История

История  »   Имам Шамиль  »   БИБЛИОТЕКА ИМАМА ШАМИЛЯ

БИБЛИОТЕКА ИМАМА ШАМИЛЯ

[опубликовано 21 Мая 2010]

Шихсаидова Наталья

 

Шамиль в публичной библиотеке Санкт-Петербурга. Художник В.Тимм. 1859 г.Из истории книжных коллекций Дагестана XIX века.

Книжная культура Дагестана на арабском языке, представленная огромным количеством рукописных и печатных книг, дающих яркую характеристику состояния духовной культуры Дагестана, еще недостаточно изучена. Хронологически эта продукция охватывает период с XI века по 30-е годы XX века, а в количественном отношении - эти цифры, поражающие воображение, и, как уже отмечалось в специальной литературе, «быть может, и специалисты не всегда дают себе отчет о подлинных масштабах арабской книжной продукции».
Огромный интерес представляет процесс появления и формирования книжных собраний, начало которого, согласно традиции, относится приблизительно к XVIII веку, а исследования последних лет позволяют расширить хронологические рамки вплоть до XVI века.


Нам известно, что в Дагестане в прошлом существовало большое число ценных и разнообразных по составу книжных коллекций. К их числу относятся библиотеки известных дагестанских ученых: Мухаммеда из Кудутля (1652-1717), Мухаммада из Убра (ум. в 1732 г.), Давуда из Усиша (ум. в 1757 г). Саида Араканского (1764-1834), Гасана Алкадари (1834-1910), Абусуфьяна Акаева (ум. в 1935 г.), Али Каяева (1878-1943) и многих других. Коллекции эти не дошли до нас (за исключением отдельных экземпляров книг), однако списки этих коллекций или сохранившиеся краткие описания их свидетельствуют о широком тематическом и хронологическом диапазоне имевшейся в них литературы, и дают нам ценную информацию о «круге чтения» и «круге учения» образованных людей своего времени.


По сообщениям современников, Шамиль также был обладате¬лем крупной книжной коллекции, которой он очень дорожил, и с которой не расставался даже будучи в плену. Судьба этой библиотеки сложилась так, что многие рукописи из нее исчезли еще при жизни Шамиля, а впоследствии были утеряны сведения и о месте нахождения книг, оставшихся у имама. В настоящее время известен только список лишь некоторой части книг. В «Хронике» Мухаммад Тахира ал-Карахи, известного дагестанского ученого и секретаря Шамиля, сохранились некоторые сведения о книгах, бывших в распоряжении Шамиля. Как сообщает Мухаммад Тахир, во время пребывания имама в Стамбуле к нему обратился один египетский ученый с просьбой объяснить некоторые его действия.

 

В подтверждение своих слов Шамиль попросил подать книги, их «принесли в мешке, который несли 2 человека». Можно предположить, что речь идет о рукописях из библиотеки Шамиля. Мухаммад Тахир упоминает следующие две рукописи, которыми Шамиль пользовался: «Инсан ал-уйун», переписанный видным дагестанским ученым Саидом Араканским, - это жизнеописание Мухаммада, составленное арабским автором ал-Халаби (1567-1634), и «ал-Минах ал-Меккийа» комментарий известного арабского законоведа Ибн Хаджара ал-Хайтами (1505-1565) на поэму «Умм ал-кура» («Мать городов») арабского поэта-суфия ал-Бусири (1212-1294), автора знаменитой панегирической касыды «ал-Бурда» («Плащ»), посвященной Пророку Мухаммаду. Список сочинения «ал-Минах ал-Меккийа», принадлежавший Шамилю, был переписан известным дагестанским ученым Мухаммадом из Кудутля.


В биографическом очерке «Шамиль на Кавказе и в России», составленном М.Н. Чичаговой, есть сообщение о книгах Шамиля: после предпринятой в августе 1859 г. князем А.Барятинским экспедиции вглубь Дагестана Шамиль был вынужден покинуть «свои укрепления с находящимися в них тринадцатью орудиями и бежал на Гуниб, взяв с собой на шести лошадях золото и серебро..., на одной лошади драгоценности, на семнадцати лошадях книги...» Часть книг Шамиля, как мы знаем из сочинения Мухаммад Тахира, осталась в Ахульго: когда Шамиль был вынужден покинуть Ахульго, «он вышел из дому в боевом снаряжении, оставив свои книги и пожитки там».


