История

История  »   Ислам  »   МАЛАЯ КНИГА ПРАВИЛ ВОСПИТАНИЯ ЮНОШЕСТВА

МАЛАЯ КНИГА ПРАВИЛ ВОСПИТАНИЯ ЮНОШЕСТВА

[опубликовано 3 Сентября 2009]

Адуллах ибн Мокафа

 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

О, сын! Всевышний сообщил мне радостную весть о твоем зачатии и оказал милость, подарив мне тебя. С его помощью и благодаря моим усилиям достиг ты своего возраста и звания (человека) и способности понимания и восприятия правил человеческого поведения. Поэтому я обязан начать с восхваления Милостивого и Всевышнего Творца за оказанную милость и такой драгоценный подарок, как дитя. Аллах предписывает: «Благодарите меня, и я умножу свою милость к вам», с произнесением этого Божьего предписания я прошу о продлении срока твоей жизни и умножении твоего понимания и извлечения пользы из правил нравственности для будущей жизни, поэтому прибегаю к помощи совершенных мыслей.


Мое длительное размышление и душевные усилия направлены на твое воспитание, чтобы ты от света правил воспитания, обнаружив полезную для себя проповедь, обрел благо, истинное счастье, извлек только пользу. Ибо, прежде всего, они являются свидетельством отеческой заботы и отеческого милосердия. Так Творец, волею судьбы и права отца, сделал меня ответственным за твою судьбу и жизнь твоих детей. В будущем проситель благ, по учению и правилам воспитания (ты) должен обращаться со мной благонравно и доброжелательно, но при этом избегать как слепого повиновения повелениям родителей, так и вражды с ними. Разве за доброе не следует платить добром?


Для любого попавшего случайно в беду и испытывающего несчастье не жалей своей помощи, материальной и моральной поддержки, будь милосерден, но не будь безразличен и равнодушен.
Знай, что я не знаю ничего, кроме постоянного наставления его (человека) на путь достижения совершенства в отношениях (с другими), бескорыстия, беспристрастия, сострадания, для того, чтобы он извлек из него только пользу для себя.


Человек, получив от других пользу и (поучительный) урок, может противостоять (интригам). Благодаря помощи Аллаха человеку на пользу принятие этих правил, об этом говорит следующее: если Творец не поможет твоим устремлениям, то никому из людей не справиться с твоими делами. Если Всевышний не является путеводителем твоей жизни, сколько бы звезда Арктур ни освещала (твой) путь, — заблудишься. Причиной милости и средств существования является Он. Руководителем души валяется Он.


О, сын! Первым и обязательным условием моих правил воспитания является признание моих слов и защита моего завета, направленных только на твое благо. Исследование и достижение их требуют огромного терпения и настоящей силы. Например, на пути своей жизни ты должен проявить трудолюбие, опирающееся на опыт и зна¬ние прошлого и настоящего. При этом, считать обязательным помощь ближнему, выбор цели и взывание к одобрению Им (Творцом) всех осуществляемых тобою Дел, ибо сказано, что вспомнить Всевышнего в начале, в конце, вне и внутри каждого дела обязательно,


Будь его пылью и царствуй,
Будь им самим и что хочешь, свершай!


Сердцем укрепи и смягчи свой разум, ибо разум, оторванный от сердца, и наоборот, есть невосполнимый порок тела и души человека, Силой познания себя и другого совершенствуй сознание. Всегда старайся шить одежду по себе. Помни, что отложенная сегодняшняя работа есть причина заботы и беспокойства завтра, что подобное есть качество несовершенного человека. Преходящие тяготы и трудности перед желанием быть безгрешным в Судный день для мужей разума не стоят ничего.


О, сын! С каким бы несчастием ты ни столкнулся, какая бы беда тебя ни постигла, не огорчайся, но прояви волю в преодолении их. Знай и помни, что в мире небытия ты освободишься навсегда от земных тягот, a богатство сего мира является преходящим и отданной на временное хранение вещью.


Обнаружив ясный и открытый путь к правде и истине, никогда не сворачивай с прямого, достойного восхваления пути на путь заблуждения. Помни, нет, и не может быть сомнения в вознаграждении всех терпеливых и честных бесчисленными благами, а концом терпения всегда было благо и добро. Лучшим деянием людей является совершение добра, а не совершение зла.


О, сын! Каждый, кто от размышления о правилах поведения переходит к овладению ими, к тому каждый искренний (человек) будет проявлять благосклонность в его притязаниях.
Знай и помни необходимость и полезность (для людей) истинно человеческих принципов нравственности и всегда старайся, направить свое желание на овладение ими. Принимай нравственность, как начало совершенствования (человеческой) судьбы, как благо.


Будь честен с человеком всегда, и при нем, и за его спиной. От прошлого нам достались принципы предков, которые заимствованы ими из подлинно человеческих нравственных источников.
Завистник никогда не расстанется с надеждой присвоения твоего состояния. Это его качество. Трус, зарясь на твое состояние, всегда храбрится. Однако ты даже в страхе и смятении не теряй надежды.


Знай, что для твоего воспитания и от чрезмерной любви к тебе в выборе хороших книг и щедрости благодеяния ни сил, ни труда я не жалел. В смысле постижения душевного мира человека я достиг совершенства, заимствование которого является необходимым и обязательным для тебя. Со временем ты будешь моим вознаграждением и продолжателем (дел), ибо признаешь мое учение о правилах поведения обязательным, советы мои, восприняв открытым сердцем и зрелым сознанием, осуществишь на деле. Береги душу и честь свою от недозволенных поступков, забав и порицаемых деяний, наказуемость и осуждаемость которых объясняю тебе.
О, сын! С людьми знания и мудрости не спорь и не груби им. С капризным человеком не вступай в разговор и тем более спор. Избегай контакта с интриганами и клеветниками, ибо в них сосредоточено все худшее человечества. Избегай встречи с лицемерами и скрытными людьми, ибо даже незначительная ложь способна запачкать всю твою жизнь. Ведь сказано:


Огромность солнца порою
Край облачка закрывает.


При необходимости в делах ты должен обращаться за помощью к друзьям, товарищам, компаньонам и близким. В близком общении и дружбе с ними пользуйся
В случае, если им будет польза от тебя, они будут благодарны тебе, если же от них будет тебе какая-нибудь польза, тогда они не обременят тебя чувством возврата долгa. Дух дружбы начисто должен быть лишен сомнения и корысти. Любовь должна быть кристально чиста и лишена эгоизма вообще.


Знай, отпущенные тебе дни никто не в состоянии использовать вместо тебя. Даже вином не заглушить силу человеческого разума, а действие разума подобно выпущенной на волю пуле.
Радость и горе сей земной жизни есть неотъемлемое качество ее, ибо пребывание в подобном состоянии под этим небосклоном есть одно из требований самого неба.


Все, что небом даровано тебе, никто не в силах запретить, отменить, изменить или отнять у тебя..
Если им (небом) у тебя что-то отнято, возмещение его невозможно и неподвластно никому.
О, сын! В делах и благих начинаниях вежливое обращение с людьми считай обязательным. Не допускай (бесполезной) потери времени в серьезных делах. Сделай обязательным правилом для себя совершать добро в больших и малых делах и руководствоваться чистыми мыслями, избегай противонравственных поступков, чтобы малые ошибки и дypные поступки не выросли в большие и не получили широкого распространения, ибо они могут послужить дополнительной причиной порождения двух достойных порицания нравственных качеств человека.


