История

История  »   Ислам  »   ОБЗОР МУСУЛЬМАНСКОЙ ПРЕССЫ НАЧАЛА XX ВЕКА

ОБЗОР МУСУЛЬМАНСКОЙ ПРЕССЫ НАЧАЛА XX ВЕКА

[опубликовано 15 Ноября 2010]

 

«Терджиман» (Переводчик) - издавалась с 1883 года, в течение 20 лет была единственной мусульманской газетой в России. Главный редактор - выдающийся мыслитель и просветитель Измаил Гаспринский.



Газета издавалась 1-2 раза в неделю в небольшом формате и в небольшом количестве экземпляров, но действие, производимое этим маленьким листком, было огромно. Под влиянием "Терджимана" открывались в разных концах России масса новых школ, много благотворительных учреждений, начиналась литературная деятельность.



Гаспринский был хороший мастер слова, им был выработан особый стиль, отличающийся своей простотой, краткостью и ясностью. Это был тот самый язык, при помощи которого Гаспринский мечтал объединить весь мусульманский мир. Его вера в осуществление этой мечты была непоколебима. Газета свободно читалась в Крыму, Константинополе, Ташкенте, Баку и Казани.



"Терджиман" на своих страницах освещал политическую, экономическую и культурную сферы. Газета поднимала такие острые вопросы, как защита "собственного достоинства" (1883, №10). Публиковались заметки об уходе крымских татар в Турцию из-за того, что на родине у них "нет земли" (1883, №27). В этом же номере сообщается: армянской газете "Мшак" ("Труженик") "пишут из Ахалкалак", что "местные татары" (так в те годы обычно называли азербайджанцев), "узнав о предстоящей воинской повинности, продают свои движимые и недвижимые имущества и переселяются в Турцию. Беда в том, - добавлялось в "Терджимане", - что люди часто забывают, что нет земли, где живут лишь счастливцы. Крымские мусульмане не ушли бы в Турцию, если могли бы предвидеть свою печальную судьбу на чужбине".



В газете приводились те редкие случаи, когда женщина смогла стать популяризатором знаний. Так, в №17 "Терджимана" за 1892 год напечатано "письмо мусульманки" Амины Батыршиной "Кое-что об оспе" с примечанием редакции: "Эта уважаемая мусульманка получила образование в Ташкентской гимназии и чрезвычайно радует нас добрым желанием распространять свои знания среди народа".



В ряде номеров "Терджимана" говорилось о межнациональных отношениях. Так, в №14 за 1905 год напечатана статья о происшедших в Баку 6-12 февраля жестоких столкновениях, резне и бойне. Призывая к умиротворению армян и мусульман (азербайджанцев), Гаспринский отмечал, что он не знает причин кровавых событий, хотя полагает, что "тут не обошлось без злой провокации, без нашептывания дурных людей".



Гаспринский на страницах издаваемой им газеты обрушивался с критикой захватнической политики английских империалистов. В эпистолярном повествовании "Страна блаженства", печатавшееся в "Терджимане" с 1887, Гаспринский выступал от имени образованного путешественника - муллы Аббаса из Ташкента. Этот путешественник, будучи в Париже, заявляет, что за "за англичанами в Египте нет ни права религиозного, ни права родства. Их пребывание в этой стране покоится только на захвате; этому сочувствовать никак нельзя" ("Терджиман", 1889, №36).



Время публикации этого произведения, в котором фантастические сюжеты перемежаются с элементами политического романа, по-видимому, было выбрано не случайно. Оно печаталось в период сложения франко-русского союза и англо-французских противоречий в их колониальной экспансии в Африке. В этом произведении видны трудности глубокого освещения освободительной борьбы народов в легальной печати. Однако уже упоминание в числе положительных героев исторических деятелей этой борьбы, в том числе вождя освободительного движения народов Восточного Судана махди Мухаммед-Ахмеда (1848 - 1885), руководителя народного восстания за независимость Алжира против французских оккупантов Абд-аль-Кадира (1808 - 1883), названного здесь "славным вождем и шейхом" ("Терджиман", 1889, №46) говорило о многом.



