История

История  »   Ислам  »   ДАГЕСТАНСКАЯ СУФИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX – НАЧ. XX ВВ.

ДАГЕСТАНСКАЯ СУФИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX – НАЧ. XX ВВ.

[опубликовано 6 Октября 2010]

Шамиль Шихалиев

 

История суфийской литературы в Дагестане берет свое начало с рубежа XI – XII вв., о чем свидетельствует сочинение Мухаммада б. Мусы б. ал-Фараджа Абу Бакра ад-Дарбанди «Райхан ал-хакаик ва бустан ад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей»)1.


После XII в., вплоть до XIX века, дагестанская суфийская литература не представлена ни одним сочинением из числа местных авторов. Вполне возможно, что в частных и иных рукописных хранилищах Дагестана имеются сочинения и других средневековых дагестанских авторов, однако в настоящее время они не выявлены. В то же время Рукописный фонд ИИАЭ, а также частные книжные хранилища располагают множеством списков сочинений ал-Газали, датируемых XII – XVII вв. Весьма любопытно мнение А.Р. Шихсаидова, который обратил внимание на то, что фактически каждый век, начиная с XII в. в Дагестане были переписаны многочисленные сочинения ал-Газали, но археографическая работа в Дагестане не выявила ни одного сочинения этого автора, переписанного в XVIII в.


Девятнадцатый век, преимущественно его вторая половина, а особенно первая треть ХХ в. дает нам большое количество суфийских произведений дагестанских авторов, причем жанровая и тематическая характеристика этих сочинений показывает существенную разницу между этими сочинениями и сочинениями ближневосточных мусульманских суфиев средневековья, сочинения которых были распространены в Дагестане. Отличительной чертой этих сочинений является то, что если сочинения средневековых авторов посвящены кодификации суфийских терминов, анализу основных суфийских понятий и этических норм и негласных канонов, то в некоторых рассмотренных нами сочинениях дагестанских авторов XIX – XX вв. подробно рассматриваются вопросы ритуальной практики в рамках накшбандийского и шазилийского тарикатов. Исключением, пожалуй, является сочинение «Асар», принадлежащее перу одного из первых дагестанских накшбандийских шайхов Мухаммада ал-Яраги2. В своем сочинении он опирается больше на этические и нравственные нормы мусульман. «Асар» ал-Яраги выпадает из общей картины суфийских сочинений его последователей именно своей абстрактностью и более широким охватом этических и нравственных проблем. Его сочинение посвящено даже не практике и нормам какого-либо тариката, как у более поздних дагестанских авторов, а общей мусульманской этике.


Археографическая работа в Дагестане выявила около тридцати оригинальных сочинений, принадлежащих перу дагестанских шайхов XIX – первой половины XX вв как рукописных, так и изданных в исламских типографиях Дагестана и Сирии3. Это сочинения местных суфийских шайхов Мухаммада ал-Яраги4 , Джамалуддина ал-Газигумуки5 (ум. в 1869 г.), Абдурахмана ас-Сугури6 (ум. 1882 г.), Мухаммада ал-Убуди7 , Ильяса ал-Цудакари8 (ум. 1904 г.), Шуайба ал-Багини9 (ум. в 1909/12 гг.), Сайфуллы-кади ан-Ницубкри10 (1853 - 1919 гг.), Хасана ал-Кахи11 (1852 – 1937 гг.), Шарафуддина ал-Кикуни12 , и др. Однако эти работы, широко распространенные в суфийских вирдах, все еще не введены в научный оборот и даже непереведены с арабского языка. Довольно часто вопросы связанные с сущностью учения суфизма и его практикой обсуждались на страницах арабоязычной газеты «Джаридат Дагистан» и журнала «Байан ал-хакаик»13 .


Одним из наиболее ранних из числа зафиксированных сочинений, посвященных этике и ритуальной практике Накшбандийского тариката, является сочинение Джамалуддина Казикумухского «Адаб ал-мардиййа фи-т-тарикат ан-накшбандиййа» («Удовлетворительные правила в Накшбандийском тарикате»). Это сочинение, известное во многих рукописных списках, было также неоднократно издано14 . В «Сборнике сведений о Кавказских горцах» был опубликован выполненный А. Омаровым перевод общего содержания небольшой части этого сочинения15 .