Одним будет то, что добрые дела окажутся рассеянными и ничтожными, другим — то, что дурные дела перейдут всякие границы возмездия и предупреждения.
О, сын! Только к правде приучи язык свой и придай ему силу терпения и твер¬дость, чтобы выросла сила твоего сознания и через него твоя душа обрела покой. Таким путем, становясь кладезем правды и справедливости, сделаешь их правилом своей жизни. Такими даяниями обретешь славу мудреца и уважение народа. Обретешь имя правдослова и истинного добродетеля, непоколебимого человека. Будут прислушиваться всюду к твоим словам. Если вдруг от тебя услышат порицаемые слова, даже и тогда они (люди) выдержат их, выслушают и не посчитают недостойными.


Существует ли на свете человек, чтобы все его поведение было приемлемо? Для уважения и порядочности человека достаточно, чтобы пороков в нем было как можно меньше.
Будь далек от лжи. Не вступай в разговор с нечестными людьми, ибо постепенно, помимо своей воли, привыкнешь ко лжи и их привычкам, прославишься как нечестный человек и лжец. Потом перестанут верить твоим словам, доверять твоим делам и слушать твою речь. Слова твои превратятся ни во что.
О, сын! Привыкай к нравам спокойным, не будь пустословом, остерегайся бесполезных слов и не начинай речь бессмысленными словами. Знай и помни, что молчание лучше многословия. Твердо знай, что больше приличествует малословие и молчание, что среди друзей и близких твоих приведет к росту твоего авторитета как совершенного и уважаемого человека.


В пословице говорится: «Беспомощная речь лучше бесполезной».
Если у тебя есть богатство и кто-то из мирян зарится на него, ты должен отвести их желание путем одаривания подарками их и своих преданных друзей и знакомых. Путь дарения и великодушия сделай правилом с людьми, которые помышляют о твоем состоянии и ищут сближения с тобой.


О, сын! Не лишай себя наилучших человеческих достоинств — добронравия, красноречия, снисходительности, обходительности и общительности. Если не имеешь состояния и вьючных животных и не в состоянии сделать подарок кому-нибудь, в таком положении пусть будет помощником тебе речь, то есть когда человек материально беден, он не должен опуститься до духовной нищеты, а должен помогать людям своим красноречием и добрыми словами. Всякий, кто украшен качеством благонравия, будет человеком чести, справедливости и благодеяния. Рядом с распутниками, безнравственными и подонками он упрочит всенародную любовь, дружбу и душевную симпатию к себе.


С поселением любви к благонравному человеку в сердцах людей все его добронравные деяния будут восхваляться и воспеваться, в книгах будут писать о его добрых делах, и таким образом он постепенно обретет истинных друзей, соратников и братьев по духу. И все, что будет исходить от благонравного человека, люди будут воспринимать как должное.


О, сын! По мере сил воздержись от (излишней) скорби, душевного расстройства, спешки в делах и безнравственных поступков, ибо с таким (недостойным) характером никогда не будет у тебя преданного и верного друга, все люди отвернутся от тебя, и будут сторониться тебя. Ибо народ плохое уподобляет колючей траве, которая, с какой бы стороны ни подступал, не подпускает к себе своей колючкой. Поэтому все презирают ее. Терпением и выдержкой облегчи все свои дела и сделай вес доступным.


Сократ говорил: «Горе является гасителем человеческого разума, причиной пресечения его мудрости. Если тебя постигнет горе, благоразумием постарайся избавиться от него. Будь хладнокровен и усмири свой разум в дела, требующих активности и служащих причиной нравственного воспитания».
Будь доволен и согласен с отпущенными тебе днями и своей судьбой, чтобы источники твоего материального и духовного существования остались чистыми и незапятнанными позором, наполняющими жизнь твою смыслом, радостью и удовольствием. Для довольства и согласия с жизнью всего в изобилии и достаточно в природе самого человека. Согласие с собой есть бесценное сокровище человека.


О, сын! Люби мудрых и проницательных людей и постоянно стремись к общению с ними, следуй их пути, образу жизни, считай их для себя обязательными. В достижении своего счастья не жалей труда для общения, установления дружеских отношений, для проведения времени в беседе и дискуссии с ними. Образ жизни их покоится на принципах честности и твердости, а путь и природу их составляет справедливость и непоколебимость.


Постарайся своим образом жизни приобщиться к нравственным правилам. Если ты не уверен в ком-либо и чувствуешь возможность вреда от него, не надейся на его помощь, дружбу и благонравное обращение. Не ищи с ним контакта для общения и бесед. Не мечтай о дружбе с глупыми и невеждами и не верь их искренности. Не общайся с надменными и высокомерными людьми. Всякому, кто живет верой в ложь и лицемерие и строит свою надежду на мираже, не доверяй свою душу, надежды и мечту. Не поддавайся скрытому обману, коварству и хитростям его, ибо мысли его сделают немощным тебя, послужат причиной того, что ты поступишь вопреки своим же интересам, подпадешь под влияние его лести, страсти и воли, согласишься на ослабление дела, требующего быстрого и обязательного исполнения.

 

По небрежности, невежеству и болезни (духа) важные, требующие незамедлительного решения дела перенесешь на завтра. Каждое загубленное тобою дело - это бесполезно упущенная возможность и потерянное время. Усилия, предпринятые на возмещение их, окажутся тщетными. С подобным положением (никогда) не мирись. Постарайся от него избавиться ради собственных и общих интересов. Не отказывайся от того, что еще не потеряно, от оказания помощи в усилении веры верующего во что-то и воодушевлении надежды на что-то. Избегай немощности и пассивности в жизни.
Трусы немощность считают недостойной внимания, однако подобная мысль есть глубокий самообман. В случае, когда думаешь о чести (человека) и мысленно погружаешься в тайны ее, не довольствуйся положением ниже звезд, ибо вкус жизни и в малом деле подобен вкусу жизни в большом.


Если ты уверен в себе, но в некоторых добрых начинаниях и желаемых вещах почувствуешь отчаяние и неспособность осуществления какого-либо дела, только тогда ты должен обратиться за помощью к другим и так сможешь избавиться от охватившего тебя чувства отчаяния. Это правило является делом мужей знания и проницательных людей, благодаря которым нравственное величие человека стало именем его.
О, сын! Если ты украшен основой убеждения и силой знания, согласно своей сущности должен потребовать у него (Бога) настоящее дело и занятие. И в этом настоящем деле ты проявишь свое человеческое преимущество, собственные качества и обретешь широкую известность.


Ты не должен этим преимуществом злоупотреблять в отношении других, но в то же время должен сохранить индивидуальную особенность своей души и быть готовым к достойному противостоянию неожиданно возникшему притязанию со стороны другого человека. При этом всегда среди людей ты должен быть любезным и учтивым. Такого рода правила свойственны проницательным людям, и люди, привыкшие к этим правилам поведения, являются людьми благонравия.


О, сын! Если у тебя возникнет необходимость обращения к шаху, то в своем прошении не жалуйся и не будь слишком назойливым, будь нравственным и смиренным. Для представления своего вынужденного прошения шаху выбери удобный случай и знай, что решение и отклонение твоего прошения зависит от душевного состояния шаха, поэтому нужно подавать его во время веселого и радостного настроения. Знай и не забывай правило: повод, время, мера и место.


