История

История  »   Имам Шамиль  »   ИМАМ ШАМИЛЬ хореографическая драма

ИМАМ ШАМИЛЬ хореографическая драма

[опубликовано 14 Апреля 2011]

Кажлаев Мурад

 

 

ИМАМ ШАМИЛЬ
хореографическая драма
в 2-х действиях и 17 картинах
( по прочтению историй, хроник и романов )
Либретто Мусы Оздоева


Музыка и сценическая концепция Народного артиста СССР, Лауреата Государственных премий России и Дагестана Мурада Кажлаева

Хореография и постановка Заслуженного артиста России, Народного артиста Республики Ингушетия, Заслуженного артиста Республики Дагестан, Лауреата международного конкурса Мусы Одзоева

Сценография Заслуженного художника Республики Дагестан Ибрагимхалила Супьянова

Костюмы Джавгарат Супьяновой

Консультанты:
Шапи Казиев и Хаджи-Мурад Доного


В спектакле принимают участие артисты хора Дагестанского Государственного театра оперы и балета



Краткое содержание

Действие первое


«Там за добро - добро,
И кровь - за кровь,
И ненависть безмерна, как любовь »
М.Ю Лермонтов

Картина первая « Пролог »

На сцене три человека, одетые в белые одежды.
Они идут вдаль и поднимаются на возвышение.
Это три символа, сотворившие часть истории Дагестана, -три Имама: Гази-
Магомед, Гамзатбек и Шамиль- ушедшие в праведный мир. Но в горах их
никогда не забудут...

Картина вторая « Рождение героя »

Суета, беготня женщин, пересуды. Уже весь аул знает, что в доме Денгава и Баху-Меседу родился сын, и потому стреляют из ружей. Рождение сына - счастье в любом доме. Сначала его назвали Али, а после болезни - Шамилем. Как гласит легенда, в это время над аулом пролетел белый орел, в падении схватил с земли змею и улетел. Это к счастью - подумали все. Шамиль рос сильным и здоровым. Это был период, когда Россия устанавливала власть на Кавказе.

Картина третья « Стан русского войска »

Незатейливый быт армии в походе, во многом схожий для противников. Они отдыхают, залечивают раны, готовят еду, стирают белье, девушки - казачки ходят за водой, солдаты чистят оружие. Санитарки помогают раненым. Но молодость берет свое, начинается танец, игривый и искрометный. Никто не хочет думать о войне, радуются жизни.

Картина четвертая « Горянки и горцы»

В то же время, у горцев - своя жизнь, по своим канонам, от которых они не хотят отказываться. Грациозный танец девушек, где выделяются три горянки. К ним присоединяется весь аул, и возникает действие, где впервые появляются Гази-Магомед и Шамиль. Они ловки, сильны, их уважают и любят. Объясняют людям, почему они здесь и к чему призывают.

Картина пятая « Гази-Магомед и Шамиль»

Оставшись наедине они думают о борьбе за свободу. Правы ли они, требуя того же от других ? Сделают ли они свой народ свободным и счастливым?

Картина шестая « Битва за Гимры».

Появление Вестниц несчастий предвещают изнурительное и тяжелое время для горцев. Им придется, неся огромные жертвы в этой войне, стать добровольцами и быть до фанатизма преданными идее свободы.
Мы видим Гази-Магомеда, Шамиля и мюридов в бою против царских войск. Гибнет первый имам Дагестана - Гази-Магомед, а Шамиль, при удачном стечении обстоятельств, с боем прорывается сквозь строй солдат, и израненный, чудом спасается.

