История

История  »   Ислам  »   «…ОБРАТИТЬ НА НАСТРОЕНИЕ НАШИХ МУСУЛЬМАН ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ»

«…ОБРАТИТЬ НА НАСТРОЕНИЕ НАШИХ МУСУЛЬМАН ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ»

[опубликовано 14 Декабря 2008]

Доного Хаджи Мурад

 

 Документы ЦГА Республики Дагестан о борьбе с панисламизмом в России
в начале ХХ в.

В архивах сохранилось большое количество документов, свидетельствующих о панисламистской пропаганде на Кавказе в первой трети ХХ в. Тогда Министерство внутренних дел, охранные отделения и губернские жандармские управления рассматривали любое движение кавказских горцев (национально-освободительное, крестьянское, революционное и др.) как проявление панисламизма (1).

Каждого иностранца, прибывшего в Россию из мусульманских стран, охранка подозревала в пропаганде этой идеологии. В агентурном деле того или иного «турецкого эмиссара» описывались все его действия и передвижения по территории Российской империи. Очень часто такие «путешественники» действительно являлись проводниками панисламизма, призывавшими к объединению всех мусульман под эгидой турецкого султана. После низложения последнего (апрель 1909 г.) эту политику продолжали младотурки, пришедшие к власти и выдвинувшие «великодержавную идеологию «османизма». Все население Османской империи они рассматривали, как «единую османскую нацию» без различия религий и национальности (2).


Накануне Первой мировой воны Кавказ, и в частности Дагестан, был наводнен агентами Турции и Германии. Последняя, выдававшая себя за «выразителя дум и чаяний мусульманских народов», используя пропаганду пантюркизма и панисламизма, которую Турция проводила на Востоке, стремилась вызвать волнения мусульман Кавказа против России. Турция, находясь в союзе с Германией, имела свои планы в отношении Кавказа. В высших турецких кругах «надеялись, что им удастся с помощью пантюркистской и панисламистской пропаганды поднять мусульман России, прежде всего Кавказа, на «священную войну» и добиться присоединения к Турции мусульманских провинций Российской империи. С этой целью глава мусульманского духовенства в Турции Хейри Эфенди 11 ноября 1914 г. в мечети «Фатих» в Стамбуле в своих пяти фетвах призвал «весь исламский мир подняться на священную войну против государств Антанты». В этих же целях на Кавказ были тайно переправлены 60 турецких офицеров» (3).


Царским властям не давали покоя подобные «внимание» и «интерес» своего соседа к Кавказу.
Начало войны и турецкую пропаганду в Дагестане встретили по-разному. Активность проявляли местные пантюркисты, но в целом к их призыву выступить в защиту единоверной Турции отнеслись без особого энтузиазма. Даже власти вынуждены были признать: «В широких мусульманских массах сочувствие» к Турции «чисто идейное, среди некоторой части интеллигенции и духовенства сочувствие это практически выражается» (4).

В итоге попытки турецкого командования достичь успехов, подняв мусульманское население Дагестана против России, потерпели неудачу. К тому же в 1915 г. русская армия вела успешные наступательные действия на Кавказском фронте, нанеся ряд поражений турецким войскам.
Тем не менее, повышенное внимание к настроениям мусульманского населения Дагестана со стороны царской администрации на Кавказе сохранялось. Власти собирали сведения о настроениях мусульман данного региона. Полиция в Дагестанской области постоянно следила за деятельностью местного мусульманского духовенства, религиозных школ, отдельных деятелей.


Документы царской администрации на Кавказе из фондов Центрального государственного архива Республики Дагестан свидетельствуют о непростой политической ситуации и нескрываемой озабоченности со стороны властей положением в области. Для публикации подобрана лишь небольшая их часть. Они представляют интерес не только для специалистов, изучающих обстановку в мусульманской среде Дагестана в канун Февральской революции, но и для широкого круга читателей, освещая важную страницу в истории России.
Вступительная статья, подготовка текста к публикации и комментарии Хаджи Мурада Доного.