Если желание победы осчастливит тебя, тогда ты должен совершить достойное человека дело, ибо достижение цели всегда доставляет удовольствие и удовлетворенность совершенным. В случае не достижения (цели) возмещение потерянного усилия и времени будет невозможно. Тогда тебе придется вновь тратить время и усилие для достижения своей цели. С достижением одной вещи устремляйся познать другие, чтобы удовлетворить собственную душу и совесть.


В нас есть именно то, с чем мы можем прилагать усилие в своем притязании на величие, но в нас нет того, чтобы нам сопутствовало счастье. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы приложить усилия для совершения значительных дел, а не сидеть в ожидании счастья.


Если ты кому-то помог, ни в коем случае, даже с истечением времени, не напоминай ему об этом. Ибо это есть одно из нравственных качеств человека. Воздержись от надоедания другим и ненужного стенания. Если кто-то придет тебе на помощь в минуту невзгод, твоим нравственным долгом является в любую минуту быть готовым придти ему на помощь. И при этом быть предельно осторожным, обходительным и снисходительным, чтобы не дать ему повода понять твою помощь как возмещение и исполнение долга. Не будь пассивным и легковесным в устранении его нужды и удовлетворении его желания. Всегда в ответах и вопросах пользуйся самыми доброжелательными и благонравными привычками и правилами общения.

 

Постарайся быстро выполнить желание человека, претендующего на что-то, не заставляй его ждать и волноваться об исполнении своей просьбы. Вообще никого не заставляй ждать. Если будешь против такого нравоучения, своим поведением вызовешь возмущение просителей, и они отвернутся от тебя и потеряют доверие к тебе. Если ты не будешь внимательным к просьбам и нуждам их, тогда нуждающиеся в помощи от отчаяния и безнадежности, потеряв надежду на тебя, замкнутся в себе. А безнадежность есть один из двух (путей) к безразличию. Будь великодушным и благонравным в разъяснении смысла изречения: «Я освобождаю тебя от благодеяния». Неопределенность, затягивание дела, притворство, обольщение есть антипод великодушия и щедрости.


О, сын! Приложи все свои усилия и умения в утверждении хороших поступков и правильных суждений, направленных на благо человека, на помощь своим друзьям и родственникам, пока они не достигнут уровня твоего опыта жизни и твоих здоровых нравственных правил. С изменением ими своего состояния и получением превосходства в знании тебе следует воздержаться от дальнейшего воспитания их. Но необходимо сделать это осторожно и разумно, чтобы не вызвать недовольства враждебно настроенных близких и родственников, ибо раны, наносимые ими, не сравнимы с болью, наносимой чужими людьми, они больнее и чувствительнее. Близкие люди, осведомленные в секретах, открытых и скрытых мыслях, хороших н дурных, серьезных делах и благих намерениях твоих и считающие себя за твоих друзей, будут воспринимать, и поддерживать тебя в твоих делах. Верные друзья должны быть лишены предвзятости в отношениях своих. Будь осторожен к неприязни притворных друзей и алчных родственников, жаждущих получения превосходства над другими. Избегают врага один раз, а лицемерного друга тысячу, ибо пагубное последствие его деяния необратимо, и ты должен знать об этом.


Среди твоих близких и родственников, приближенных к тебе, почтенных, избранных и высокого положения людей должен быть преданный и защищающий тебя, умножающий твой авторитет, постоянно устремленный к поиску путей достижения этих целей и искренне стремящийся к духовному приближению и единению с тобой человек.


Мысль всегда предшествует сражению. Считай обязательным сохранить спокойствие души, для чего потребуются от тебя большие усилия. Помни, все твои действия должны покоиться на законе, добродетели, справедливости и строго соответствовать духу их. Если слова и дела твои будут основываться на нормах правды, благодеяния, они приведут тебя к победе над противником, несмотря на то, что он будет осведомлен о расстройстве твоих дел и ошибках. Противник для установления твоей слабой или сильной стороны будет беспричинно всячески оскорблять и раздражать тебя. Распознание его является делом проницательных людей и правилом мудрого поведения деятелей знания. Ни в коем случае не считай врага глупее себя и не гордись его отступлением, не унижай его достоинства за проигранный бой. И ты в силу обстоятельств сможешь стать пленником коварных интриг и козней судьбы и оказаться в его положении. Каждый, кто верит словам, не соответствующим делам, лишен проницательного ума и критического подхода.


Будь внимателен при обращении с провинившимися людьми, к их коварству и враждебности. Будь обходителен в обращении с противником. Прислушивайся и взываниям и мольбам своих противников, будь готов прийти им на помощь и выполнить их просьбы. Остуди свою враждебность и воинственность по отношению к ним. Добейся их расположения к себе и радостного восприятия ими твоего обращения с ними. Хорошее обращение с ними сделай своим правилом. Пользуйся удобным случаем для обращения с ними, используя этот случай, можешь подчинить их своей воле, спорить и дискутировать с ними до тех пор, пока не одолеешь в них подозрительность и осторожность. Разум, выявляющий путь истины, повелевает тебе: если не в состоянии одолеть врага, будь с ним обходителен и вежлив.


Будь осторожен, чтобы своей ненавистью и упрямством не оттолкнуть противника от себя. Если будешь действовать так, он, приняв твои намерения за враждебное отношение к себе, станет сопротивляться, противодействовать и будет весьма осмотрительным, осторожным и бдительным с тобой. Знай твердо, что признание и использование этих правил поведения, как я уже предупреждал, сделают тебя честнее и праведнее, приведут к победе над собственным врагом - эгоизмом и окажут содействие тебе в достижении поставленных целей.


О, сын! Знай, что в огромных тягостях жизни есть хорошие и плохие стороны. Я верю грусти своей души, но вместе с тем я не подвергну себя напрасному отчаянию. Никогда не теряй надежды на то, что есть и достижимо. Знай, что потеря надежды и отчаяние есть собственноручное предание себя на погибель, как говорится в Коране.


В делах своих первым помощником сделай свою душу, чтобы она помогала в облегчении и смягчении безнадежности, воодушевляла и придавала силы в устранении трудностей и несчастий жизни. Если к усилиям своим, направленным на совершение добрых дел и оказание помощи другим, приступишь с уверенностью и светлой надеждой, тогда великодушие можешь превратить в средство достижения своих желаний. При этом со всем, что потерял, спокойно смирись и помни сказанное - не сожалей о потерянном. Но в силу чрезмерной жажды знания я не откажусь от познания существующего, а горе о потерянном не превращу в мрак, не буду сожалеть понапрасну.


О, сын! Воздержись от зависти, никогда не допускай ее к себе. При малейшей оплошности можешь оказаться пленником одного из наихудших пороков человека -зависти. Вместе с ней дурные мысли утвердятся в твоей натуре, превратятся в жизненные привычки, и нелегко или вообще невозможно будет избавиться от них тебе.
Позже вред этого пагубного человеческого качества обнаружится в недостойном поведении и поступках твоих.
Мудрецы утверждают, что завистник считается самым презренным человеком и постоянно находится в уничтожительном пламени людской ненависти. В преданиях предков сказано: «Воздержитесь от зависти, ибо она является таким преступлением, за которое на земле и на небе придется отвечать человеку перед Аллахом. На небе существует зависть сатаны к человеку из-за того, что Аллах повелевает всем поклониться человеку как лучшему своему творению, но зависть не позволяет сатане делать этого. На земле есть зависть Каина к Авелю, которого он убил, потом раскаивался в содеянном.


