История

История  »   Ислам  »   ОБРАЩЕНИЕ УМАРА АЛЬ-ХУНЗАХИ К ЖИТЕЛЯМ ДАГЕСТАНА (КОНЕЦ XVIII В. – НАЧАЛО XIX В.)

ОБРАЩЕНИЕ УМАРА АЛЬ-ХУНЗАХИ К ЖИТЕЛЯМ ДАГЕСТАНА (КОНЕЦ XVIII В. – НАЧАЛО XIX В.)

[опубликовано 17 Июля 2012]

Рамазан Абдулмеджидов

 

Данная статья вводит в научный оборот небольшое сочинение дагестанского богослова Умаара аль-Хунзахи. Помимо общей характеристики и анализа текста в приложении дается полный перевод сочинения.
В Национальном центре рукописей Грузии в арабском фонде в составе сборной рукописи было обнаружено небольшое по масштабу, но довольно интересное по содержанию сочинение автора дагестанского происхождения Умара аль-Хунзахи (1) . Оно составлено в форме назидания (насихат), и в нем рассматриваются три основных вопроса, полемика по которым сохраняет актуальность для мусуль-манского мира и в наши дни. Это, прежде всего, некоторые вопросы, связанные с отправлением хаджа, распитием спиртных напитков и условиями совершения развода.


Как видно из содержания текста сочинения, автор проживал в Мекке рядом с Заповедной территорией, находился в тесном контакте с местными учеными, но, вместе с тем, не терял связь с исторической родиной. И появление данного сочинения обусловлено не только его желанием устранить некоторые противоречия при совершении хаджа дагестанскими паломниками, которые он сам наблюдал воочию, но и стремлением принять участие в дискуссии по вопросам распития опьяняющих напитков и развода, которые вызывали достаточно интенсивную полемику среди дагестанских ученых-богословов XVII - XIX вв.


Текст сочинения начинается с традиционной для сочинений мусульманских авторов басмалы и хамдалы и перечисления некоторых обществ Дагестана. Обращаясь к ним, автор пишет: «О братья мои мусульмане, последователи ахлю сунна ва л джамаа. Я обращаюсь к вам со словами, которые принесут вам пользу на этом свете и, может быть, спасут вас на том свете в день, когда человек будет отвечать за свои поступки и получит соответствующее воздаяние. [Делаю] это назидание братьям мусульманам, ведь назидание братьям [мусульманам] является делом необходимым. Так слушайте и примите».


Затем после повествования о некоторых обрядах при совершении хаджа, о категориях лиц, которым предписано его совершение, Умар аль-Хунзахи приступает непосредственно к описанию проблем, с которыми сталкиваются дагестанские паломники. Причем высказывается он достаточно жестко: «что касается того, как в наше время совершают хадж дагестанские паломники, то это можно назвать напрасными усилиями и тратой имущества, что противоречит нормам шариата». Приводя цитату из сочинения известнейшего мусульманского правоведа ан-Навави, он пишет о недопустимости допущения халатности по отношению к совершению одного из столпов ислама.


Автор подразделяет дагестанских паломников на три категории. К первой из них у него нет претензий, и среди паломников, совершающих хадж без нарушений, он называет Ибрагима аль-Уради (ум. 1770 г.), выдающегося дагестанского ученого, общественного деятеля и некоторых других известных в то время дагестанцев.


Ко второй категории паломников в сочинении отнесены те, кто «усердствуют в своих обязанностях и частично в обязанностях других», и о них автор пишет не очень много. Наибольшие претензии у него к третьей категории: «Они кружатся по базарам (2) в поисках того, кто бы совершил хадж за два абаса или же просят у кого-нибудь (деньги). И после они приходят в мой дом и толпятся перед воротами, перекрывая вход, что могут подтвердить некоторые паломники. Они берут (у меня) деньги и уходят. После этого они подходят и к другим людям, у которых они еще не брали денег и просят у них также. И таким образом они играются подобно маленьким детям».
Что касается вопроса о распитии спиртных напитков, то здесь Умар аль-Хунзахи придерживается жесткой позиции недозволенности любого напитка, одурманивающего разум: «И вы, народ Дагестана, возводите на Мусалава и Дамадана клевету, утверждая, что и тот, и этот позволяли себе выпить (спиртное). А в действительности те, кто приписывают подобным людям это действие, являются лжецами и порочат честь подобных совершенных ученых. А если даже и допустить, что такое действие было ими совершено, то они ошиба¬лись в этом».


В вопросе о правилах совершения развода автор призывает не следовать учению аль-Ямани: (3) «И решение, которое выносят некоторые ученые, следуя за аль-Ямани, следует считать неверным. Сам аль-Ямани не является ни одним из четырех имамов, и он даже не из ахлю сунна ва алъ джамаа. А кто последует за ним, то будет воскрешен вместе с ним».


Заканчивается сочинение следующими словами: «Это назидание было отправлено в Дагестан Умаром аль-Хунзахи, который живет рядом с заповедным домом Аллаха (4). С ним были согласны ученые Мекки. Это Абубакр аль-Михдари, Али ибн Абдаллах аль-Ямани и шейх Мухаммад Сайд (5). Да смилуется Аллах над всеми нами. Пере¬писано оно грешным рабом Казанбием, сыном выдающегося ученого Мухаммада сына Исы аль Инти, когда тот был мутаалимом в упомя¬нутом селении. 1296 г.х.- 1879 г.».



Примечание

 

1.  Национальный центр рукописей. Ar. L. 463. С. 69-71.
2. Здесь речь идет о такой форме хаджа, довольно распространенной в 19 в. когда в связи со сложностью или невозможностью совершения хаджа, отдавались деньги паломнику идущему совершать хадж, чтобы тот совершил за них хадж или же нашел в Мекке кого либо кто за плату совершил бы за них хадж. И вероятно,
некоторые паломники, растратив переданную им сумму пытались найти человека за более низкую плату или даже бесплатно.
3. Здесь вероятно идет речь о Салмане аль-Ямани, который был учителей Мухаммада ал-Кудуки, часто именовавшим Мусалав.
4. Т.е. на заповедной территории Мекки, рядом с мечетью аль-Харам.
5. Как видно из контекста, Мухаммад Саид также был выходцем из Дагестана. Примечателен тот факт, что жители Мекки называли его своим шейхом.