Картина седьмая « Встреча с матерью»

Шамиля приносят в дом, где его лечат. Узнав, что случилось с сыном, прибегает мать. Трудно описать чувства, которые обуревают ее, при виде безжизненного сына. Она растеряна, мечется, просит всевышнего о его выздоровлении. Но вдруг ощущает в теле упругость и напряжение, дающие надежду. В это время в небе виден белый орел, и Шамиль начинает приходить в себя. Счастью ее нет предела. Она просит сына подумать о жене с детьми , о ней и о том, что мир трудно изменить лишь одной идеей с горсткой людей...
Но его взгляд безприкасловен. Мать уходит, предчувствуя скорое возвышение сына и новые его страдания. Мысли не оставляют Шамиля в покое. Неожиданно возникает видение: идет к мечети Гамзатбек, люди в бурках его окружают, потом резко сбросив их с себя бросаются к нему и закалывают. Так ушел второй Имам Дагестана- Гамзатбек.
Видение исчезает, и Шамиль понимает, что только он должен стать третьим Имамом Дагестана и Чечни и возглавить народы. 

Картина восьмая «Избрание Имамом»

Шествие наибов и мюридов со штандартами, выход религиозных деятелей и
избрание Шамиля Имамом.
Шамиль осознает, насколько тяжкую ношу возложил себе на плечи. Его
раздумья, сомненья, молитва...
Но стремление к равенству, свободе и созданию независимого государства
требует, к великому сожалению, и жертвы.

« Поднявший меч против истины, поднимает его на свою погибель»,
Имам Шамиль.

Картина девятая « Битва при Ахульго»

Вновь стремительный бег Вестниц несчастий и их танец, символизирующий предстоящее сражение.
Происходит самый длительный бой в истории Кавказской войны - штурм Ахульго, где в течении трех месяцев бились на смерть горцы и российские солдаты, и не менее жестко в бой шли горянки и дети. Горцы отступили, но потери с обеих сторон огромные. В этом противостоянии происходит личная драма Шамиля, он вынужден отдать своего старшего сына Джамалутдина в аманат, чтобы пришел мир. Но его решение не дало результата. Мир не пришел, а сын оказался в Санкт- Петербурге. Эта душевная рана начнет зарубцевываться только по прошествии многих лет, когда выпадет случай вернуть сына в горы, обменяв на пленных.

Действие второе

Картина десятая « Пленение княгинь Грузии»

Без пленников невозможно представить Кавказскую войну. После Ахульго,
в аманат попал сын Шамиля Джамалутдин, а после похода войск Шамиля в
Кахетию, взяты в плен грузинские княгини...
Грузия! Воспетая поэтами, влекла к себе не только путешественников, но, в
связи со своим геополитическим и стратегическим положением, вынуждена
была порою принимать и незванных гостей.
И однажды, когда люди занимались кто повседневным трудом, кто отдыхал в
кругу семьи, на Кахетию обрушились отряды Шамиля и после кровопролитных
боев пленили грузинских княгинь знатного рода Чавчавадзе и Орбелиани. Не до
конца поняв, кто попал в их руки, горцы вынуждены были отступить.
Но это не омрачило Шамиля, когда он увидел, кто его пленницы.
Мечта о возвращении сына Джамалутдина сбывалась; за княгинь Александр II
вынужден будет вернуть ему сына...

Картина одиннадцатая «Возвращение Джамалутдина»

Шамиль с наибами рассматривает княгинь, которых привели к нему. Поприветствовав их, Шамиль приказывает писарю передать заложницам письмо императору Александру II, где изложены условия их освобождения. Проходит время... Звучит тревожная музыка. Все начинают понимать -сейчас произойдет что-то необычное. Неожиданно появляется Джамалутдин, долгожданный сын Шамиля.
Теплая встреча его с пленницами во время обмена, они были знакомы еще по Санкт-Петербургскому обществу.
Джамалутдин остается наедине с собой. Внутренняя борьба; любовь к родному краю, к отцу, к братьям и сестрам, к своему народу, но он оставляет в России и годы, и новое мировоззрение. Все это приносит ему муки и страдания... Вдали Шамиль, он все видит и понимает. Подходит, принимает сына в отцовские объятия, надеясь, что оба они, пусть и со временем, но поймут друг друга. Мы видим их радость, печаль и гордость одновременно. Мечта Шамиля сбылась. Он хотел возвращения сына, и оно состоялось. Но что будет с ним дальше?