Никому не под силу исправить твою сущность, твои привычки, твой внутренний мир и твою нравственность, кроме тебя самого. Дорожи честью и достоинством своим. Если уронишь их, тебе не избежать унижения, презрения и враждебного отношения других к тебе. Потеря чести равносильна самоубийству. Береги свою честь, сторонись дурных поступков и нравов, тогда не будешь нуждаться в помощи мудрых людей в исполнении добрых дел. Знай, что малые и небольшие дела составляют основу пользы больших дел и выхода к великим делам. Это может совершиться в результате твоего огромного желания и устремления и завершиться удовлетворением твоих надежд.


Нравственное величие всегда будет служить твоим жизненным интересам, укреплению основ твоей жизни, уклонению от недостойных, заслуживающих осуждения поступков, и образует основу твоей правдивой и честной жизни.


Дерево с хорошими корнями не должно давать плохие плоды. Поэтому ты должен укреплять основу своей жизни лучшими плодами своего и всего человеческого рода, чтобы в будущем люди могли получать от тебя только пользу. Как только они испытают какую-нибудь пользу от тебя, у них возродится надежда, что добро и благодеяние - дело человеческих рук. Для мудрых людей совершение добра, благодеяния и утверждение этих принципов должно быть обязательной необходимостью их жизни, а зло и злодеяние противопоказаны ей. Поэтому для людей знания и твердой воли, воздержание от зла является необходимостью. Выучи эти советы и нравственные правила, чтобы, используя их, мог достичь полезных результатов.


О, сын! Если в достижении таких основ человеческого существования, как нравственное величие, положение, здоровье, цель, устремленность, надежда, будет сопутствовать тебе удача и достигнешь предела совершенства в них, будешь самым почтенным и уважаемым человеком среди людей, живущих с надеждами на хорошее, ибо они будут связывать свои надежды с твоим благодеянием и верить в твои добрые дела. Непременно ты должен избавиться от таких человеческих пороков, как высокомерие, самодовольство и чванливость, ибо от них твои дела повернутся вспять, друзья будут осуждать, относиться к тебе с презрением и враждебностью и погубят тебя.


Истина учит: скромность—это безграничное величие человека. Всю жизнь постоянно, искренне, без самообмана учись скромности. Бог благословляет людей на это далеко не простое дело.
Сострадательное и доброжелательное отношение к подчиненным и пленным считай для себя обязательным. Будь справедливым с ними, согласно своему внутреннему зову, желай им здоровья и сохраняй жизнь.
Знай, что старший по возрасту, по положению и опыту жизни может научить тебя правилам хорошего поведения, и делать это он должен таким образом, чтобы ответное благодеяние, великодушие и признательность твои были достойными и заслуживающими доверия его. Благодеяние и щедрость тогда отвечают своей сути, когда они наставляют на этот путь других. Знай, что добро есть высшее достоинство человека.


Некогда не поддавайся скупости. Не будь расточителен. Умеренность - лучшая мера всего. Твоей прямой обязанностью является материальное содержание жены и детей, обеспечение их средствами существования, но не лишение их этого. Избрав такой образ жизни, ты не лишишь себя плодов человеческого вознаграждения, наоборот, обретешь их. При любом состоянии удовлетворение добрыми делами нравственных просьб других считай обязательным для себя. Знай, что со времени обретения тобою известности и величия твой дьявол - эгоизм и царь – самолюбие – всеми силами будут стремиться повернуть твою душу и разум твой.


Для устранения эгоизма, возвышения своего внутреннего мира, избавления себя от скопидомства, подлости и низости в этом постоянно гибнущем и возникающем из страха мире признание всего, что предписано тебе, обязательно. Этот мир - не что иное, как развращенная и безнравственная женщина, наряженная бесценными украшениями, со снятием которых перед прелюбодеянием раскрываются ее недостатки и пороки. Она в силу своей несовершенной природы отвергает внезапно преподнесенный ей любовный подарок – маленький цветочек, считая его недостойной платой за свои услуги.


Неподчинение желаниям других и воздержание от желания подчинять других себе, внимание к мнению людей, использование его в достижении чего-либо и не замешательство в чужие дела считай обязательным для себя.
В собрании благородных и избранных мудрецов и проницательных людей воздержись от неуместного восторга, произнесения пустых слов и бесполезной речи. Свой внутренний мир оберегай от всякой подлости и легкомыслия. Воздержись также от таких не нужных и не имеющих отношения к делу и беседе понятий, как: некое дело, было что-то, слышали нечто, и других. Особенно опасно, когда, участвуя в беседе, используя подобные слова в своей речи, стремишься выдать их за образец красноречия. Подобным ты превращаешь свою речь в мишень для насмешек, заработаешь славу шута или плута. Такое поведение ведет к снижению красоты и величия человеческой речи. Оно, проникнув в среду благородных и чистых людей, служит умалению их достоинства, причиной сожаления и раскаяния.


О, сын! Всегда пристально наблюдай за поведением и манерами мудрых и ученых людей и слушай внимательно речи их, запоминай и заимствуй все лучшее из поведения и речи их, следуй их манерами в своей жизни, ибо их образ жизни гарантирует своим последователям истинное благополучие и счастье. Поэтому очисти этот путь от путаницы и ненужных нагромождений, сделай его ясным и доступным для всех других людей. Знай, что в этом деле заключается огромный смысл, прежде всего в достижении совершенства благодеяния и поставленных целей в познании пользы добра и правил воспитания. Этот путь будет лучшим путеводителем и добрым спутником тебе в жизни.


Совершающему добро гарантирована удача и умножение его, ибо добро, существующее между Аллахом и людьми, не уничтожимо. Ни к чему не должно быть приложено столько усилия и желания, как к совершению добра.
Любое наслаждение и удовольствие по воле человека покоятся на острие копья.


О, сын! Если при твоем усилии, трезвым умом и здравым рассуждением желая победить, ты победишь своего противника, тогда как-то время люди будут искать твоего расположения, дружбы и признания, но с истечением времени они могут засомневаться в тебе, твоем преимуществе и перестанут верить в прежнюю силу и мощь твою. Поэтому всегда советуйся с учеными и мудрыми людьми и сделай это необходимым правилом своей жизни.
Человек, усилив основы своей жизни, найдя покровительство Аллаха, освободившись от страха за нее и состояние свое, обязательно устроит все свои земные дела. На основе советов мудрых и проницательных людей и с завершением своих дел он может написать очень полезную книгу о совершении добрых дел и достижении нравственного величия.


О, сын! Навсегда откажись от таких печально известных миру вещей, как уединение, спешка и нетерпеливость. Терпи тяготы лишений, нужды земной жизни и надейся на наступление после них светлых дней облегчения, спокойствия, надежды и уверенности. Это не только слова мудрецов, но и опыт, и принцип человеческой жизни. Терпение всегда вознаграждается. Если желание твое превыше всего и сейчас оно для тебя является истиной, то по этому поводу в священном писании говорится: глаза людей ясным светом солнца так ослеплены, что им неведомо все наслаждение того мира.