Примечания:

1. Панисламизм – религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о «единстве» мусульман всего мира и необходимости их сплочения в едином мусульманском государстве. Оформился в конце 19 века. В панисламизме отразились попытки соединить освободительное движение против европейского и американского империализма с укреплением позиций ханов, помещиков, мулл. В Османской Турции и некоторых других странах, население которых исповедует ислам, правящие феодальные и буржуазные круги использовали панисламизм как орудие своей реакционной политики. См.: Большой энциклопедический словарь. 2-у изд., перераб. И доп. М.; СПб, 2002. С. 873; Советский энциклопедический словарь. - М., 1989. С. 974; Аршаруни А., Габидулин Х. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. Лондон, 1990. С. 6-7.
2. Новичев А.Д. Турция. Краткая история. М., 1965. С. 122.
3. История Азербайджана. Баку. 1960. Т.2. С. 742.
4. Гаджиев В.Г., Шигабудинов М.Ш. История Дагестана. – Махачкала, 1993.


№ 1

Предписание директора канцелярии Наместника Кавказа Военному губернатору Дагестанской области об установлении негласного надзора за турецкими эмиссарами. 26 марта 1909 г.

№ 322 Циркулярно секретно
Военному Губернатору Дагестанской области.
По имеющимся сведениям, из Константинополя отправлены на Кавказ турецкие эмиссары для пропаганды панисламизма среди местного мусульманского населения.
Об изложенном Канцелярия, по поручению Наместника Его Императорского Величества на Кавказе, сообщает Вашему Превосходительству, прося установить негласное наблюдение за упомянутыми эмиссарами в целях своевременного пресечения их деятельности
За директора (подпись неразборчива)
Начальнику округа и полиции иметь неусыпное наблюдение и в случае пропаганды немедленно доносить. А.Ц.
ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 6. Д. 21. Л. 25


№ 2

Предписание директора департамента полиции Военному губернатору Дагестанской области, Губернаторам, Градоначальникам и Варшавскому Обер Полицмейстеру об установлении наблюдения за турецкими эмиссарами. 19 сентября 1909 г.

№ 3141 Военному Губернатору Дагестанской области (секретно),
Губернаторам, Градоначальникам и
Варшавскому Обер Полицмейстеру
Министерство Иностранных Дел уведомило, что турецко-подданные Шейх Мухаммед Саид эфенди Салех, сын Шейха Сулеймана эфенди Салеха и Шейх Селим эфенди Мамлюк, сын Рашида, снабженные турецкими заграничными паспортами, выданными Иерусалимским губернатором 18/31 марта 1909 г., первому за № 1/12, а второму за № 1/22, обратились в Генеральное Консульство наше в Иерусалиме с просьбой о визировании означенных паспортов для выезда в Россию, при чем названным Генеральным Консульством сделана была 20 марта с.г. виза: Шейху Мухамеду за № 2450, а Шейху Селиму за № 2451.
Сообщая об изложенном и принимая во внимание, что названные оба Шейха, по предложению Генерального Консульства в Иерусалиме, отправляются в Россию для производства сборов среди мусульманского населения Департамент Полиции просит Ваше Превосходительство установить за названными лицами, в случае появления их во вверенной Вами местности, наблюдение.
Подписал: за директора С.Висарионов
ЦГА РД Ф. 2. Оп. 6. Д.21. Л. 100.

№ 3

Предписание департамента духовных дел Министерства ВД Губернатору о распоряжении министра внутренних дел по поводу высылки турецких эмиссаров. 2 мая 1911 г.

№ 4070 Губернатору
Распоряжением г. Министра Вн. Д. от 7 Октября прошлого года, № 9667, было предложено установить тщательное наблюдение за лицами, прибывающими из Турции в целях распространения в России панисламской и пантюркской идеи, и при обнаружении таких лиц принимать немедленно решительные меры к выдворению их за пределы Империи.
Вследствие сего Департамент просит Ваше Превосходительство не отказать уведомить, в самом непродолжительном времени, применялось ли по вверенной Вам, Милостивый Государь, губернии, приведенное распоряжение г.Министра в смысле высылки турецких эмиссаров и, в утвердительном случае, препроводить, для принятия мер к предотвращению нового появления, именной список, высланных лиц, с подробным указанием обстоятельств, вызвавших выдворение их за пределы империи.
Директор в должности Гофмейстера высочайшего двора
(подпись неразборчива)
ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 8. Д. 20. Л. 279.

№ 4

Предписание начальника Бакинского губернского жандармского управления Военному губернатору Дагестанской области о необходимости контроля за настроением населения
13 июня 1911 г.

