный (человек) и благочестивый алим (3). Он жаловался нам на крайнюю нужду. Если ты окажешь ему помощь, покрыв его расходы (на проживание) и на пропитание его семьи, то это – предел моих желаний и то, за что Аллах Всевышний вознаградит тебя в этой жизни и в будущей. И мир.
Среда, 11 сафара 1269 (24 ноября 1852) года.
Рук. Фонд ИИАЭ ДНЦ. Ф. 16, оп.1, № 845.
1. Умар из Салта, наиб, участвующий в обороне укрепления при Салта в июле 1847 года.
2. Мухаджир (с араб. "переселенец") – в исламе мухаджирами называют переселенцев по религиозным мотивам. На территории имамата всегда было много переселенцев, в том числе и таких, которые отправились к Шамилю из-за религиозных убеждений. Люди переселялись добровольно и по принуждению самого Шамиля и его должностных лиц. Письмо свидетельствует о том, что некоторые из них бедствовали и вынуждены были обращаться за помощью.
3. Алим – ученый.



5. ПИСЬМО ШАМИЛЯ НАИБУ МУРТАЗААЛИ
(15 сентября 1855 г.)

Во имя Аллаха. Милостивого, Милосердного.
От повелителя правоверных Шамиля его брату наибу Муртазаали (1) мир вам.
А затем. Мы просим тебя избавить подателя (сего), несчастного Химмата, от необходимости возвращать лошадь, принадлежащую сиротам покойного Аду. И прости ему это из сострадания к тем сиротам. Если бы они не были беспомощными сиротами, а этот не пострадал бы от рук врагов, мы не вмешались бы в порядок (ведения дел) в твоем вилайете, и в дальнейшем не будем вмешиваться.
И мир. 3 мухаррама 1272 (15 сентября 1855) года.
Рук. Фонд ИИАЭ ДНЦ. Ф.16, оп.1, № 1942
1.Муртазаали – наиб Ауха.



6. ПИСЬМО ШАМИЛЯ НАИБУ ИСМАИЛУ
(3 апреля 1857 г.)


От повелителя правоверных Шамиля брату его любимому Исмаилу (1) - мир вам.
А затем. Когда наш брат, податель (сего) Исмаил, попросил через многих (людей), к которым я не могу не прислушаться, не взыскивать с него долг в пять куруш (2), так как находится в стесненных обстоятельствах, мы ответили ему согласием на это. Оставь их ему и не взыскивай их с него, ибо его бедственное положение и крайняя нужда при его праведности всем известны. И мир.
Четверг, 7 шабана 1273 (3 апреля 1857) года.
Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ. Ф.16, оп.1, № 816
1. Здесь, по-видимому, наиб Исмаил из Ботлиха.
2. Куруш – денежная мера.


7. ПИСЬМО ШАМИЛЯ НАИБУ ДУБА (1)
(1848 г.)


Вечный салам. Затем, вы примите этих черкесских беженцев приветливо и помогайте им, чем возможно. Аллах сказал: "Окажите помощь ближнему, если даже сам голоден". Мы повелели и другим наибам, чтобы они также помогали им. Обязаны покоряться моему приказу. Все.
Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ, д. 2308, папка 28, кон. 3.
1. Дуба – чеченский наиб Вашенодоронский



8. ПИСЬМО ШАМИЛЯ НАИБУ ГАДЖИ.
(27 ноября 1852 г.)


Салам. Затем, если произойдет спор между мужем и женой насчет калыма, то предлагай мужу уплатить весь калым, по договоренности во время заключения брака, не уменьшив ни на одну копейку, если даже калым доходит до 20 туманов. Если кто-либо будет утверждать противоположное этому, то ни в коем случае не слушай его. Все.
Рук. фонд ИИЯЛ, д. 2308, папка 39, кон. 9. Перевод с арабского.



9. ПИСЬМО ШАМИЛЯ К НАИБУ ГАДЖИ.
(Февраль 1856 г.)


Салам. После привета, подателей сего письма Давуда и его товарища Али необходимо включить в число беженцев. Окажите им помощь из заката. Оба они достойны того, чтобы к ним так отнеслись.
Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ. Д. 2308, папка 44, кон.4.


10. ПИСЬМО ШАМИЛЯ СТАРШИНЕ СЕЛЕНИЯ ГИМРЫ О ЗАВЕЩАНИИ ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО ЕМУ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА. (1)
(1866 г.)


Любимому сыну Джамалуддину, (2) да будет на вас мир Божий! Когда мы подумали относительно имения нашего, находящегося у вас, именно: дома, пахотных мест и садов, то не нашли более полезного употребления имения этого, как завещать его (по вакфу) сиротам нашего селения. А потому мы завещаем сим имение наше, находящееся у вас, сиротам с тем, чтобы половинною частью с дохода имения пользовался тот, кто будет управлять имением, т.е. поливать сады, пахать поля и поправлять дом; другая же половина должна быть обращена в пользу сирот. Собирай сирот в свое время в мой дом и раздавай указанную часть дохода с имения. Мало ли оно будет или велико, виноград ли то будет, или другой какой плод, или же похлебка и тому подобное - это будет вечно благодеяние для сирот, и польза его велика. Что же касается до моего дома, то в нем пусть живет тот, кто будет управлять имением, и пусть он поправляет его, чтобы он не разрушился. А тебя уполномочиваю, Джамалуддин, распорядиться: отдаешь, кому хочешь или оставь в своих руках и знай, что тебе будет велика благодарность Аллаха за твои хлопоты в доме, полезном для сирот. Я, нуждающийся в Аллахе, старик Шамиль. Кланяйся нашим родственникам особенно и жителям селения вообще. Завещаю вам молитву об улучшении нашей жизни.
Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ. Д. 1286, л.77.

1. Данное послание было отправлено Шамилем из Калуги, где жил имам со своей семьей, после окончания Кавказской войны.
2. В данном случае обращение Шамиля к старшине селения Гимры по правилам восточного этикета..