"Дин ва Маышат" - "Вера и жизнь", богословский, научный, литературный и политический журнал, выходящий раз в неделю в Оренбурге. Издателем являлся Мухаммел-валий Хусейнов, редактором - Фаизхан Даутов. Журнал выходил на татарском языке. Журнал включал в себя следующие постоянные рубрики: "Вопросы", "Разные известия", "Заграничные известия", "Оренбургский известия" и другие.



В редакционной статье первого номера 1912 года говорится: "Журнал, продолжая пребывать на стезе защиты веры и ее приверженцев, по-прежнему будет давать ответы, согласные со священным законом, на вопросы научные, богословские, религиозно-правовые1…". В этом же номере опубликована статья "Начало исчезновения с лица земли Корана", в которой автор полемизирует с уфимским мударрисом Зыядином аль-Кемали по поводу написанной последним статьи "Перевод священного Корана", напечатанной в оренбургской газете "Вакт". В этой публикации критикуется перевод Корана на русский язык, сделанный Г.С.Саблуковым. В отделе "Разные известия" сообщается об успехах мусульманства в Японии. Материал взят из письма Ахмеда Мунира, мусульманина, проживающего в Токио.



В третьем выпуске 1912 года напечатаны статьи "О переводе Корана", "Значение веры и выполнение всех ее предписаний". В отделе "Разные известия" сообщается о создании в Афганистане первой еженедельной газеты. В седьмом номере "Дин ва маыщат" опубликовала известие из Казани о том, что казанские имамы обратились к муфтию с просьбой не разрешать никому переводить на татарский язык Коран и распространять этот перевод, в следующем номере этого же года редакция журнала выступала против перевода Корана, сделанного башкирским благотворительным обществом Усиргенской волости.



В мартовском выпуске журнала "Вера и жизнь" (№11) высказывается ряд сомнений относительно того, можно ли Россию признавать "мусульманской страной". Журнал утверждает, что это название не соответствует российской действительности, так как власти всеми средствами пытаются ущемить права мусульман, в некоторых случаях доходя до применения насильственных методов. К этой теме журнал возвращался и в следующих своих выпусках. В №12 и №15 напечатан большой материал, критикующий популярное сочинение представителя джадидизма, мусульманского просветителя Мусы Бигиева "Пост в долгие дни".



В журнале публиковались письма, присылаемые мусульманами в редакцию. В №12 было напечатано письмо мусульманина Атаулла из Нижегородской области, адресованное товарищам по казанскому медресе Якубе. Автор пишет о том, почему он поменял городское медресе, в котором проучился несколько лет, на деревенское. Он говорит, что бежал от мирских соблазнов города, часто увлекающих студентов медресе, "у которых появляется стремление отойти от духовных ценностей"[1]. Автор приглашает своих товарищей следовать за ним в медресе, недавно открытое Лютфуллой Тукаевым. В этом же выпуске сообщается, что 22 имама одной из волостей Уфимской губернии подали рапорт в Духовное Собрание на имя муфтия с двумя просьбами:


1) препятствовать изданию перевода Корана;
2) образовать комиссию, которая подвергала бы цензуре книги и брошюры духовного содержания до их выхода в свет, и не допускала бы в школы книг и брошюр, противоречащих Шариату.



"Баян аль-хакк" ("Изъяснение истины") - общественно- политическая, литературная мусульманская газета. Выходила с 1907 года в Казани на татарском языке. Издателем газеты являлся А.Я.Сайдашев, редактором - М.А.Сайдашев. Изание включало такие постоянные рубрики, как "внутренние известия", "внешние известия" (отбирались из русско-европейской прессы), "казанские известия". Часто печатались сообщения собственных корреспондентов.



В №956 газеты "Баян аль-хакк" приводится сообщение из газеты "Баку" о получении оренбургским мусульманским духовным собранием телеграммы с многочисленными подписями, в которой содержалась просьба приостановить печатание казанской типографией "Умид" перевода Корана, сделанного мусульманским ученым Мусой Бигиевым. Этот номер подводит итоги ушедшего 1911 года. По мнению редакции 1911 год оказался тягостным для жизни мусульман России, переживших голод, закрытие многих медресе и мектебе, преследований имамов и мусульманских учителей со стороны русских властей.