 

Как пишет сам Джамалуддин Казикумухский в предисловии данного сочинения: «Наиболее достойные деяния последователей сунны – следование пути тариката в своем поклонении, что пришло к нам от пророка, да благославит его Аллах и приветствует, посредством его сподвижников через суфийских шайхов. Накшбандийский тарикат является самым величественным и самым достойным [в сравнении с другими тарикатами]. Он остался чистым в своей основе от всяких наслоений и ущербности, таким, какой он был во времена сподвижников [пророка], да будет доволен ими Аллах. Он лишен новшеств, которые добавили [некоторые суфийские шайхи], подобно громкому зикру, музыке, танцам и так далее, и которых не было ни во времена пророка, да благославит его Аллах и приветствует, ни во времена праведных халифов и их последователей.


Я хочу пояснить правила накшбандийского тариката, которые необходимы для тех, кто следует пути тариката. Для облегчения понимания этих правил ими, основываясь на достоверные книги, я написал это сочинение в сокращенной форме, собрав в нем все необходимое.


Я назвал это сочинение «Удовлетворительные правила в Накшбандийском тарикате». Я надеюсь, что Аллах [сделает это сочинение] пользой для людей и средством для достижения Рая»16 .


Относительно того, что необходимо знать вступающему на путь тариката, Джамалуддин ал-Газигумуки пишет следующее: «Первое, что необходимо совершать муриду – это исправить свои убеждения в соответствии с тем, что свойственно Нашему Повелителю Всевышнему, как то, что присуще Ему и что не может быть Ему присуще»17 . Здесь автор, вероятно, подразумевает такие атрибуты, которые обязательно присущи Аллаху: вечность, нетленность, неподверженность изменениям времени, всемогущество и т.д, а также их противоположность, то есть то, что не может быть Ему присуще: бренность, сотоварищество и т.д. Таким образом, начинающим адептам необходимо знать и воспринять сердцем основополагающие атрибуты мусульманской догматики, в данном случае в интерпретации ашаритской богословской традиции.


Далее автор пишет, что также необходимо знать о пророке Мухаммаде, вероятно подразумевая краткую его биографию.


Он также подчеркивает: «[Муриду] нужно изучить Коран в пределах того минимума, что ему необходимо знать. Далее, мурид должен знать то, что ему необходимо в вопросах фикха, как то: правила совершения омовения, ритуального купания, омовения песком, удаление нечистот, составные части (основы) молитвы, поста и другие [обязанности], которые ему необходимо знать в служении [Аллаху]. Он не должен изучать больше того, что было упомянуто до тех пор, пока не очистятся его душа и сердце, ибо сказано, что очищение сердца от скверны является большой необходимостью для освобождения своей души от плена природной сущности [человека] и очищения зеркала сердца от пелены, которая удаляет его от ощущения в своем сердце присутствия Аллаха, не позволяет ему постичь истину вещей, понять тонкости наук.


Затем, он должен совершить покаяние с необходимыми условиями, очистить свое сердце от гордыни, зависти, тщеславия, лицемерия, плохих помыслов и так далее. Он должен поклоняться своему господу и совершать богопоминание так, как ему поручил его шайх»18 .


В заключении этого сочинения автор упоминает цепочку шайхов накшбандийского тариката. Как говорят шайхи накшбандийского тариката, это учение было передано пророком Мухаммадом через своего сподвижника Абу Бакра по цепочке, именуемой «силсилат аз-захаб». Необходимым условием правомочности того или иного шайха является непрерывность этой силсилы, по которой передалось до последнего времени не только само суфийское учение, но и сам свет божественной сущности. Поэтому, если цепочка последователей прерывается, то, по мнению суфиев, прерывается божья благодать и свет божественной сущности (файд).
Таким образом Джамалуддин ал-Газигумуки, вероятно для легитимности и, как он сам пишет, для получения благословения шайхов накшбандийской силсилы, он называет пророка Мухаммада и перечисляет шайхов, через которых это учение дошло до него


Другой накшбандийский шайх Дагестана, сочинение которого будет рассмотрено ниже – это Ильяс Цудахарский (Илйас б. Махмуд ал-Цудакари), известный дагестанский ученый-суфий конца XIX в, который внес существенный вклад в развитие теории и практики суфизма в Дагестане.


К сожалению, творчество Ильяса Цудахарского все еще не изучено, а его имя популярно и известно только в узком кругу исламоведов и представителей духовенства. Весьма противоречива и его биография, которая известна больше по воспоминаниям его потомков.