В самых общих чертах данные о книгах, принадлежавших Шамилю, мы находим также в «Дагестанском сборнике», изданном в Темир-Хан-Шуре в 1902 г.: «При выходе Шамиля из Гуниба в числе вещей, принадлежавших ему, оказалось пять сумок с книгами. Они были доставлены в Шуру и разобраны комиссиею из трех переводчиков. По содержанию книги, как было видно из надписей, принадлежавших старшему сыну Шамиля, разделялись на четыре отдела: 1) священные (Коран, комментарии на него и т.п. 2) грамматические, 3) юридические, в том числе Мингадж, «принятый за руководство в Дагестане», и 4) хадисы и рассказы, относящиеся к жизни Пророка Мухаммада и халифов, собрание молитв, заговоров, мелких стихотворений и др. Особенных сочинений по поводу мюридизма и исторических не оказалось».


Важные сведения о библиотеке Шамиля сохранил нам полковник А.Руновский, пристав при нем в Калуге. Шамиль, со слов Руновского, вспоминал в числе имущества, «разграбленного... во время последних событий на Кавказе», с большим сожалением только о двух рукописях - «содержащей описание собственной его жизни» и «книге Абу-Муслима» с упоминанием податей.


Однажды А.Руновский застал Шамиля в своем кабинете, где на полу были «разбросаны в великом множестве книги, а посреди них, тоже на полу, сидел Шамиль, прилежно переворачивая листы и делая из них какие-то выписки». Он составлял, как выяснил пристав, перечень рукописей («Пишу названия тех книг... которых недостает для моего благополучия»), потерянных еще в Дагестане при переходе в Гуниб, и хотел обратиться к князю Барятинскому, с просьбой содействовать их выявлению и возвращению. Библиотека Шамиля и без этих утерянных книг была значительной по количеству. Рукописи, бывшие при Шамиле в Калуге, доставлены из Дагестана «...вместе с семейством Шамиля. Для них одних назначена была тройка. Зато, кроме книг, да еще подушек, никакого другого имущества не вывезено».


«Утром 5 января, – пишет А. Руновский в «Записках о Шамиле», – на дворе занимаемого Шамилем дома явилась почтовая тройка с багажом, состоявшим из нескольких огромных тюков, обшитых персидскими коврами. Это была библиотека Шамиля, о потере которой он получил ложное сведение, погрузившее его почти в такую же печаль, какую наводила на него неизвестность об участи его семейства. Зато и радость его была велика».
Об отношении Шамиля к книгам можно судить также и по следующему факту, описанному в «Дагестанском сборнике»:


«Старик Шамиль мог бы послужить примером аккуратности для его бывших подвластных: в мае 1860 г. он препроводил к князю Меликову две книги на арабском языке, взятые им для прочтения, «но не отданные по настоящее время, вследствие прошлогодних событий», и попросил возвратить их казикумухскому жителю Мусе...»


М.Казембек в своей работе «Мюридизм и Шамиль» писал о Шамиле:
«Хотя он вовсе не из сентиментальных, но часто он вздыхал при упоминании о прошедшем. Два раза меня поразил его глубокий вздох. Первый раз у меня, когда при обзоре моей восточной библиотеки он вспомнил, что и у него также была большая библиотека, которую совершенно разграбили его мюриды». Последняя фраза о совершенной утрате библиотеки не совсем соответствует действительности. А.Руновский в своем «Дневнике» приводит перечень тех книг, которые остались в Дагестане и которые Шамиль хотел получить при содействии князя Барятинского.

 

Перечень содержит 48 наименований арабских книг. Список этот чрезвычайно поверхностный, названия произведений переданы в русской транслитерации с большими неточностями или искажениями, как правило, в сокращенном виде, без указания имен авторов. Иногда приводится только имя автора без упоминания названия сочинения. Вероятно, здесь сказывалась традиция, сложившаяся в кругах дагестанских ученых, когда сочинение именовалось в сокращенном варианте (в свою очередь, это говорит о широком распространении этих книг в читающей среде Дагестана). Эти обстоятельства значительно затрудняют расшифровку и идентификацию сочинений, имевшихся в библиотеке Шамиля. Мы попытались идентифицировать некоторые из названных в списке А.Руновского сочинений, группируя их по тематическому принципу.