В номерах 966, 967, 968 дается обзор заседаний членов казанского земства и мусульманских депутатов М.Сайдашева, Б.Апанаева, К.Терджуманова. На первом заседании обсуждались три вопроса, выдвинутые инспектором народных училищ Казанского уезда Коблова: 1) открытие в татарских аулах новометодных школ; 2) издание еженедельного или полумесячного мусульманского журнала; 3) переводы на татарский язык литературных произведений и брошюр религиозного характера. Второе заседание было посвящено обсуждению школьных программ.



Газета "Баян аль-хакк" главное место отводила новостям. В №962 сообщается о намерении русских и бухарских мусульман издавать в 1912 году ежедневную газету в Бухаре под названием "Священная Бухара". В №975 газета писала об открытии в Казани родильного дома для мусульманок-женщин при поддержке мусульманского благотворительного общества, в которое входят представители русских властей и мусульманские общественные деятели. В№999 сообщается об аресте прибывшего из Стамбула а Петербург известного писателя Аяза Исхакова. В этом же номере приводится содержание лекции об исламе, прочитанной в Ташкенте "известным русским миссионером" Остроумовым.



Почти в каждом номере газеты печатались статьи, затрагивающие экономические проблемы. В №991 было напечатано письмо имама али Махмудова, в котором он пишет о продаже уфимскими башкирами и татарами своих земель по дешевым ценам немусульманам. Автор письма опровергает утверждение о том, что нельзя разлучаться с землей, на которой ты родился. "Ведь Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), родившись в Мекке, переселился на жительство в Медину. Также многие асхабы (да будет доволен ими Аллах) пророка (да благословит его Аллах и приветствует) жили не там, где родились".[2] ... Продолжение...

[1] "Дин ва маыщат", 1912, №12, Оренбург
[2] "Баян аль-хакк", 1912, №991, Казань

 

Мусульманская газета - общественно-политическая газета, издавалась в Санкт-Петербурге с 1912 года. Редакторами газеты являлись Саид Габиев и И.Шагиахметов. Газета выходила на русском языке. "Мусульманская газета" включала в себя следующие постоянные разделы: "Наша жизнь", "Хроника", "Из русской печати" и другие.



"Мусульманская газета" являлась независимым органом. Распространялась в Уфе, Казани, Оренбурге, Троицке, Астрахани, Нижнем Новгороде, Ашхабаде, Баку, Тифлисе и других городах. В первом номере "Мусульманской газеты" была опубликована редакционная статья, в которой перечислялись цели и задачи этого органа: "около 20 миллионов мусульман входят в состав Российской Империи и ничего удивительного не будет в том, если они, выйдя из тьмы и пути невежества, хоть теперь пожелают занять подобающее место участия в общегосударственной жизни… Будем ли, и имеем ли мы право продолжать еще спать? Нет, нет и тысячу раз нет! Мы будем кричать, звать и призывать всех спящих братьев к культуре, к новой жизни. Помня великие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "За наукой идите хоть до граней Китая, мы зовем братьев к культуре"…А если вспомнить еще бессмертную фразу четвертого халифа Алия (Али), который говорил, что "перо ученого также достойно награды, как и меч бойца за веру", то вполне станет понятно, что мы, отвечая потребностям нашего времени, должны вложить меч в ножны и защищать себя и свои права с помощью сильной мысли и мощного знания"[1].



В №№ 1-4 1912 года "Мусульманской газеты" сообщалось о ходе предвыборной кампании кандидатов в депутаты 4-й Государственной Думы. Автор заметки Саид Габиев критикует работу 3-й Государственной Думы в том, что она не принесла никаких положительных результатов.



В №2 в разделе "Хроника" сообщалось о принятии Ислама бухарскими евреями в закаспийской и в ферганской областях, открытии в Керчи новой мусульманской библиотеки-читальни. В этом же номере напечатано благодарственное слово Измаилу Гаспринскому за его работу в газете "Терджиман", которую редакция "Мусульманской газеты" называет "первой еле оперившейся ласточкой грядущей весны культурного пробужде6ния мусульман России".