Военному Губернатору Дагестанской области
По имеющимся агентурным сведениям, что местные сторонники панисламистского направления, пользующиеся влиянием на наиболее некультурную и фанатичную часть мусульманского населения проводит среди последней мысль о том, что русско-мусульманские школы, состоящие в ведении Правительства и имеющие педагогический правительственный персонал, вредно отражаются на сохранение старых обычаев, устоях и внутреннем быте мусульманства и ведут к потере им самобытности и слиянию мусульман с русскими. Возбуждая в массе недовольство, эти лица поставили своей целью, противясь открытию в будущем русско-мусульманских школ, приложить все усилия к закрытию уже существующих школ.
Сообщая об изложенном, прошу не отказать об уведомлении меня, не наблюдается ли подобного явления также и во вверенной Вам области.
Полковник С.Ф.Северитовский
ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 8. Д. 20. Л. 146.

№ 5

Отношения начальников округов Дагестанской области Военному Губернатору о контроле за настроением населения. 1911 г.

<…> Во вверенном мне округе турецко-подданных эмиссаров, а также праздношатающихся из других округов не появлялось, распространений панисламизма и политического брожения среди населения не было.
ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 8. Д. 20. Л. 201 и др.

№ 6

Предписание начальника Казикумухского округа Дагестанской области начальникам Казикумухского и Вицхинского участков об установлении негласного надзора за населением
10 сентября 1911 г.

Начальникам Казикумухского и Вицхинского участков
Предлагаю вам собрать негласно, лично и агентурным путем, не имеются ли в каких-либо селениях участка частные и мечетские школы с учителями из лиц, долго живших в Турции, Египте, Персии, Казанской и Оренбургской губерниях и там получивших образование; не изучаются ли в каких-либо школах турецкий язык, турецкая история, география и друг[ие] сведения о Турции; не замечается ли в каких-либо школах на учителях особая форма, например: турецкие фески, куртки. В результате немедленно же донести мне, указав фамилии учителей. Затем предлагаю принять к сведению, что в мечетских школах, медресе, мектебе, как конфессиональных, изучаются предпочтительно Коран, шариат, вообще решения, преподавание же других предметов, не относящихся к религии, является уже нарушением характера конфессиональных школ, а потому не должны быть допущаемы в них. Точно также, предлагаю принять все зависящее от вас меры к недопущению к преподаванию в сельских мусульманских школах лиц, получивших образование в Турции, Египте, Персии, Казанской и Оренбургской губерниях, если за их политическую благонадежность и благонамеренность не можете поручиться.
В частности, предлагаю Начальнику Вицхинского участка отправиться в сел.Хуты и негласно собрать сведения об образе жизни и занятиях Саадулы Гаджи – не занимается ли он обучением детей, чему и как обучает.
Полковник Киселев
Начальник Казикумухского округа
ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 8. Д. 20. Л. 248.

№ 7

Из предписания Департамента духовных дел МВД главам и чиновникам местной администрации о необходимости контроля за настроением населения
28 октября 1911 г.

Наместнику, Губернатору и далее начальникам округов
<…> Возникшей между Италией и Турцией войне в мусульманских кругах придается общемусульманское значение <…>
<…> В настоящее время ведется агитация среди всех мусульман, в том числе и магометан России, с целью возбуждения религиозного фанатизма против всех «неверных», в частности, в пользу всеобщего поднятия оружия для ведения священной войны (газават) и засим с целью бойкотирования итальянских товаров и собирания денежных средств на нужды турецких войск.
По поступившим в Министерство Внутренних Дел сведениям, среди нашего мусульманского населения начинают образовываться комитеты, цель которых заключается в вовлечении магометан России в религиозно-партийное дело для возбуждения интереса к Турции, для поддержания ее и нравственно и морально.
Уведомляя об изложенном явлении, могущем получить благодаря агитации, широкие размеры и серьезные последствия, предлагаю Начальникам округов и полицмейстерам обратить особое внимание на распространяющиеся в пределах вверенной мне области мусульманские журналы и газеты, а равно принять все зависящие меры к безусловному недопущению среди мусульманского населения агитации.
Независимо от сего надлежит наблюсти за тем, чтобы между мусульманами отнюдь не производилось каких-либо сборов пожертвований на нужды турецкого правительства в связи с происходящими ныне военными действиями <…>
Генерал-лейтенант (подпись неразборчива)
ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 8. Д. 20. Л. 263.