О, сын! Если кем-либо будет задан вопрос тебе - не спеши с ответом, обязательно обдумай и осмысли свой ответ, чтобы твой ответ был благоразумным и мог удовлетворить человека, задавшего вопрос. Если у тебя будет нужда кому-либо задать вопрос, помни, что до ответа тебе не следует нарушать молчание, а это время необходимо ему для обдумывания ответа на твой вопрос и ведения беседы с тобой. Поэтому всегда прислушивайся к его доводам. Помни, достойной и справедливой речью ты достигнешь своей цели, избежишь ошибок, заблуждений и страха за свое достоинство. Изучи путь своего движения до того, как сделаешь первый шаг, ибо человек, не обнаруживший путь избавления от заблуждения, может поскользнуться на самолюбии и эгоизме.


Знай, что для тебя не должно быть другого пути к расположению сердец других людей, кроме обходительного и внимательного обращения с ними. Для сближения с отдельным человеком и народом, чтобы ты мог завоевать расположение их, ты должен целиком и частично быть приемлемым для них. Нрав н желания их ты должен предпочесть своим, чтобы они потом таким же образом воздали тебе. Подобным действием обе стороны могут помочь зарождению искренней преданности и дружбы. Если кто-то враждует с тобой, естественно, он не будет считаться ни с твоим мнением, ни с наставлением. Если даже все его поведение и поступки будут противоречить твоей воле, ты не должен свой внутренний мир и характер подлаживать к его привычкам, манерам и нраву, но не должен и притеснять его. Стремись упорным трудом и усилием завоевать его расположение, чтобы потом, постепенно направив его на путь нравственного поведения, отвратить его от плохой цели. Возвращением его на путь благонравия и совершения добрых дел ты достигнешь своей цели.

 

В итоге плоды твоего усилия и превосходство твоего убеждения найдут достойными восхваления и признания. В общении с людьми не поступай против их образа жизни, мнения, убеждения и привычек. Не обременяй людей тем, что испытывает их терпение и не под силу им. И не вынуждай их просить о таком (деле), ибо они быстро отвернутся от тебя. Человек, на воспитание которого потратишь много драгоценного времени и усилий, должен быть очень терпеливым. Из испытаний он выйдет только более сильным и опытным. Получив достаточное знание, обретя самостоятельность суждений, со временем он не станет нуждаться в твоей помощи. Таким образом, в который раз ты лишишься еще одного близкого друга. До определенного времени (возможно!) у тебя не будет такого друга, в любви и беседе которого нашел бы душевный покой. Но мудрец и философы утверждают: человеколюбие - это посвящение себя без остатка служению интересам других, соблюдение религиозных обрядов, недопущение нравственного и духовного разложения человека и не совершение поступков, вызываю¬щих гнев и презрение народа.


Удовлетворенность и благовоспитанность, основанные на здоровом теле и огромном труде, есть признак свободы человека.
О, сын! Если наставник в чем-то осудит тебя, считай это полезным. Если же предостережет тебя oт поступков, противоречащих истине и справедливости, считай его великим доброжелателем и праведным наставником и никогда не допускай даже тени пренебрежительного отношения к нему. Ни в каком деле не волнуйся и нe отчаивайся. Если допустишь недостойные, низкие дела сегодня, то завтра придется тебе бороться против большего зла.


О, сын! С признанием превосходства любого человека ты ни в каком деле не должен ни противостоять ему, ни враждовать, ни навязывать свою волю этому человеку. Противоположное действие твое будет противоразумным и отвергающим преимущество этого человека над тобой. Но вместе, с тем любой человек, бессознательно до¬пускающий возвышение другого над собой. является ничтожным человеком.


О, сын! Общение с народом считай первым своим долгом. Не противодействуй ему. Не возбуждай его против себя и своих намерений. Если встанешь на путь отчуждения, отвернешься от него, тебя ожидает самое худшее последствие — одиночество, неимоверные тяготы, общее презрение и проклятие. Если будешь враждовать с народом, то объединишь его против себя на собственную погибель.


О, сын! Если ты не в состоянии сопротивляться и одолеть падишаха или кого-нибудь другого, не ищи равенства и соперничества с ними, не вступай в распри и вражду. Разве не знаешь, что Симург, сказочная птица, больше той, на которую можно было бы охотиться. Спорь или враждуй с равным тебе человеком. Наблюдение своего соперника, его поступков, твоя проницательность помогут тебе догадаться о враждебных намерениях его и послужат тебе поводом для презрения к нему, но ты не должен обращаться с ним низко и подло, ибо гнев приходит быстро, а уходит медленно.


Каждый вознамерившийся спорить с шахом, подобен человеку, предпочитающему спору смерть, а тот, кто вместо спора предпочитает смерть, является действительно безумным человеком.
О, сын! Участие в собрании ученых и общении с мудрецами считай обязательным для себя. Искренность, взаимопонимание, поведение, поступки, манеры и путь их сделай правилом своей жизни, приложи все усилия во имя достижения взаимопонимания с ними, будь с ними вежлив и обходителен на их собраниях, во время пребывания в их среде, радуй их своим поведением.


Если заслужишь доверие и расположение людей, твое имя будет воспето и восхвалено не только друзьями и близкими, но всеми честными людьми. Более того, выздоровеешь от таких страшных человеческих болезней, как подлость, интриганство, вражда и разногласие.
О, сын! Если ты наделен качеством превосходства и величия, не зазнавайся перед другими, ибо в любое время волею судьбы можешь оказаться ничтожным и презренным в глазах людей и стать мишенью порицания и осуждения их. Есть люди, которые, своими поступками возбуждая против себя людей, стремятся распространить свои пороки среди других.


О, сын! В общении с людьми сделай правилом своей жизни три вещи: первое - дружбу, взаимопонимание и согласие с учеными и мудрыми мужами. Второе - скромность и терпение, единство слова и дела. Третье - отказ от общения с дурными и порочными людьми. Несомненным вознаграждением твоим за все это будет дружба и союз ученых. В общении со своими собратьями будь терпелив и обходителен. Терпение и благодеяние преврати в свое обычное дело. Обретай истинных друзей и товарищей. Избегай общения с дурными людьми, пока не познаешь и не ознакомишься с поведением их. До тех пор, пока выступления и речи человека высокомерны и невежественны, сближение с ним недостойно и неприемлемо для тебя и других благонравно воспитанных людей. Ибо сблизившегося с такого рода человеком, другие будут считать близким соратником дурных людей.
Если о ком-либо желаешь узнать что-либо, спроси у его близкого приятеля, ибо от кого узнаешь больше о нем, чем от него самого.


Не общайся с человеком плохим,
Ибо ждет тебя наихудшее с ним.
Если он дурен, ему нет дела до чести.
Знай! Испортит тебя он без всякой лести.


О, сын! Если будешь участвовать в собрании, и там происходят бурные споры, и тебе придется отвечать на спорные вопросы, прежде всего ты должен обдумать свой ответ и пути извлечения полезного и серьезного для себя из речи других. До ответа на вопрос соберись и сосредоточься, чтобы слова твои прозвучали весомо и убедительно.


Пока речь не произнес, должен обдумать ее,
Но, сказав, не спрятаться тебе от нее.


Приложи максимум усилий для изучения основ истины и возможных ошибок, связанных с ее изучением. В диспуте и в споре с людьми не будь высокомерным, чтобы твоя речь и твое обращение не вызвали вражду их к тебе. Напротив, твоя речь должна служить объединению и сплочению их против всякой вражды, оказанию помощи и защите друг друга, в познании твоих речей и правил нравственного поведения. Ты должен постоянно заниматься и быть осведомленным во всем, чтобы успешно участвовать в подобных собраниях.
Благоразумные при деле всегда.