В №3 этого же года в рубрике "Наша жизнь" приводятся статические данные железнодорожной администрации о том, что в течение 1911 года по местным железным дорогам было отправлено в Мекку и Медину 184 320 (!) человек-паломников. Газета сообщает, что обратно вернулось всего 174 490 человек, остальные мусульмане остались на жительство в святых местах, часть - умерла в пути. Также дана информация об издании новой книги по исламоведению ученого Н.П.Остроумова - цикле сочинений, посвященном мазхабу Абу Ханифы.



В №4 газета опубликовала письмо, в котором авторы (восемь человек) выражают негодование по поводу печатания газетой "Русское слово" провокационных материалов, направленных против мусульманской религии: "Мы бойкотируем газету "Русское слово", так как находим направление этой газеты для мусульман крайне оскорбительным [2]…" Подписавшие это письмо считают, что газета сообщает всегда сплошную ложь, проповедует человеконенавистничество и открывает Крестовый поход против мусульман. В этом же номере сообщается о том, что иркутский имам Абдуллах-эфенди Решидов обратился к начальнику Александровской тюрьмы Иркутска и получил разрешение открыть библиотеку для заключенных мусульман.



В пятом выпуске напечатана острая статья о жалком положении женщины-мусульманки. Автор Ярулла Шарипов называет мусульманку "жалким существом, осужденную на вечное страдание до последних дней своего существования" [3]. Шарипов пишет, что женщины-мусульманки не имеют возможности получать образование только потому, живет в угнетении и порабощении. В этой несправедливости автор винит родителей, которые неправильно воспитывают дочерей и не дают им дорогу к свету и жизни.



Вышедший 28 августа выпуск 1913 "Мусульманской газеты", года был посвящен месяцу Рамадан. Редактор газеты Саид Габиев пишет в редакционной статье: "Лучший месяц в жизни мусульманских народов - это Рамазан. В этот месяц мусульмане как бы перерождаются". 24 января 1914 года в "Мусульманской газете" были опубликованы статьи, посвященные рождению Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Габиев писал: "1344 года тому назад в счастливой Аравии родился тот, в сторону родины которого в день 5 раз обращаются в благоговейном умилении взоры и сердца сотен миллионов правоверных".



[1] "Мусульманская газета", 1912, №1, Санкт-Петербург

[2] "Мусульманская газета", 1912, №4, Санкт-петербург

[3] "Мусульманская газета", 1912 №5, Санкт-Петербург


Пресса, наряду с модернизацией системы образования, сыграла большую роль в формировании особого направления мусульманской общественно-политической мысли в России. Более десятка изданий возникло после царского манифеста 1905 года, предоставившего всем поданным Российской империи определенные свободы, в том числе свободу печати. Мусульмане России через газеты и журналы знакомились и общались друг с другом и осведомлялись о том, что совершается во всем культурном мире. Мусульманская пресса побуждала иных к совершенствованию своих знаний, иных к общественной работе, литературной, педагогической деятельности.

Пресса российских мусульман совмещала защиту самобытности мусульман с усвоением всего нового и прогрессивного, а также с лояльной позицией в отношении немусульманской власти. Джадиды представляли новых людей в мусульманской среде, резко изменивших социальную картину и социальный облик этой среды.[1]



Журнал "Мусульманин" - издавался с 1911 года в Париже. Журнал выходил на русском языке. Главным редактором являлся Магомед-бек Хаджетлаше. Журнал включал в себя такие постоянные рубрики, как "Обзор жизни мусульман", "Вести с Кавказа", "Обзор жизни единоверцев чужих стран", "Смесь", "Критические заметки", "Из писем в редакцию". Также журнал печатал статьи, поднимающие самые актуальные проблемы российских и зарубежных мусульман, освещал достижения мусульман в области просвещения, печатал литературные произведения, народные изречения и т.д.