№ 8

Предписание начальника Бакинского губернского жандармского управления по розыску полковника С.Ф. Северитовского помощнику в Дагестанской области об агентуре
27 октября 1916 г.

№ 6902 Совершенно секретно
Помощнику моему по розыску в Дагестанской области
Вследствие телеграфного предписания Министра Внутренних дел, предписываю напрячь все усилия к самому детальному освещению настроения населения вверенного Вам района во всех сферах общественной жизни, озаботившись немедленным приобретением для сего солидных осведомителей и сотрудников и о последующем в кратчайший срок мне донести, а затем последовательно доносить о всякого рода отрицательных явлениях, имеющих общественное значение.
Полковник Северитовский.
ЦГА РД. Ф. 66. Оп. 2 Д. 26. Л. 1. Подлинник.


№ 9

Письмо помощника по гражданской части Кавказского наместника начальнику Бакинского губернского жандармского управления по розыску полковнику С.Ф. Северитовскому о необходимости изучения настроения населения. ноябрь 1916 г.

№ 5958 Совершено секретно
Милостивый Государь Сергей Фомич!
По дошедшим до меня сведениям, среди Кавказских мусульман происходит в настоящее время весьма серьезное брожение.
Вследствие этого прошу Вас обратить на настроение наших мусульман особое внимание, направив в этом отношении соответственным образом агентуру и наблюдение.
Вместе с тем, прошу Вас командировать в Дагестанскую область одного из опытных офицеров вверенного Вам Управления, для самого всестороннего изучения настроения и чаяний мусульман в настоящее время.
Командировка эта должна быть секретной и для нее должен быть избран благовидный предлог и соответственная обстановка. О последующем прошу донести мне.
Примите уверение в моем уважении и преданности. Князь В.Орлов.
ЦГА РД. Ф. 66. Оп. 2. Д. 26. Лл. 54, 54 об. Копия.

№ 10

Предписание начальника Бакинского губернского гражданского управления полковника С.Ф. Северитовского своему помощнику в Дагестанской области предпринять меры к изучению настроения населения
14 ноября 1916 г.

№ 8 Совершенно секретно
Лично
Помощнику моему в Дагестанской области
По содержанию настоящего письма предписываю принять все зависящие меры к детальному изучению настроения и чаяний мусульман в настоящее время, немедленно выехав для сего в те местности вверенного Вам района, в коих пребывание Ваше Вы найдете наиболее целесообразным, и о последующем спешно мне донести.
Начальник Бакинского губернского гражданского управления
Полковник Северитовский
ЦГА РД. Ф. 66. Оп. 2. Д. 26. Л. 55.


№ 11

Предписание помощника начальника Бакинского губернского жандармского управления в Дагестанской области начальникам округов Дагестана
13 декабря 1916 г.

Срочно
Совершенно секретно
Начальникам округов
В дополнение 2-ой части сношения моего о 16 июля сего года за №…, прошу уведомить меня в кратчайший срок, каково в настоящее время положение политического настроения местных мусульман и не происходило ли или происходит в настоящее время в районе вверенного Вам округа каких-либо подготовляемых явлений политического характера и возможно ли таковое.
Подполковник Лукьянов
ЦГА РД. Ф. 66. Оп. 2. Д. 26. Л. 58.


№ 12

Ответы начальников округов Дагестанской области Военному губернатору с одинаковыми ответами:
Конец 1916 г.

<…> Политическое настроение мусульман вверенного мне округа благожелательное и опасаться каких-либо антиправительственных вступлений не приходится <…>
ЦГА РД. Ф. 66. Оп. 2. Д. 26. Л. 59 и др.


№ 13

Донесение помощника начальника Бакинского губернского жандармского управления в Дагестанской области подполковника Лукьянова начальнику управления
23 декабря 1916 г.


