История

История  »   Имам Шамиль  »   ДЕНЬ ПАМЯТИ ИМАМА ШАМИЛЯ. 4 ФЕВРАЛЯ 2011 Г.

ДЕНЬ ПАМЯТИ ИМАМА ШАМИЛЯ. 4 ФЕВРАЛЯ 2011 Г.

[опубликовано 5 Февраля 2011]

Доного Хаджи Мурад

 

 

4 февраля 140 лет назад в мир иной ушел имам Шамиль (1797-1871)

И сегодня это имя чрезвычайно популярно в обществе. Уникальность Шамиля, помимо всех его личных физических и нравственных достоинств заключается в создании им на территории Дагестана и Чечни исламского государства. Предвидя скепсис некоторых злопыхателей на предмет легитимности и реальности этого государства, отметим, что государство это со своими трудностями и проблемами все-таки существовало и функционировало по законам шариата.


Из прошлого в настоящее

Надо ли говорить с какими трудностями столкнулся имам, утверждая слово Всевышнего в горском мире. Сегодня читая его указы и наставления, удивляешься, насколько они современны и необходимы в нынешнем «демократическом» обществе. Например, в письме к наибам и кадиям имамата в 1847 г., среди которых, к сожалению, не все были достойными последователями его внутренней политики, имам строго предупреждает о наказаниях за взятки: «… До моего сведения дошло, что вы вопреки установленного порядка берете выкуп от лиц, отбывающих наказания в тюрьмах, и освобождаете их до окончания срока заключения. Этим самым вы нарушаете Божьи законы и отвлекаете людей от шариата… От арестованных следует брать деньги столько, сколько необходимо для уплаты надзирателям. Кто же осмелится брать сверх указанного я буду беспощадно карать: отрежу нос и уволю с должности. Каждый кадий должен прочитать настоящее письмо перед всем обществом, а потом незамедлительно перешлет в другое общество. Кто ослушается, пусть пеняет на себя….»
Имам запрещал кадиям брать подарки от граждан своего региона и отказываться от угощений, а также нанимать работников «без полного согласия нанимаемого».


Часто, особенно в пятничный день, мы становимся свидетелями больших и малых нарушений поведения прихожан в мечети. Пустые разговоры во время произношения имамом проповеди, нестройные ряды во время коллективного намаза, не выключенные мобильные телефоны, в результате чего раздавшиеся звонки с фривольными мелодиями мешают сосредоточению в молитве, и просто не культурное поведение в Доме Всевышнего. Показательны в этом отношении указы Шамиля в отношении пребывания в мечети: «Следить, чтобы в мечети не велись светские разговоры, следить, чтобы во время призыва на молитву люди молчали и слушали призывающего. Следить, чтобы взрослая часть населения изучала и совершала все обряды».


Показательны указания Шамиля и по поводу церемоний во время похорон и поведения людей вокруг этого явления. Не раз мы бываем свидетелями, когда, приходя в дом покойного пособолезновать близким и родным ушедшего, видим богато накрытые столы с таким изысканным арсеналом «продовольствия», какой можно часто увидеть на свадьбах или днях рождения. Между тем, имам требовал от своих сподвижников: «…не давать без дела слоняться и сидеть по долгу в доме покойника. Запрещать родственникам покойного принимать принесенные подарки. Следить, чтобы в дом покойника ходили без всяких приношений…»

Личность есть личность

Имя Шамиля занесено в скрижали мировой истории. И, как правило, в подобных случаях, имя это нередко использовалось и используется в своих целях политиками, религиозными деятелями, государством. В течение 140 лет после смерти имама он успел стать и официальным народным героем, и «ставленником султанской Турции и английских колонизаторов», и реакционером и пр. Бывший на «нелегальном положении» в довоенное время, в 1942 г. про Шамиля вдруг вспоминает советское правительство. Почему? Немецкая армия рвется на Кавказ, и для его обороны необходимо повышение патриотического духа советских граждан, а посему не случайно решено издать книгу П.Павленко «Шамиль» в Даггосиздате. А собранные дагестанцами средства, стали хорошим подспорьем для создания танковой колонны, которой дали имя… «Шамиль» и которая громила гитлеровцев на фронте. Немецкое командование в своих целях тоже использовало имя Шамиля. Так, например в августе 1942 г. им создается зондеркоманда «Шамиль», которая должна была осуществить диверсионную военную операцию под таким же названием в районе г.Грозного. Но в послевоенное время, официальная точка зрения по отношению к Шамилю изменилась. Народно-освободительная борьба кавказских горцев была объявлена «реакционной войной, ставившей своей целью насильственное обращение немусульманских народов Кавказа в ислам и полное экономическое, национальное и духовное порабощение всех народов и народностей Кавказа». В последующие годы «с переменным успехом» имя Шамиля все-таки стало произноситься посвободнее, без страха получить взыскание, строгий выговор или еще какую нибудь пакость. Но и сегодня, учитывая не простую обстановку в кавказском регионе, различные проявления исламофобии в целом по стране, официальное отношение к Шамилю не простое....

А в памяти народной имя Шамиля есть, и мы уверены, останется. Самым лучшим доказательством этому, является то, что практически малоизвестное имя, которое носил Шамиль в период Кавказской войны, стало после его героической борьбы одним из самых популярных на Кавказе. И далеко за его пределами.

 

4 февраля 2011 г. в Национальной библиотеке в г.Махачкале прошел вечер памяти, посвященный 140-летию со дня смерти Шамиля имама Дагестана и Чечни. Организаторами мероприятия стали: Национальная библиотека, Дагестанская региональная общественная орагнизация "Ахульго", "Фонд Шамиля".