Картина двенадцатая « Шуайнат и Шамиль»

Кроме войн, на земле существует и понятие великой любви. Такова была любовь между Шамилем и Шуайнат (Анной). Пленив в Моздоке дочь армянского князя Анну, он полюбил ее всем сердцем, чувствуя взаимность с ее стороны. Разлуки, встречи, ожидания, расставания и уединения - чувства обуреваемые в душе верной Шуайнат. Любовь к Шамилю ее была безмерна, до самого последнего дня его жизни...

Картина тринадцатая « Битва за Гуниб»

И снова Вестницы несчастий. Под звуки военных фанфар, они призывают к решительному бою. Начинается последняя страница Кавказской войны, горцев под предводительством имама Шамиля. Всему этому сопутствовали великая борьба, великие победы и предательства. Последний бастион Шамиля - это непреступный Гуниб. Но и он пал...

Картина четырнадцатая « Траурное шествие»

Горе, траурное шествие. Это реквием по убитым в бою, как горцам, так и русским солдатам. Это траур по всем погибшим в этой долгой и безумной войне...

Картина пятнадцатая « Пленение Шамиля»

Историческим выходом стало - пленение Шамиля.
Его раздумья, страдания и крик души: « Прав ли он, что сдался, а не погиб в
бою, сражаясь до конца за свою идею»?

Картина шестнадцатая «Бал в Санкт-Петербурге»

Когда Шамиль приходит в себя, мы видим его уже в Санкт-Петербургском
учредительном собрании, где по указу Его Императорского Величества:
« Всемилостивейше соизволяем на возведение Шамиля со всем его нисходящим
потомством в потомственное дворянское Российской Империи достоинство...»
Александр II вручает Шамилю золотую саблю.
Светское общество по этому поводу устраивает бал. Александр II довольный, но
слегка удивленный тем, почему на лице Шамиля нет радости. А Шамиль - комок
нервов, продолжает размышлять по прошествии стольких лет, правильно ли
сделал поступив так, как поступил..
Возможно прав, но решать это будут потомки...

Картина семнадцатая «Эпилог»

И вновь в небе полет белого орла, символизирующего о выбранном Шамилем
пути на благо народа и верности своему девизу « Поднявший меч против
истины, поднимает его на свою погибель».
Его прощание и уход в мир праведный...
И как в начале, мы видим Трех Имамов: Гази-Магомеда, Шамиля и Гамзатбека.
Они безмолвны, но они были, и они часть истории Дагестана...
Появление женщин-горянок и Плач по Шамилю и воинам, погибшим в этой
войне. Но это уже не только плач. Это уверенность в правоте стремлений к
свободе и равенству. И эти чувства всегда будут на острие мысли человечества.

« Я люблю твою гордость и тягу к свободе, Мой народ, что когда-то родил Шамиля»
Р.Гамзатов

Занавес.

Действующие лица и исполнители:

Шамиль - з.а.РД Ю.Омаров, М.Гаджиев, А.Курбанмагомедов

Гази-Магомед - А.Курбанмагомедов, М.Гаджиев, Э.Ахмедов

Мать Шамиля Баху Меседу - Н.Давидова, А.Курбанмагомедова

Шуайнат - Б.Адамова, Р.Ширинова, П.Мустафаева

Джамалутдин - Э. Ахмедов, Н.Бондаренко

Александр II - Р.Сулейманов, А.Дорохов

Наибы - А.Курбанмагомедов, А.Сепиханов, А.Дорохов, З.Алескеров

Мюриды - ЭАхмедов, Н.Бондаренко, Р.Имангазиев, С.Каяев, Х.Курбанов, М.Маликов, Д.Алиев, Х.Алиев, И.Алышев.

Горянки - Б.Адамова, Р.Ширинова, Д.Темиргереева, Н.Давидова, П.Мустафаева, А.Курбанмагомедова, М.Расулова, М.Магомедова, З.Амаева, Д.Генжеева, Р.Сулейманова, К.Загирова.