Им не знать нужду и печаль никогда.
Искусством является тайное предвидеть.
Прорицателю порой дано сквозь землю видеть.


Если ты готов руководить собою, своими сверстниками, людьми, превосходящими тебя годами и опытом, встать во главе собрания почтенных людей и даже народа, то в этом случае ты не должен быть бездеятельным и самодовольным в своем превосходстве над остальными. В результате люди, поставив тебя во главе высокого собрания, сделают тебя руководителем. Ты же в качестве руководителя должен быть готов к ответу на любые вопросы, возникающие у присутствующих на собрании, и на вопросы, которые ставит высокое собрание относительно преданий о жизни и деятельности Пророка. Если ты в своих ответах на вопросы участников собрания проявишь медлительность и неуверенность, то все исходящие от них пороки тут же будут приписаны тебе, и тогда ты быстро превратишься в объект насмешек, издевательства и унижения.

 

Стоит только узнать им о твоих недостатках и пороках, как тут же, невзирая на самые красивые твои речи, все твое умение и мастерство они предадут забвению. Если же твой ответ будет основан на справедливости и твоя речь будет безупречной, она будет воспринята всеми, в противном случае твои красивые благотворные речи и восхваления участников высокого собрания окажутся тщетными н не помогут в утверждении твоего авторитета и величия руководителя. Как при отсутствии среди участников равных тебе по знанию и нравственному совершенству, так и при наличии превосходящих тебя в знании и опыте людей все равно ты не можешь быть вне опасности. Того, что Аллах дал тебе, видимо, достаточно для тебя, но у другого человека этого может быть и больше.


Признание превосходства достойно (только) в знании. Человек с таким достоинством всегда среди почтенных мужей с положением и опытом выделялся как ученый и мудрец. Для сохранения этого высокого достоинства ты должен приложить все свое усилие и умение. Внимательно следи за тайными намерениями, преждевременным ликованием и недостатками участников собрания. Если вдруг обнаружишь у некоторых из них порочные намерения и другие недостатки, прекрати с ними общение. В последующем ни в коем случае сам не опускайся до подлости, интриганства и злодеяний и старай¬ся правильно управлять своей хрупкой душой и внутренним миром.


Любой человек, признающий свое ничтожество, довольствующийся своим унизительным и оскорбительным положением, считается из числа негодяев и ничтожеств. Воистину, на такое способен только ничтожный и сумасшедший человек. Правда, бывает иногда – разум, бунтуя, выступает причиной презрения своего достоинства, но, в основном, это не идет дальше бунта. Знай меру и свое место среди участников собрания, ученых и проницательных мужей. При определении своего места среди участников собрания соблюдай правила справедливости, равенства и непредвзятости. В писании знатоков шариата говорится: «Аллах прощает того, кто знает свое место и не нарушает его».
В силе разума и простоте мышления заключается красота всех твоих дел, их открытая и громадная выгода:

Из страха и боли сшит узор шахиншахский,
На место чужое не зарься напрасно.


Если видишь обман и не стремишься к предотвращению его, ты будешь считаться предателем и соучастником обмана.
О, сын! Если сидишь за накрытым яствами столом, не разглядывай их и не обращай внимания на то, что приносят. Храни самообладание и управляй собой. Первым не протягивай руку к столу, чтобы другие не подумали о тебе как о жадном к еде и невоспитанном человеке. В случае такого поступка ты обретешь репутацию человека безудержной утробной страсти и похоти. Избегай таких человеческих пороков, как бесчестие и жадность, а используй в своей жизни те нравственные правила поведения, с которыми ранее я познакомил тебя. Сделай необходимостью своей жизни такие качества, как терпение, исполнительность, вера, надежда, скромность и честность. Ибо люди, лишенные этих качеств, особенно терпения и честности, теряют больше, чем обретают.
Довольствуйся тем, что в жизни получаешь, и делай так, чтобы оно пошло на пользу тебе.


Если твоя душа обретает свойство алчности и привычки жадности, они подчинят тебя своей природе и от них тебе невозможно будет избавиться. Если ты не остановишь свою чрезмерно алчную душу, устремленную к получению удовольствия и богатства, то она увлечет тебя к запрещенным и недостойным делам.
О, сын! Береги свою честь от запятнания недостойными делами. Никогда не роняй ее. Никогда не унижайся перед другим человеком, ибо только при чести можешь совершать добрые дела и чувствовать угрызения совести.
Если неисполнимы намерения и надежды тщетны, ты вправе от них отказаться. Если они приемлемы для тебя и исполнимы, сделай их источником своих устремлений. Однако если ты не очистишь свои мысли и надежды от пороков, исполнение их будет крайне трудным для тебя. Для меня перемещать огромные глыбы горных крепостей легче и желаннее, чем бремя самого высокого положения в жизни.


О, сын! Будучи богатым и состоятельным человеком, живи правилами добра. В погоне за богатством ради улучшения своей жизни не изменяй человеческим правилам милосердия. В противном случае потеряешь свою сущность и человечность. Всеми силами своего разума и сердца старайся обретать благородные привычки. Не гонись за преходящими мирскими благами. Если начнешь добывание повседневных средств существования смешивать с достижением богатства, тебе не только не познать и не принять нравственных правил, но и не встать на путь благонравия. Более того, окажешься в болоте таких наихудших человеческих пороков, всецело противоречащих правилам нравственности, как бесчестие, ложь, прожигание жизни и алчность.
Божья милость чиста, но и она некоторыми людьми иногда представляется превратно.


До определенного времени, оказавшись под впечатлением силы легко и быстро доставшегося богатства, забыв о возможной потере и гибели его, ты спешишь под¬считывать его и искать пути усиления, умножения и сохранения этого богатства. Но не радуйся ему преждевременно. Всегда помни о своих собратьях.
Чтобы удостоиться Божьей милости, состояния и богатств, не унижай бедных и неимущих. Даже будучи дервишем или в затруднительные минуты своей жизни, не забывай свои нравственные принципы, воспрещающие общение с ничтожными людьми, вовремя и немедля приходи на помощь другим, нуждающимся в этом.


Береги свое достоинство в чистоте от оскорбления и от унижающей достоинство благодарности негодяя. Я считаю две вещи недостойными человека: опьянение богатством и унижение бедных. Будь доволен Аллахом, отпущенной тебе судьбою.
О, сын! Если в беседе с друзьями, спутниками и собеседниками хочешь договориться о путешествии, непременно ты должен быть знаком с мнением будущих своих спутников.


Подчинив себя и всю свою волю цели путешествия, ты должен быть самым открытым и доступным человеком среди путешественников. Знай, что даже после первой удачной и хорошей беседы и заключения союза дружбы все равно не узнать до конца хорошие и дурные стороны своих спутников.


До путешествия обязательно установление единогласия и дружбы, и только потом можно отправляться в путь.
Сделай своим правилом терпение. Среди путешественников кроме тебя может обнаружиться человек, способный и готовый произнести полезную речь важней твоей и более удовлетворяющую людей, чем твоя, и если люди получат пользу от этой речи, то и ты не будешь лишен блага ее. В случае, если будет у кого-то из путешественников недостойное поведение, заслуживающее осуждения и запрещения, будь спокоен, не спеши осуждать спутников и друзей за него. Человек, избравший правилом терпение и размышление о происходящем, непременно находит путь к выходу из этого положения. Терпение сделай прочной основой своего общения с людьми. Если не в состоянии сделать этого, скажи своей душе, что она злодейка и кровопийца. В спешке можешь совершить ошибку, потерпеть неудачу и заработать имя неудачника и злосчастного.