Ильяс Цудахарский известен как автор двух сочинений: «Суллам ал-мурид» («Ступень мурида»)19 на арабском языке и «Кифайа ал-мурид фи-т-тарика ат-тавхид» («Достаточность для мурида на пути единобожия»)20 на кумыкском языке. Обе книги были изданы в Казани наборным способом в 1904 г. Сам автор, будучи этническим даргинцем, не случайно написал это сочинение на кумыкском языке, который он превосходно знал, так как продолжительное время обучался в кумыкском селении Какашура21 . Вот что пишет по этому поводу сам автор: «Я видел многих мужчин и женщин, которые вступили в тарикат, но не знают ничего из того, что им положено знать относительно догм ислама, религиозных обрядов и суфийской этики. В то же время, они не могут почерпнуть эти нужные сведения и ответы на важные религиозные вопросы из достоверных источников, так как они не знают арабского языка. Тогда я решил написать сочинение на тюркском языке, чтобы довести до людей все то, что им необходимо знать из религиозных знаний»22 .


Что же касается структуры этого сочинения, то оно состоит из трех основных разделов: иман, ислам и ихсан23 . Как пишет по этому поводу сам автор: «Хоть этих разделов три, в действительности, они составляют единое целое, как одно плодоносящее дерево. Корнем этого дерева является иман, стволом – ислам, а плодами ихсан24 .

 

В первом разделе Ильяс Цудахарский рассматривает основные понятия мусульманской догматики: веру в Аллаха с описаниями Его атрибутов, веру в ангелов, в священные книги и т.д. Второй раздел этой книги посвящен некоторым вопросам мусульманского права, то есть тот минимум, который необходимо знать тем, кто вступает в тарикат. В этом разделе рассматриваются принципы и порядок совершения ритуальных обрядов и обязанностей мусульман, таких как совершение ритуального омовения, пятикратной обязательной, коллективной и пятничной молитв, молитвы по усопшим, условия и порядок выплаты заката – налога в пользу неимущих, соблюдение обязательного и дополнительных постов, порядок и условия паломничества в Мекку.

 

И, наконец, последний раздел посвящен вопросам суфийской этики и практики накшбандийского тариката. В этом разделе автор подробно рассматривает такие сюжеты как порядок и условие совершения покаяния, инициация адептов в братство, практике индивидуального и коллективного зикра. Здесь необходимо отметить, что Ильяс Цудахарский довольно подробно останавливается на вопросах зикра, который он делит на громкий – для начинающих адептов, и тихий – для тех, кто уже прошел под руководством шайха определенные ступени. Обращает на себя внимание тот факт, что если Джамалуддин ал-Гумуки в своем сочинении пишет, что начинающим адептам надо начинать с тихого зикра, который внушает шайх, и завершать громким, то Ильяс Цудахарский пишет с точностью наоборот – громкий для начинающих суфиев и тихий для более опытных.

 

В своем сочинении Ильяс ал-Цудакари также рассматривает в отдельных главах, посвященных суфизму, следующие вопросы: покаяние и его достоинство; предпочтение зикра по сравнению с другими деяниями; Внушение зикра муриду его шайхом и обет, который дает мурид своему шайху; порядок совершения зикра; порядок и условия совершение муракаба (самоконтроль мурида за собственными ощущениями); этика взаимоотношений мурида и шайха; Этика любви муридом своего шайха; рабита мурида со своим шайхом когда он находится рядом, когда отсутствует или умер; этика тариката. Завершается это сочинение глоссарием суфийских терминов с подробными их пояснениями на кумыкском языке.


Следующее сочинение, на которое хотелось бы обратить внимание – это труд накшбандийского и шазилийского шайха Хасана Хилми ал-Кахи.


Хасан Хилми является одним из наиболее крупных представителей мусульманской духовной элиты дореволюционного Дагестана. Наибольшее число трудов по суфизму принадлежит его перу. Некоторые авторы упоминают шестнадцать его трудов25 . Однако, нами выявлено всего лишь семь, что само по себе тоже немало26 . Такое количество сочинений, посвященных вопросам суфийской этики и ритуальной практики нет ни у одного другого дагестанского шайха.


Одно из самых ранних его сочинений – это «Талхис ал-Маариф фи таргиб Мухаммад Ариф» («Краткое изложение сокровенных знаний для наставления Мухаммад Арифа»). Сочинение это известно в двух рукописных списках, которые были доставлены в Сирию, где и были изданы в издательстве «Дар ан-Нуман ли-л-улум» в Дамаске в 1996 г.27


Сочинение это состоит из десяти глав – наставлений (таргиб), которые Хасан Хилми дает своему сыну Мухаммад Арифу. Как пишет сам автор в предисловии: «Мой сын Мухаммад Ариф попросил меня кратко изложить суть обязанностей тариката, чтобы это стало для него и для других муридов помощью к постижению истины. Поэтому я решил написать эту книгу, сжато изложив в ней самое ценное из книг великих шайхов»28 . Само сочинение, которое состоит из двенадцати глав, посвящено вопросам суфийской этики и ритуальной практики шазилийского тариката.