Среди упомянутых 48 книг видное место занимают сочинения по мусульманскому праву: «Минхадж» - сочинение по шафиитскому толку, полное название которого «Минхадж ал-талибин». Его автор - известный законовед из Сирии Мухйиддин б.Закарийа ан-Навави (ум. в 1277 г.), труды которого пользовались широкой популярностью в Дагестане. Не менее популярным было и другое сочинение, обозначенное в реестре как «Махали» - под таким названием (т.е. по имени автора) в Дагестане было известно сочинение «Шарх Минхадж ат-талибин» - комментарий в 4-х томах на «Минхадж ат-талибин» ан-Навави, принадлежащий видному шафиитскому законоведу и комментатору Корана, египетскому ученому Джалаледдину ал-Махалли (1389-1459); в библиотеке Шамиля имелись сочинения и многих других знатоков права, в их числе Мухаммад аш-Шарги (ХII в.), Якуб ар-Руми (XVI в.), Абдаррахман б.Мухаммад Шейх-заде (XVII в.) и др.


Значительное место в коллекции принадлежало сочинениям по грамматике арабского языка: «Шарх Алфийа» - возможно, это комментарий Ибн Акила (ум. в 367 г.), египетского грамматика и кади, на «Алфийа» («Тысяч-ница» по синтаксису и морфологии), известный свод правил грамматики арабского языка, изложенных в форме стихов, и принадлежащий Ибн Малику ал-Адалуси (1203-1274). Автор комментируемого сочинения родился в Дамаске, учился в Халеппо (Алеппо), жил и работал в качестве учителя на своей родине. Он считался выдающимся филологом своего времени. Знаменитое сочинение его по грамматике арабского языка комментировалось множество раз.

 

Комментарий же Ибн Акила пользовался большой популярностью в Дагестане, и большинство встречающихся здесь комментариев под названием «ШархАлфийа» принадлежит именно этому автору; следующее грамматическое сочинение значится в реестре как «Джами» - под этим названием, связанным с именем автора, в Дагестане был известен один из самых распространенных комментариев, составленный великим поэтом, ученым и мистиком Абдаррахманом Джами (1414-1492), на «ал-Кафию», краткий учебный трактат по арабской грамматике египетского ученого Ибнал-Хаджиба (1174-1249). В списке имеется сочинение, названное «Хадаик». Оно представляет собой комментарий азербайджанского ученного Сададдина ал-Бардаи на «Унмузадж» («Образец» синтаксиса) известного богослова, законоведа, филолога и литератора аз-Замахшари (1074-1144), одного из основоположников арабской грамматической школы и др.


Раздел философии в арабских рукописных собраниях включает, как правило, трактаты по логике и искусству диспута, получивших широкое распространение в качестве учебных пособий, арабские переводы древнегреческих мыслителей, труды знаменитых философов Востока – таких, как ал-Фараби, Ибн Сина, Насираддин ат-Туси и др.


В коллекции Шамиля представлено сочинение «Фусуль» персидского ученого - энциклопедиста Насираддина ат-Туси (ум. в 1274 г.). Круг интересов этой выдающейся личности охватывал все науки как специфически мусульманские, так и точные. Ат-Туси - автор многочисленных сочинений по философии, логике, астрономии, математике, физике, медицине, теологии, этике. В области точных наук ему принадлежат новые обработки произведений почти всех крупнейших ученых античного мира, которых знали арабы. В частности, он оставил новую редакцию «Альмагеста», которая почти вытеснила все предшествующие. С именем ат-Туси связаны знаменитые «Илхановские астрономические таблицы» и не менее знаменитая обсерватория в Мараге (Азербайджан), основателем которой он являлся. Обсерватория эта была снабжена лучшими по тому времени инструментами и богатейшей библиотекой (около 400 тыс. томов).


«Коранические науки» представлены книгой «Ал-Иткан фи улум ал-Куран» («Совершенство в изучении наук о Коране») - это одно из самых ценных сочинений знаменитого египетского ученого-энциклопедиста Джалаладдина ас-Суйути (ум. в 1505 г.). Список сочинений этого автора кажется невероятным – известно более 500 названий его трудов. Они охватывают все области литературных и научных знаний того времени. Трактаты ас-Суйути пользовались популярностью не только в арабских странах, но и во всем мусульманском мире и в течение почти четырех столетий считались авторитетным истолкованием классической мусульманской традиции. В реестре книг Шамиля под названием «Джалал» числится один из самых популярных комментариев к Корану, названный так по имени египетских ученых («двух Джалалов») - Джалаладдина ал-Махали (ум. в 1459 г.) и его знаменитого ученика Джалаладдина ас-Суйути.