Горцы - З.Алескеров, А.Сепиханов, Д.Алиев, Х.Алиев, И.Алышев, Х.Курбанов, М.Маликов, С.Каяев, Ш.Омаров, Ш.Омаров

Солдаты - Э.Ахмедов, Р.Сулейманов, Н.Бондаренко, А.Дорохов, С.Каяев, Р.Имангазиев, Ш.Омаров, Г.Лобжанидзе, А.Курбанмагомедов

Казачки и санитарки- Ю.Тимохина, Д.Алибекова,И.Алескерова, Д.Ганус

Грузинские пленницы - Н.Давидова, Р.Ширинова, Б.Адамова, Д.Генжеева, П.Мустафаева, А.Курбанмагомедова, М.Расулова, Д.Темиргереева

Грузинский танец - Э.Ахмедов, А.Курбанмагомедов, М.Гаджиев, Г.Лобжанидзе.

Бал в С.-Петербурге - Б.Адамова, Д.Темиргереева, Р.Ширинова, Д.Ганус, И.Алескерова, З.Амаева, А.Курбанмагомедова, Д.Алибекова, З.Алескеров, М.Гаджиев, А.Дорохов, Э.Ахмедов, А.Курбанмагомедов, Н.Бондаренко.

 

 

«Имам Шамиль» как танец 

Театр оперы и балета обновил хореографическую драму Мусы Оздоева на музыку Мурада Кажлаева «Имам Шамиль», премьера которой состоялась в 2006-м. Тогда главные партии исполняли танцоры ансамбля «Лезгинка», и поэтому дальнейшая судьба балета откровенно тревожила. В новой редакции все роли распределены между танцорами труппы Оздоева, но главная роль, как и прежде, закреплена за Юсупом Омаровым, хотя были слухи, что он уходил из театра.

Идея показать жизнь народного героя через балет родилась давно. Мурад Кажлаев и Муса Оздоев работали над проектом синхронно: маэстро писал музыку, хореограф — сценарий и либретто. Консультантами Оздоева, дабы творческий полет не исказил исторической правды, выступили историки Шапи Казиев и Хаджи Мурад Доного. А над сценографией, костюмами и дизайном проекта трудилась целая семья Супьяновых: Ибрагимхалил, Джавгарат и Камиль соответственно. То ли благодаря такому близкому родству, то ли редкой удаче, но «Имам Шамиль» получился самой что ни на есть настоящей иллюстрацией утверждения, что балет, да и театр в целом — искусство синтетическое, и создает его множество разноплановые деталей. Сценография и костюмы в драме — такие же полноценные части постановки, как музыка и танцевальные сцены (в либретто они названы картинами). Живописные полотна, изображающие горы, башню и бал в Санкт-Петербурге, хороши и сами по себе, но как фон — очень функциональны.

Что до самого балета, то спешим успокоить тех, кто не видел первой редакции, но возражает против подобных «вольностей» в трактовке образа национального героя — Шамиль у Юсупа Омарова получился хрестоматийный. Аскетичная хореография и резкие, будто неотшлифованные движения ничуть не снижают образа, и даже наоборот. К тому же на фоне своих наибов и солдат — тонких молодых ребят из труппы Мусы Оздоева — брутальный Омаров мгновенно распознается как главный.

Замечать какие-либо недочеты в гармоничном, красивом действе глаз отказывается напрочь. Но справедливости ради нужно отметить, что коллективным танцам Оздоева немного не хватает слаженности, присущей обычно хорошо отрепетированным номерам, а драме в целом — самого Шамиля. Личности, трагедии, судьбы. Не читая либретто, сложно понять, о чем в данный момент идет на сцене речь. Хотя так ли это важно, если при виде девушек в красных костюмах с мечами на душе становится тревожно, а от сцены прощания Шамиля с сыном на глаза наворачиваются слезы?

("Новое Дело" 28 Мая 2010)