О, сын! Когда прибудешь в чужой город и неизвестную землю и не будешь знать правил общения жителей этих мест и никого из местных людей, повернись лицом к собравшимся и изъяви желание занять место среди них так, чтобы они поняли твое измерение. Не спеши заговорить с присутствующими на собрании людьми. Внимательно, с достоинством посмотри на знать этого города и с каждым, кого выявишь с приятной внешностью, в достойном одеянии, с видом благоразумного мужа и отличающимся другими похвальными качествами и признаешь в нем заслуживающего высокого положения среди людей этого места, - немедля вступай в честные дружеские отношения и во всех серьезных намерениях и делах своих прибегай к помощи его. До тех пор, пока находишься в его городе, расположение и советы его считай обязательными для себя. Ни в коем случае не проявляй пренебрежения к собравшимся и собранию, но и не начинай поспешного восхваления их. Дружеское расположение их и твои похвальные качества помогут тебе в достижении цели.


О, сын! Не проси прощения у человека, не желающего этого.Не читай жалобного и извинительного послания, ибо оно, прежде всего, будет начинаться с лицемерного твоего восхваления, чтение которого сделает твою речь бесполезной. Если кто-либо не достоин встречи с желанным человеком, то все его усилия и благодеяния будут тщетны, ибо все добрые дела влюбленного, недостойного любви, перед любимой ничтожны.


Не желающему помощи человеку не помогай. Истинно желает оказать помощь не тот, кто сочувствует на словах или чрезмерным разглагольствованием стремится сделать это, а тот, кто без условий и раздумий приходит на помощь. Разве правильно раскрывать боль сердца людям, когда они не способны вылечить ее?
О, сын! Если кто-либо без всяких условий совершил благодеяние для тебя и по праву благодетеля позаботился о твоей безопасности, будь ему признателен, ибо за добро всегда должно отплачивать добром.


Неблагодарный человек лишен и Божьей милости. Такого человека не считай достойным восхваления и благодарности, ибо тогда ты окажешь ему неоценимую услугу в превращении в человека достойного нрава и чести, коим он не является.


Если вместо кого-нибудь совершаешь доброе дело, то ты должен совершить это со знанием дела. Но вместе с тем ты должен помнить, что не нужно напоминать или намекать ему о совершенном добром деле и его возмещении, чтобы твои напоминания не послужили причиной смущения и стыда этого человека перед другими. В щед¬рости и великодушии ты должен быть подобен опьяненному вином человеку, от которого никому нет вреда, кроме постоянного стремления просто, бескорыстно подарить что-либо кому-либо. Когда подарок чем-то обусловлен и связывает человека, он никак не может быть радостным и достойным хвалы. Отсутствие такого качества в тебе, несомненно, сделает твою нравственность безупречной, соответствующей желаниям Аллаха и природе человека и возвысит тебя в глазах близких и всех других людей.


О, сын! Терпеливость, снисходительность, скромность, серьезность и твердость духа сделай свойством и привычкой своего внутреннего мира: при наличии их твоя ярость не сможет покорить твой разум и сознание. Воздержись от гнева, уводящего тебя на путь безнравственных поступков и преступлений.
В высказываниях философа Сократа говорится: «У всякого, кого одолеет гнев, язык ничего, кроме абсурда и бессмыслицы, не будет произносить, ибо люди, всецело охваченные гневом, в ярости не в силах контролировать не только себя, свои действия, но и речь». Taк обстоит со всеми разгневанными людьми, которые в ярости не представляют всех позорных следствий этого наихудшего свойства человека, пока сами не столкнутся и не испытают омерзительных и достойных осуждения последствий его в собственной жизни или не окажутся жертвой его.


В состоянии гнева и ярости не соверши преступления, ибо после совершения его всегда приходит раскаяние. И если после совершения преступления у тебя сохранилась хоть частица человеческого, не найти тебе покоя и забвения в жизни. Есть достаточно примеров, когда люди в состоянии гнева избегали пагубных последствий его, ибо подчиняли силу гнева своей воле и не допускали резкого и грубого обращения с другими. Нет сомнения в том, что за совершенным преступлением очень быстро наступают муки и страдания, и грех его никогда не покинет человека, пока он живет. По этому поводу говорят: «О, человек, если ты являешься господином собственной души и воли, прости провинившегося и не питай к нему ненависти.


Гнев и страсть - необузданные животные свойства.
Знания и мудрость – человеческие достоинства.
Брось под ноги гнев и страсть,
Чтобы смог ты вновь человеком стать.


О, сын! Воздерживайся и уклоняйся от того, что может прославить тебя среди людей клеветником, склочником, сквернословом и плутом. В решении дела никогда не прибегай к обману и хитрости. Не делай эти порочные качества средством общения с людьми, удовлетворения своих желаний и устремлений, достижения цели.
Шариат говорит: «Ложь убивает веру и надежду». Это неопровержимая истина. Не клянись чрезмерно и часто не употребляй имени Аллаха в клятве и в разговоре, ибо будешь проклят Аллахом, от чего пострадают твоя слава и добрые дела. А благородное и чистое имя твое будет предано забвению.


О, сын! Не сокрушайся о потерянном, не предавайся напрасному горю, чтобы не лишить себя радостей жизни и источников вознаграждения. Подобным состоянием ты ослабишь свою силу познания и достижения поставленных целей. Если от добрых и благотворительных дел достанется и тебе, и твои надежды и желания осуществятся, чрезмерно не радуйся. Знай меру в радости и горе, чтобы не лишился Божьей милости, во имя благодарности Ему за отпущенное великое время и бесценную жизнь. Тогда ты удостоишься своей доли из могущественной сокровищницы существования человечества. Благодари Бога, ибо все перед ним соразмерно. Никогда, ни во время восхваления Его величия, ни во время выражения благодарности ему за существование, не забывай о большой щедрости, наказании и прощении его. Помни, ты всегда должен быть благодарен своему Богу и его щедрости к тебе.


За земное изобилие Его благодари,
За знание сокрытого и явного Его благодари,
Всегда стремится к Богу человек,
Ему за все признателен человек.


О, сын! Не упускай случая осуществления большого и серьезного дела в жизни.
Также спеши и в осуществлении незначительного благодеяния, которое потом может вырасти в большое, ибо большое складывается из частиц. Если даже несчастье кажется тебе очень маленьким, не умаляй его значения, познай и постарайся устранить его, ибо из маленького несчастья может произойти большое. Аллах повелевает: «Вы, люди, данные вам на хранения вещи своевременно возвращайте владельцу».


Помни это правило и ты. Если кто-либо, исходя из хорошего мнения, признает в тебе хранителя имущества другого, значит, он оказывает тебе великое доверие. Следовательно, ты должен приложить все свое усилие, чтобы оправдать это доверие, в чем тебе, несомненно, поможет твоя душевная и нравственная чистота, помимо твоей воли признанная другими людьми. Старайся не ошибаться в своем мнении и в заключении они должны быть заслуживающими доверия и благими, удовлетворяющими надежды, как отдельного человека, так и народа в целом. Если кто-либо откроет для тебя сокровищницу своих тайн, завоюет твое расположение и развяжет свой язык, помни, он вынуждает тебя быть искренним и честным в слове и деле.