По догматике и суфизму в указанном перечне названо более 10 сочинений, среди которых особо следует отметить «Джавахир ал-Куран» и «Бидаят ал-хидаят» одного из крупнейших мыслителей мусульманского средневековья, выдающегося исламского теолога, суфия, философа и правоведа Абу Хамида ал-Газали (1058-1111), оказавшего огромное влияние на развитие арабо-мусульманской культуры. Сочинения ал-Газали были широко распространены в Дагестане; среди других сочинений встречается догматический труд «ат-Тарикат ал-Мухаммадийа», принадлежащий арабскому филологу и богослову ал-Биркали (1523-1573), и комментарий на это сочинение арабского мистика ал-Хадими (1701-1762). «Авариф ал-маариф» арабского мистика, известного шафиитского правоведа и суфия ас-Сухраварди (ум. в 1234 г.) - основателя суфийского братства ас-Сухравардийя, сложившегося в конце ХII - начале XIII вв. в Иране, как самостоятельного пути мистической философии и духовно-религиозной практики. Ас-Сухраварди был выдающимся учителем и наставником. Его последователи были и в Дагестане.

 

Ему принадлежит ряд книг по суфизму, а его «Авариф ал-маариф» стал нормативным трудом по вопросам этики и практики суфизма для всех последующих поколений суфиев; в библиотеке Шамиля имелось и другое сочинение по суфизму – «ал-Бахр ал-мавруд фи-л-мавасик ва-л-ахуд» - известного египетского филолога и богослова-мистика Абдалвахада аш-Шарани (1491-1565), большое внимание на которого оказали взгляды ал-Газали и другого крупнейшего представителя средневекового арабо-мусульманского мистицизма Ибн Араби (1165-1240).


Сочинения биографического жанра и по истории представлены несколькими популярными биографиями Пророка Мухаммада. Одно из них принадлежит перу упомянутого выше арабского традиционалиста ал-Халаби и называется «Инсан ал-уйун» или «ас-Сира ал-Халабийа» (Жизнеописание Пророка Мухаммада, принадлежащее ал-Халаби).


В библиотеке Шамиля было несколько сочинений по художественной литературе: «ал-Минах ал-Меккийа» («Мекканские дары») – комментарий известного арабского законоведа XVI в. Ибн Хаджара ал-айтами (1505-1565) на поэму «Умм ал-кура» египетского поэта XIII в. ал-Бусири и «Рауд ар-рийахин фихикайат ас-салихин» («Сад правоверных... сочинение шафиитского богослова и историка ал-Йафи й (ум. в 1367 г.), содержащее 500 назидательных рассказов о шейхах, имамах, суфиях и т.п. Немаловажное место в коллекции занимает литература по медицине. Одно из таких сочинений названо в реестре «Фусул ат-тибб», что является неточным названием одного из медицинских трактатов – «ат-Тибб ар-рухани» или «ат-Тибб ал-Мансури», принадлежащих перу Абу Бекра Мухаммеда ар-Рази (ум. в 925 г.) известного в Европе под именем Разес-величайшего из средневековых врачей, автора медицинской энциклопедии «ал-Хави» («Всеобъемлющий»), написанной на основе нескольких десятков античных, византийских, иранских, индийских, сирийских трактатов. Его называли «арабский Гален» или «врач всех мусульманн»; имам Шамиль был знаком с трудами и других выдающихся медиков арабского мира.

 

В библиотеке имелось сочинение, являвшееся комментарием на «Мувджаз ал-Канун фиттибб» («Извлечение из "Канона медицины») - трактат, принадлежащий арабскому врачу XIII в. Ибн ан-Нафису (ум. в 1288 г.) Сочинение это представляет собой краткое изложение знаменитой многотомной медицинской энциклопедии «Канон медицины» Абу Али Ибн Сины (980-1037). Инб ан-Нафис - известный врач и философ, родился в Дамаске, жил и работал в Египте, был главой египетских врачей. Им написаны многочисленные медицинские труды, в том числе и «аш-Шамиль фиттибб» («Всеобъемлющий») - универсальная книга по общей медицине.


В библиотеке было также несколько сочинений по ритуалу и оккультным знаниям, которые, как правило, были связаны с мусульманской средневековой наукой и составляли неотъемлемую часть книжных коллекций арабского мира.