В ноябре 1911 года журнал сообщал о строительстве в Бахчисарае полковой мечети "Падишах" на средства местных мусульман и командира полка Княжевича, о доставке в Петербург генералом Кауфманом из Средней Азии одного из 25 экземпляров куфического Корана. Журнал писал и о сборе пожертвований в пользу дамской мусульманской библиотеки-читальни, что свидетельствовало о весьма заметных успехах модернизации жизни мусульман в России в начале века.

В февральском номере этого же года были опубликованы следующие статьи: "О привлечении черкесов к воинской повинности" Магомет-бека Хаджетлаше, "Среди жителей гор" Камбулата Есеева, "Татары-Мишары" Шарифа Сунчали, "Несколько слов о мусульманской интеллигенции" Джима Алифа, "Очерки Парижа" Айше-Ханум и другие. В рубрике "Обзор жизни мусульман" сообщалось о необходимости издания особого духовного органа, который бы представлял собой сборник шариатских постановлений. Журнал писал, что Оренбургское Духовное Собрание уже нашло средства на издание такого органа. Необходимость издания сборника шариатских постановлений "Мусульманин" объяснял следующим образом: "Тот, кто имеет понятие о различных комментариях и толкованиях шариата, вполне ясно представит себе, как трудно ориентироваться бедному мулле в этом мире бесчисленных преданий и разъяснений, большею частью противоречащих друг другу. Сплошь и рядом приходится быть свидетелем, как такой-то мулла решил данный вопрос отрицательно, тогда как другой мулла находит, что на основании такого-то хадиса этот вопрос должен быть решен обязательно в положительном смысле. Кто прав из них, а кто виноват, известно лишь одному Аллаху".[2] Журнал объясняет существование такой проблемы отсутствием в области духовных законов точного, определенного руководства, а также стремлением многих толкователей шариата поднять свой личный авторитет, которые придавали своим толкованиям большую ценность и не считались с разъяснениями других коллег. Следствием такого явления, пишется в журнале, стало то, что чем больше появилось авторитетных толкователей, тем запутаннее становилось само толкование.



В этом же номере сообщается о том, что власти Киева выдали разрешение на создание мусульманского комитета для приема пожертвований на постройку мечети. Главой комитета назначен Абдулла-Эфенди Максудов. Журнал писал о том, что в Астрахани председателем Мусульманского общества Шурай-Ислам избран редактор газеты "Идель" Умеров. В специальном разделе, посвященном культуре и просвещению, говорилось о том, что 30 января в селе Буби Вятской губернии закрылась учительская школа по требованию местных властей. Школа являлась единственным учебным заведением, откуда выходили образованные учителя-мусульмане.



Заслуживают особого внимания письма, присылаемые читателями в редакцию "Мусульманина". В опубликованном в февральском номере 1911 года "Мусульманина" читатель Магомет-Гирей Максуров выражал огромную благодарность и признательность всем членам редакции: "Не нахожу слов для выражения своей благодарности по случаю издания Вашего журнала, необходимого для нашего народа. Желаю процветания журналу на многие века благотворно, успешно, ради объединения и просвещения [3]…"



В апрельском номере 1911 года "Мусульманин" сообщал о приговорении к году заключения бывшего депутата 2-й Государственной Думы Хасанова, обвиненного в помещении противоправительственной статьи в газете, издаваемой в Петербурге на татарском языке, о командировке чиновника особых поручений департамента Духовных дел Иностранных Исповеданий в Туркестанский край для изучения быта проживающих там мусульман; об открытии мусульманской библиотеки-читальни, выписывающей более тридцати русских и мусульманских периодических изданий. Знаменательным событием в жизни мусульман журнал называет открытие ремесленной школы (столярной мастерской) для мусульманских детей.