Держи в тайне от других свое близкое отношение с этим человеком. Воздержись от раскрытия и демонстрирования его тайны и без его согласия и разрешения не предавай гласности его намерения и дела, ибо он сделал тебя своим доверенным лицом и хранителем своих секретов. Он доверял тебе, поэтому открывал тебе тайны своего сердца и ума. При этом он надеялся на твою преданность, помощь и защиту в случае, если окажется в затруднительном положении, в бессилии и одиночестве. Никогда не жалей своей помощи другим. Знай твердо, что выработка такого цельного характера и такого поведения, о которых я говорил, несомненно, послужит умножению твоей человеческой славы, взаимопомощи, доверию им сближению людей друг с другом. Никакое богатство мира не сравнимо с преданным и искренним другом. Тысячи таких друзей и товарищей - мало, один враг - это много.


О, сын! Если кто-либо произнесет недостойную речь о тебе и она послужит причиной твоего расстройства и обиды и будет противоречить твоим надеждам, для начала будь спокоен и великодушен к этой речи, но не будь благосклонным к ней и нравственно поверни ее против него самого. Не ограничивайся только признанием клеветника и ябедника самым презренным человеком среди людей, но старайся подтвердить это делом также. Если же рассказчик является честным человеком, а другой от имени его рассказал недостойное о тебе, он сделал это или из-за страха пред тобой, или стыдясь честно передать тебе эту речь. Любому клеветнику, произносящему подобные речи о тебе, должны противостоять твои безукоризненные духовная чистота и нравственное совершенство.


Мудрец говорит: «Клеветник больше всех других находится в центре внимания людей, потому что о нем все думают плохо и обвиняют его в безнравственности, как незаслуживающего человеческого уважения, ибо каждый его шаг и любое действие состоят из клеветы и обмана». Иногда сомнения могут кончаться ошибкой, но не может быть никакого сомнения в том, что клевета, донос и навет являются заслуживающим осуждения поведением человека.

О, сын! Нетерпением и спешкой не порть свою жизнь. Если кто-либо не ищет твоего расположения и внимания, никаким поступком не расстраивай и не огорчай его. Дружба достигается не благодеяниями, а близкими и искренними отношениями. Человеческая дружба более необходима для спасения людей от больших опасностей и великих потерь.


Трудно и горько начало терпения, но конец слаще меда. Знай, что каждый, кто расположен слушать всякую людскую речь без разбора, помимо своей воли сблизится с разносчиками разных слухов и будет соучастником их клеветы на невинных людей и даже на своих близких друзей.


Пребывание в лоне гнева и жаровне злобы превращает человеческое сердце в камень. Такой человек постоянным раздумьем о своей низкой природе расстроит свою память и душу, еще больше заболеет болезнью ярости, гнева и ничтожества, и постепенно он будет побежден этими наихудшими человеческими пороками. Весь его внутренний мир покроется губительной ржавчиной. Он лишится памяти, надежды на выздоровление и источников спокойной и благодатной жизни. Чего можно ожидать от человека, заклейменного клеймом бесчестия, бесстыдства, подлости, ничтожества и невежества?


Воздержись от всего сомнительного и от того, чего не знаешь. Но вместе с тем не уклоняйся от познания. Достоинство и бесценность предназначения человека заключается в творении добра и развитии знания. Знание есть корона храброго и золотое ожерелье мудрости. Тебе необходим наставник нравственного воспитания, чтобы время вместо него не превратилось в учителя твоего.


О, сын! Tвое желание и стремление должно быть направлено на общение и сближение с заслуживающими доверия людьми, которых ты должен выбирать из близких своего окружения. Для установления близких и дружеских отношений с ними ты должен постоянно заниматься изучением и восприятием хороших правил воспитанности, которые всегда будут служить к твоей пользе. С умножением этих правил можешь искренне советоваться с преданными друзьями и от беседы получишь удовольствие. И пользу. Эти встречи и беседы выработают в тебе желание добро, соревноваться в совершении благодеяния, спешить не потерять время на этом пути. Настрой свою душу на исполнение добра и блага и потребуй от нее, чтобы она не препятствовала тебе в этом благородном деле. Как только возникнет нужда в необходимых мерах против зла, не медли, прояви находчивость и сообразительность в осуществлении этих мер. Борись с яростью и гневом и подавляй их в себе, ибо Господин шариата гнев и ярость называл большим и сильным врагом твоим. Боже, не пренебрегай моим побуждением, ибо желания моей души меня очень беспокоят.


Если в заклинании изгнания нечистой силы, в осуществлении надежд, чаяний и достижения поставленной цели достиг желаемых успехов, тогда ты прославишься как мудрый, справедливый и знающий дело человек, у которого слова не расходятся с делом, и как человек истинной веры.


Знай, что ни один дервиш не рождается нищим, ибо он, как и все, наделен умом. Настоящим дервишем или суфием является тот, кто обделен безграничной силой и лишен благотворных лучей знания. Ни один богач или состоятельный человек не рождается имущим и богатым. Настоящим богатым человеком является тот, душа которого чиста и свободна от порочных и корыстных желаний, полна разума и знаний, с помощью которых он обретает богатство. Повелитель шариата, да будет мир с ним, утверждает: «Аллаху среди его творений нет ничего дороже драгоценнейшего создания разума». Человек, украшенный разумом, является благороднейшим созданием Творца.


Когда люди невольно свой разум теряют,
То звезду Алькор в луну превращают,
Настоящим шахом без знаний не стать,
Даже солнце разумом можно застлать.
Разум всякому, кто с ним дружит,
Верой и правдой в жизни послужит.


О, сын! Привыкай к выдержке и терпению. Смирись с судьбой, отпущенной тебе Аллахом, душу свою очисть от алчности и намерения захвата того, что тебе не принадлежит. До того, как приступишь к поиску, выбери путь терпения, тогда удлинятся твоя жизнь и твои земные дела.


О, сын! Если из-за создавшегося у тебя хорошего и высокого мнения о ком-ни6удь и доверия к нему желаешь помочь ему совершить доброе дело, не познав его внутреннего мира, привычек и тайных помыслов, не спеши с выводами о нравственном облике и делах этого человека и не восхваляй его заранее. Если же похвалишь, и восхваление его будет незаслуженным и несправедливым, то после изучения и испытания его совершенную ошибку ты можешь исправить. В общении с людьми ты должен отбросить всякое честолюбие, а для этого необходимо руководствоваться конкретным знанием и правилами искреннего поведения, а не случайными порывами и желаниями, которые низвергают сердца людей. Несмотря на различие привычек, действий и поведения, каждый человек должен быть готовым к тому, для чего он создан. Все cyдьбы различны, у каждого человека своя жизнь, определенное замятие, исполнение которого ему легче и доступнее, нежели другому человеку. Без знания и подробной осведомленности ты не должен ни восхвалять, ни осуждать, ни одобрять и ни отвергать.


О, сын! Знай, что каждый, кто становится дервишем, всегда является объектом открытого осуждения и порицания. Мужество дервиша люди называют безрассудством, щедрость - расточительностью, кротость характера -немощностью, стойкость - тупостью, красноречие - болтливостью, молчание -немотой.
Никому, даже святому, не избежать злого людского языка. Если кто-либо в больших делах трудится больше, нарекают его нарушителем традиционных порядков. Итак, не надейся на людей и понапрасну не благодари никого, кроме Аллаха.