Общее содержание коллекции в основном соответствует характеристике, данной академиком И.Ю. Крачковским арабским рукописям, поступившим в Санкт-Петербург с Кавказского фронта. Среди упомянутых 48 названий представлены сочинения по мусульманскому праву, кораническим наукам, догматике, суфизму, грамматике арабского языка, философии, логике, а также присутствуют труды по истории и жанру биографий, художественной литературе и медицине, оккультным наукам и ритуалу. Почти все они - широко распространенные на всем мусульманском Востоке сочинения известных арабских авторов. Имеется упоминание и об оригинальных сочинениях, бывших в распоряжении Шамиля. В «Воспоминаниях» А.И. Руновского отмечается особая привязанность Шамиля к двум сочинениям – «Книге Абу Муслима» и книге, «содержащей описание его собственной жизни». Последняя, по нашему мнению, это первичные наброски «Хроники» Мухаммада Тахира ал-Карахи «Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах». Впоследствии это сочинение было издано учеником академика И.Ю. Крачковского, A.M. Бабановым (арабский текст, русский перевод и комментарий).


Перечисленные выше 48 рукописей составляли лишь незначительную часть богатой личной коллекции Шамиля. Конечно, нетрудно было догадаться, что тематический состав коллекции в целом был более обширен, а сама библиотека представляла собой один из лучших образцов книжных собраний своего времени в Дагестане.


Эту мысль можно было подтвердить, если бы удалось проследить судьбу коллекции, вывезенной имамом из России во время отправки в Аравию в 1870 году. Неожиданное сенсационное сообщение открыло завесу над судьбой этих рукописей.


Немецкий ученый-исламовед Клеменс Сидорко, занимающийся историей Кавказа и мюридизма, сообщил мне в письме, что в библиотеке Принстонского университета (США) имеется более 70 арабских рукописей, принадлежащих Шамилю, о чем свидетельствуют владельческие записи и штамп вакфа Шамиля. Он же прислал ксерокопии титульного листа каталога, предисловия к нему и описания некоторых книг Шамиля в каталоге. Чуть позже наши друзья - немецкие исследователи-востоковеды Михаэл Кемпер и Анке фон Кюгельген любезно предоставили в мое распоряжение ксерокопии кратких описаний всех книг, принадлежавших Шамилю. Их оказалось чуть более ста.


Пока не совсем ясно, каким образом эти рукописи попали в США. Известно только, что книги были куплены меценатом университета Принстона Робертом Герретом у коллекционера Абрахама Яхуда, исламоведа из старой семьи багдадских евреев, который по окончании учебы в Европе много путешествовал с 1920 по 1940 г. г. по Востоку и собирал старые рукописи. Как предполагает Клеменс Сидорко, Яхуда, возможно, купил рукописи у потомков Шамиля, которые жили в Стамбуле, т.к. в коллекции есть и книги, принадлежавшие Мухамаду Камилю, сыну Шамиля.


Мы решили дать самостоятельное описание этой коллекции с тем, чтобы иметь возможность сравнить ее с описанной выше частью, и чтобы позже, когда будут соединены воедино все составные, дать суммарную характеристику богатейшей шамилевской библиотеки.


Даже беглое знакомство со списком коллекции позволяет составить представление о круге интересов Шамиля - яркой личности, ученого и крупного политического деятеля. Среди книг, упомянутых в каталоге Принстонского университета, находятся сочинения по праву, грамматике арабского языка, риторике, логике, тафсиру, догматике, суфизму, хадисам, этике, поэзии, сочинения биографического жанра. Коллекция содержит значительное число трудов дагестанских авторов - Саида Араканского, Абдурахмана Согратлинского и др. Несколько сочинений переписаны рукой самого Шамиля.


Особенно широко представлена в коллекции грамматическая литература. В каталоге обозначено 22 сочинения подобного рода. Это наиболее известные и очень популярные в то время в странах Ближнего Востока, в Средней Азии и на Кавказе сочинения знаменитых арабских авторов, к числу которых относятся Ибн Хишам, аз-Замахшари, Абдаррахман Джами и их многочисленные комментаторы.