 

Этот номер подробно остановился на праздновании 300-летия династии Романовых, в связи с которым Санкт-Петербургское общество попечения о престарелых и увеченных рабочих решило построить грандиозный приемный дом на 1000 кроватей. "Мусульманин" пишет: "По инициативе Саид-Гани Саидазимбаева, избранного за пожертвование на это дело почетным членом и членом Совета, общество решило отвести в новой богодельне особую палату для мусульман, которая будет обставлена по требованиям нашей религии. При палате будет особая молельня, комната для омовения и отдельная мусульманская кухня. Оборудовать мусульманскую палату предполагается на пожертвования самого мусульманского населения. Первый щедрый почин в этом направлении уже сделал Ташкентский первой гильдии купец Муллагалей Ахмеджанович Яушев, согласившийся по просьбе Саидазимбаева пожертвовать 5000 рублей [4]…"



Картину жизни мусульман начала века отчетливо рисует статья Ш.Сунча, опубликованная в указанном выпуске под названием "Зло наших дней". Автор материала пишет, что мусульмане России шагнули вперед гораздо дальше, чем можно было ожидать: "Тьма, окутавшая мусульман столько времени, наконец, стала падать, и они с жаром принялись наверстывать потерянное время2". Автор статьи сообщает, что повсеместно открываются новометодные школы - мектебе для девочек и мальчиков, библиотеки, читальни, типографии в разных городах и местностях, увеличивается число поступающих мусульман в ВУЗы страны, что свидетельствует о стремлении мусульман к знаниям.

 

Однако Ш.Сунч не обходит молчанием и печальные факты. Он критикует бессмысленную многолетнюю борьбу между сторонниками "джадиди" и "кадими". Автор осуждает кадимистов за то, что они своими всеми силами препятствуют открытию новометодных школ, библиотек и читален, выступают с доносами на все мусульманство. В завершении статьи автор выражает надежду на то, что мусульмане сумеют достойным образом протестовать против наглых обвинений и докажут, что мусульманство не враг России, как указывают в доносах, что оно стремится лишь к знанию и прогрессу. Эту тему продолжает заметка, напечатанная в разделе "Вести с Кавказа". Здесь сообщается о подрывной деятельности кадия Муртазали из села Кази-Юрт, начавшего клеветать на только что открытое одноклассное министерское училище. Клеветник достиг того, что ученики боялись не только посещать ее, но и проходить мимо.



Очень занимательной рубрикой журнала является "Обзор жизни единоверцев чужих стран". Из "Мусульманина" можно было получить информацию о жизни мусульман не только исламских стран, но и Японии, Индии, Великобритании, Франции и многих других. Так в №№ 6-7 журнал сообщает о том, что в Индии количество единоверцев увеличивается ежегодно на полмиллиона.



Значительная часть этого количества приходится на долю новых мусульман, то есть, индусов, принявших Ислам. Журнал пишет, что индийские мусульмане очень грамотные, десятки из них беспрепятственно слушают лекции в Оксфордском и Кембриджском университетах. Другая новость из-за рубежа информирует читателей "Мусульманина" о произведенных в Андалузии археологических раскопках, в результате которых археологи открыли развалины старого мусульманского города Аз-Зара времен владычества мавров в Испании. В этой заметке говорится, что археологи нашли руины мусульманской школы.



Апрельский выпуск "Мусульманина" завершает острая статья Лурье "Несколько слов о "Цивилизаторской деятельности" французских администраторов среди арабского населения Алжира. Лурье пишет о жестоком отношении европейцев к покоренным народностям Востока. Он называет пришельцев с Запада безжалостными поработителями, высасывающими все экономические соки занятых ими стран, и приводит в пример обращение французских колонизаторов к жителям Алжира. Автор данной статьи обрушивается на чиновников-французов, работающих в Алжире, с обвинениями за хищническое хозяйничанье в мусульманской стране, мошеннические махинации и отбирание у арабов их земель. Лурье пишет, что французы заставляют мусульман искать гостеприимства на соседних турецких берегах, обрекая сотни людей на страдания горькой эмигрантской жизни. В заключение автор приводит данные в цифрах о том, какое количество земель было изъято у алжирцев. Список покупателей Лурье назвал "позорным столпом Алжира".



[1] Р.Г.Ланда Ислам в истории России, М;изд-во "Восточная литература", 1995, с.148
[2] "Мусульманин", № 4, 1911, Париж
[3] "Мусульманин", 1911, №4, Париж
[4] "Мусульманин", 1911, №6-7, Париж