В заключении этого сочинения автор делится своими размышлениями о необходимости зарабатывать себе на жизнь, причем строго дозволенными в шариате методами; о сущности любви к Аллаху; о необходимости соблюдения этики по отношению к шайху; о необходимости оберегать свой взор от недозволенного и грешного.
В конце книги автор пишет, обращаясь к своему сыну, следующее: «О, мой сын! Твой отец, составляя эту книгу ради тебя, взял на себя много хлопот. Надеюсь, ты не посчитаешь эти советы бесполезными… Очень редко наставления отца приносят пользу его сыну. И мало кто из детей шайха получает от своего отца пользу, какую получают его сельчане, так как дети не видят скрытых качеств своего отца, а смотрят на него обычным взором, на его внешние качества…Если бы они смотрели на отца с точки зрения совершенства, то получили бы большую пользу»29 .


Таким образом, анализ структуры этого сочинения, его стиль, особенности рассматриваемых вопросов существенно отличаются от рассмотренных выше сочинений шайхов Джамалуддина ал-Газигумуки и Ильяса ал-Цудакари. Хотя, конечно, определенную схожесть некоторых тем они, без сомнения имеют.


Анализ некоторых произведений суфийской литературы Дагестана XIX – XX вв., позволяет говорить о том, что если ранние суфийские произведения были посвящены общим вопросам этики и морали, вопросам, связанным больше с подробным разъяснениями морально-нравственных основ тариката, то более поздние работы уже показывают четкость и выдержанность ступеней тариката. То есть, последующие работы в некотором роде представляют собой «практический» суфизм, морально-этическое учение, очищенное от экстатических и теософско-спекулятивных элементов.

 

Вероятно, это было связанно с тем, что эзотерическая сторона суфизма была доступна для понимания лишь для мусульманской духовной элиты. В то же время, в Дагестане новые суфийские вирды XIX – XX вв. испытывали острую потребность в «практических» рекомендациях и правилах выполнения той или иной ритуальной практики суфийских братств, что обусловило создание в этот период «практических» пособий по ритуальной практике тариката, в которых сложные философско-спекулятивные элементы были сведены к минимуму.

 

1. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 14. Оп. 2. № 2191.
2. Мухаммад ал-Яраги. Асар. Темир-хан Шура, 1907.
3. Архелграфические экспедиции осуществлялись под руководством А.Р. Шихсаидова в рамках поддержки фондов «Интеграция», «ИНТАС» и РГНФ в 1998 – 2008 гг.
4. Мухаммад ал-Яраги. Асар. Темир-хан Шура, 1907.
5. Джамалуддин ал-Газигумуки. Адаб ал-мардийа фи тарика ан-Накшбандиййа. Темир-хан Шура, 1908.
6. Абдурахман ас-Сугури. Машраб ан-Накшбандиййа. Темир-хан Шура, 1907. Перевод этого сочинения был осуществлен А.Р. Наврузовым. См. Абдуллаев М.А. Жизнь и воззрения Абдурахмана-хаджи Согратлинского. Махачкала. 1998.
7. Мухаммад ал-Убуди. Канз ад-дурар // Рукописный фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 14. Оп. 1. № 113; Его же: Нубзат ас-санад фи амал ил-милад // Личная коллекция Гусейнова Магомеда, жителя с. Обода Хунзахского района. Его же: Китаб фи биртил // Там же.; Его же: Шаварик ал-анвар ва баварик ал-абсар // Там же.
8. Ильяс ал-Цудакари. Суллам ал-мурид. Казань, 1904. Его же: Кифайа ал-мурид. Казань, 1904 (на кумыкском языке).
9. Шуайб б. Идрис ал-Багини. Табакат ал-хваджакан ан-накшбандийа ва садат машайих ал-халидийа ал-махмудийа. Дамаск, 1996; Его же. Тахмис силк ал-айн; Его же: Хамса ал-фаридат ала хафдиййа.
10. Сайфулла ан-Ницубкри. Мактубат Халид Сайфуллах ила фукара ахл Аллах. Дамаск, 1998; Его же. Канз ал-маариф ва асрар ал-латаиф. Его же. Мавафик ас-Садат.
11. Хасан б. Мухаммад Хилми ал-Кахи. Танбих ас-саликин ила гурур ал-муташаййихин. Дамаск, 1996; Его же. Сифр ал-асна фи ар-рабита ал-хусна. Дамаск, 1998; Его же. Мактубат ал-Кахи ал-мусамма васа´ил ал-мурид фи раса´ил ал-устаз ал-фарид. Дамаск, 1998; Его же. Талхис ал-ма´ариф фи таргиб Мухаммад Ариф. Дамаск, 1996; Его же. Бурудж ал-мушаййада би-н-нусус ал-муаййада; Его же: Сирадж ас-Са´адат, ч. 1, ч. 2. Махачкала. Б.г. (на аварск. яз.); Его же. Хуласат ал-адаб. Темир-хан Шура, 1907 (на аварск. яз.)
12.
13. Наврузов А.Р. Газета «Джаридат Дагистан (1913 - 1918) как историко-культурный памятник. Махачкала. 2007. С. 168-172.
14. Джамалуддин ал-Газигумуки. Адаб ал-мардиййа фи тарика ан-Накшбандиййа. Типо-литография А.М. Михайлова. Петровск, Даг. области. 1905; Исламская типография М.-М. Мавраева, Темир-хан Шура, 1907; Оксфорд, 1968.
15. Адабуль-Марзия (правила достодолжных приличий), соч. шайха Джамалэддина Казикумухского (перевод с арабского // ССКГ. Вып. II. Тифлис. 1869. С. 1 – 21.
16. Джамалуддин ал-Газигумуки. Указ. соч. Типо-литография А.М. Михайлова. Петровск, Даг. области. 1905. С. 2-3.
17. Там же. С. 5.
18. Там же.
19. Илйас ал-Цудакари. Суллам ал-мурид. Казань, 1904.
20. Илйас ал-Цудакари. Кифайа ал-мурид фи-т-тарика ат-тавхид. Казань, 1904. – 412 с.
21. Ныне одноименное село в Карабудахкентском районе РД.
22. Илйас ал-Цудакари. Кифайа ал-мурид. С. 2.
23. Согласно точке зрения мусульманских богословов, в основе мусульманской религии лежат три основополагающие составные части. 1. ал-Иман – словесное признание и внутреннее согласие мусульманина с основными догмами мусульманской религии: верой в Аллаха с присущими ему атрибутами, вера в ангелов, в священные ниспосланные книги, в посланников Аллаха, в конец света и воскресение мертвых, в предопределение или судьбу. 2. ал-Ислам – совокупность пяти столпов (рукн - аркан), которые обязан соблюдать мусульманин и которые включают в себя аш-шахаду – исповедание веры, содержащее в себе два основных догмата – единобожие и признание пророческой миссии пророка Мухаммада; ежедневная пятикратная молитва, пост в месяц рамадан, налог в пользу неимущих и паломничество в Мекку. 3. ал-Ихсан – нравственная добродетель, полное принятие всех догматов веры без сомнения или перетолкования, то есть беззаветная преданность всем предписаниям ислама, ощущать контроль над собой Аллаха, то есть полное усердие в религиозных и нравственных деяниях. В основе этого понятия лежит хадис, переданный со слов Умара б. ал-Хаттаба: «ал-Ихсан – это поклонение Господу твоему так, как будто ты Его видишь. Хоть даже ты Его не видишь, воистину, Он тебя видит!». Понятие ал-Ихсан интерпретируется некоторыми богословами как основа суфизма.
24. Илйас ал-Цудакари. Кифайа ал-мурид. С. 3.
25. Талхис аль-ма‘ариф фи таргиб Мухаммад ‘Ариф. Краткое изложение сокровенных знаний для наставления Мухаммад Арифа / пер. И.Р. Насырова, А.С. Ацаева. М., 2006. С. 6.
26. Хасан б. Мухаммад Хилми ал-Кахи. Танбих ас-саликин ила гурур ал-муташаййихин. Дамаск, 1996; Его же: Сифр ал-асна фи ар-рабита ал-Хусна. Дамаск, 1998; Его же: Мактубат ал-Кахи ал-мусамма васа´ил ал-мурид фи раса´ил ал-устаз ал-фарид. Дамаск, 1998; Его же: Талхис ал-ма´ариф фи таргиб Мухаммад Ариф. Дамаск, 1996; Его же: Бурудж ал-мушаййада б-н-нусус ал-муаййада; Его же: Сирадж ас-Са´адат, ч. 1, ч. 2. Махачкала. Б.д. (на аварск. яз.) (в нашем распоряжении имеется также фотокопия рукописи этого сочинения на арабском языке, оригинал которой хранится в мадраса с. Ахалчи Хунзахского района); Его же. Хуласат ал-Адаб. Темир-хан Шура, 1907 (на аварск. яз.)
27. Хасан б. Мухаммад Хилми ал-Кахи ан-Накшбанди аш-Шазили. Талхис ал-ма‘ариф фи таргиб Мухаммад ‘Ариф. Димашк, 1417/1996 г.
28. Там же. С. 17.
29. Там же. С. 216.