Ибн Хишам (ум. в 1360 г.) - известный арабский филолог из Каира, автор грамматического трактата «Мугни ал-лабиб». В коллекции Шамиля сохранилось два экземпляра этого сочинения (по 300 с лишним страниц), один из которых переписан дагестанцем в 1855 г. Ибн-Хишаму принадлежало и другое сочинение («Катр-ан-нада»), обстоятельно комментированное шафиитским законоведом из Мекки ал-Факизи (ум. в 1564 г.). Этот комментарий и хранится в коллекции. Он представляет особый интерес тем, что полностью (108 страниц) переписан совсем еще молодым Шамилем (в октябре 1823 г.).


Другое известное сочинение по грамматике принадлежит знаменитому богослову, законоведу и филологу, одному из основоположников арабской грамматической школы аз-Замахшари (1083-1144), который долгое время жил и работал в Хорезме. Им написано около 50 сочинений. В библиотеке Шамиля имеется наиболее известное из них – «ал-Муфассал» («Подробный»), представляющее собой классический учебник арабского языка, в котором все вопросы грамматики объединены по частям речи, а также комментарий на другое, не менее популярное сочинение аз-Замахшари «Унму-задж» (Образец синтаксиса), автором которого является азербайджанский ученый Саададдин ал-Бардаи. Среди комментариев на «Унмузадж» особой популярностью пользовался и труд, составленный ал-Ардабили (ум. в 1626 г.), который тоже имеется в коллекции Шамиля.


Среди книг имама очень популярные комментарии на известныетруды египетского ученого Ибн ал-Хаджиба (1174-1249); один из них составлен великим поэтом, ученым и мистиком Абдаррахманом Джами (1414-1492) для своего сына Дийааддина и называется поэтому «ал-Фафаид ал-Дийаийа» («Дийааддиновы полезности») - это комментарий на «ал-Кафийа» («Достаточная») - краткий учебный трактат по арабской грамматике; другой - комментарий ал-Чарпарди (ум. в 1345 г.) на второй краткий учебник Ибн ал-Хаджиба под названием «аш-Шафийа», а также несколько субкомментариев на указанные выше сочинения Ибн ал-Хаджиба.
В коллекции встречаются и сочинения по риторике. В их числе два субкомментария на известный труд сред¬неазиатского филолога ас-Саккаки (1160-1229) «Мифтах ал-улум» («Ключ наук»). Время переписки обоих сочинений - XIX в.


Все перечисленные выше сочинения по грамматике арабского языка и риторике представляют собой широко распространенные на Ближнем Востоке труды известных арабских авторов. Можно даже сказать, что коллекция Шамиля включала в себя почти полный набор самых знаменитых трудов в этой области знаний, особенно если учесть, что пока мы располагаем сведениями только о некоторой части книг из его богатой библиотеки. Выше уже назывались юридические сочинения из утерянной Шамилем части коллекции. В собрании Принстонского университета число сочинений по мусульманскому праву еще больше - 21 рукопись.


Известно, какое огромное значение Шамиль придавал вопросам мусульманского права, практике шариата в имамате. Шариат - это комплекс ритуальных, нормативных и этико-догматических правил и социальных гарантий. Как определяют ученые, шариат - это феноменальная зона встреч религии, права и нравственности. В условиях народно-освободительной борьбы 20-50-х годов прошлого века проблемы взаимоотношения шариата и обычно-правовых норм, утверждения шариата, оперативного решения вопросов земельного, наследственного и семейного права имели первостепенное значение.


Коллекция Шамиля содержит ряд очень известных в то время сочинений шафиитской правовой школы. Это, прежде всего «Минхаджат-талибин», упомянутого выше, которое перерабатывалось и комментировалось множество раз. Шамиль был обладателем еще нескольких комментариев и глосс, среди которых сочинения ал-Иба-ди (ум. в 1586 г.), Закарийа ал-Ансари (ум. в 1520 г.), известного шафиитского законоведа из Египта, занимавшего пост верховного судьи, Нурад-дина ас-Самхуди (ум. в 1506 г.), шафиитского правоведа из Египта, - всего 10 комментариев и субкомментариев на упомянутое знаменитое сочинение ан-Навави. Все вместе они составляют разветвленное генеалогическое древо.


Наличие столь значительного числа комментариев и глосс на известный труд ан-Навави в библиотеке говорит само за себя. Шамиль, видимо, хорошо знал этого автора и пользовался его трудами в повседневной практике. Один из указанных комментариев переписан в середине XVII века, остальные - в XVIII-XIX вв., в том числе для Даниял Султана.


В библиотеке Шамиля мы встречаем сочинение по праву и другого знаменитого ученого - Джамаладдина ас-Суйути. Все эти сочинения имели в Дагестане уже свою историю - многие из них были хорошо известны, изучались в местных медресе, начиная с XV-XVI вв. переписка и изучение этих трактатов интенсивно продолжались и в последующем.


К сочинениям по логике в данной коллекции относятся два супракомментария на трактат «Китаб ал-Иса гуджи» Асираддина ал-Абхари (ум. в 1264 г.), представляющий собой обработку сочинения греческого автора Порфирия.


Мусульманская догматика представлена сочинением Мухаммада ибн Мансура ал-Худ-худи (XVII в.), которое является комментарием на труд арабского богослова маликитского толка ас-Сануси (ум. в 1490 г.). На Востоке это сочинение было принято в качестве учебного пособия в знаменитом университете ал-Азхар и в медресе.
Помимо теоретического богословия, раздел догматики включает труды по основам веры (усул ад-дин) и теории единобожия (таухид). В библиотеке Шамиля имеется сочинение Бурхан ад-Дина ал-Лакани (ум. в 1631 г.), египетского ученого, профессора университета ал-Азхар в Каире, и эсхаталогический труд автора дагестанского происхождения ал-Баркушади ад-Дагестани (сочинение написано в 1700 году, а рукопись является автографом.


Среди рукописей, широко распространенных в мусульманских странах, видное место занимали этико-догматические трактаты. Особенностью этой категории рукописей в коллекции является то, что в их числе много сочинений дагестанских авторов. Судя по рукописям, Шамиль был хорошо знаком с творчеством трех выдающихся, энциклопедически образованных дагестанских ученых - Саида Араканского (ум. в 1834 г.), Мутаза-али Урадинского (из Гидатля, ум. в 1865 г.), Абдурахмана Согратлинского (ум. в 1882 г.). Абдурахман из Согратля - известный ученый, поэт, суфий, сподвижник Шамиля, автор суфийского трактата «ал-Машраб ан-Накшбандийа» и супракоментария на известное сочинение по искусству диспута «Адаб ал-бахс» ал-Иджи (ум. в 1355 г.) и др.

 

Среди сочинений Муртазаали Урадинского известны субкомментарии на различные популярные грамматические трактаты арабских авторов, комментарии в области мусульманского права, а также сочинение «Мургам» (по теории имамата и джихада). Саид Араканский был известен как ученый не только в Дагестане, но и за его пределами. В основанном им селении Аракани медресе учились многие будущие соратники Шамиля. Крупный знаток арабской литературы, Саид Араканский был сам автором трудов по грамматике арабского языка и истории религии. Указанные в каталоге Принстонского университета рукописи (объемом от 6 до 11 страниц) представляют собой, скорее всего выдержки из сочинений этих трех авторов - очевидно, по одному из вопросов этики и догматики в исламе. Ближайшее знакомство с этими рукописями внесет большую ясность в отношении тематики этих сочинений, определит их содержание и место в творчестве этих ученых.


В раннее средневековье в арабской литературе широкое распространение получил жанр биографий, в первую очередь жизнеописание Пророка Мухаммада (Сира). Среди книг, принадлежавших Шамилю, имеется несколько жизнеописаний Пророка, рассказов о его вознесении и трактат, сообщающий сведения о родителях Пророка.


В числе произведений художественной литературы - поэма самого знаменитого поэта Мамлюкской эпохи ал-Бусири (XIII в.) «ал-Касида ал-Мударийа» (сочинение переписано сыном Шамиля Мухаммадом Камилем) и два комментария на его другое, не менее известное сочинение «ал-Касида ал-хамзийа», посвященное восхвалению достоинств Пророка.


Мы дали очень краткое описание книг Шамиля, которые хранятся в Принстонском университете. Предварительный анализ сочинений из библиотеки Шамиля показал, что обе коллекции (Пристонского университета и список, опубликованный в свое время А. Руновским), представляют собой самостоятельные части некогда единого собрания рукописей, которые дополняют друг друга. Благодаря усилиям востоковедов нам уже известны и другие данные о коллекции Шамиля, которые предстоит уточнить.


Надеемся, что в ближайшее время представится возможность ознакомиться полностью со всеми сохранившимися, но разбросанными в разных частях света книгами, принадлежавшими Шамилю, и составить Сводный каталог рукописей богатейшей книжной коллекции Дагестана XIX века.


Журнал "Ахульго". 1999. Февраль. № 2. С. 28-33.