№ 26. Совершенно секретно
Начальнику Управления
Рапорт
Во исполнение предписания Вашего в надписи от 14 минувшего Ноября за № 8 доношу, что по данным агентуры и по сведениям, полученным от Начальников округов Дагестанской области, политическое настроение мусульман области, в настоящее врем, вполне благожелательно. Никакой агитации против правительства не ведется, и ожидать каких-либо демонстративных выступлений, при настоящем положении дел нет оснований.
Кроме того, при поездках моих в гор.Дербент, в Кайтаго-Табасаранский округ и в г.Темир-Хан-Шура я вполне выяснил отсутствие на этих местах какого-либо брожения.
Дальнейшее изучение настроения и чаяний мусульман области все время продолжается и при первом получении о чем-либо серьезном, мною будет Вам тотчас же донесено.
Подполковник Лукьянов
ЦГА РД. Ф. 66. Оп. 2. Д. 26. Л. 59.

№ 14-15

Донесения начальника Бакинского губернского жандармского управления по розыску С.Ф. Северитовского помощнику по гражданской части Кавказского наместника о распространении панисламизма в регионе
12 января 1917 г. 

№ 14
Совершенно секретно
Записка № 1 по «Панисламизму»
Сведения Начальника Бакинского Губернского Жандармского Управления.
Агентура «Омар». Дата получения сведений 3 января.
Кто принял сведения от агентуры – Ротмистр Матегорин.

Сущность сведений
По поводу настроения в настоящее время мусульман Кавказа, необходимо отметить, что внимание их главным образом сосредоточено на вопросе о проведении в жизнь распоряжения о призыве мусульман на военные работы.
В этом направлении особенно остро реагируют мусульмане Северного Кавказа, в частности мусульмане Дагестанской и Терской областей.
По сведениям, между последними состоялось соглашение, по которому они обязались, ни в коем случае людей на работы не давать, и в случае насилия со стороны властей оказать вооруженное сопротивление, взаимно поддержав друг друга.
Особенно тревожное состояние отмечается в Терской области. На почве призыва на работы среди мусульман Терской области наблюдается особенная ненависть к русским, характерным показателем коей является ходячее среди мусульман выражение, что они готовы даже «сосать кровь русских».
По сведениям, в Терской области якобы имеется комитет по организации восстания, который субсидирует всех мусульман деньгами для приобретения оружия. При выдаче этих денег отбирается присяга, что ни на какие другие нужды эти деньги не будут израсходованы. Спокойствие в Терской области по сведениям агентуры «висит на волоске».
По тем же сведениям, настроение Дагестана менее острое и таковое могло бы свестись даже к полной лояльности, если бы препятствием к этому не служила местная администрация. Вся почти администрация Дагестана, начиная с низших чинов и кончая самим Губернатором, князем Дадешкелиани, занимается в самых широких размерах взяточничеством и широкие поборы в этом направлении, развившиеся за время состояние в должности губернатора князя Дадешкелиани, крайне возбуждают коренное население Дагестана. В связи с этим имя бывшего Губернатора генерал-лейтенанта Вольского вспоминается теперь мусульманами с особой любовью и уважением и управление его областью ставится ныне как пример справедливости и заботливого отношения к нуждам местного населения.
Означенное обстоятельство в связи с ожидаемым призывом на военные работы, является одним из главных подспорьев к возникновению брожения среди мусульман.
Самыми влиятельными и популярными деятелями мусульманского движения в Дагестане считаются Нажмеддин Эфенди (известный также под фамилией Гоцинский), Таджаддин Эфенди – житель селения Карабудахкент и некий Мулла Али Лау в Акушах. К голосу их прислушивается весь Дагестан и от решения их главным образом зависит то или иное направление политических воззрений местных мусульман. В настоящее время наиболее назревшими вопросами жизни, в смысле чаяния мусульман, являются следующие:
1. Уравнять мусульман во всех правах гражданства с русскими.
2. Преподавание в школах на родном языке.
3. Открытие средне-учебных заведений на родном языке.
4. Изъятие «вакуфных» сумм (суммы по различного рода завещаниям) из ведения МВД и передачи их в руки местных Шейх Уль Ислама и Муфтиев.
5. Назначение всех духовных мулл, кадиев, муфтиев и Шейх Уль Ислама по выбору.
6. Иметь представителей мусульман в Государственном совете.
7. Иметь депутатов от мусульман Туркестана и Киргизов в Государственной Думе.
8. Предоставить всем русско-подданным мусульманам приобретать недвижимость в туркестанском крае.
9. Возвратить все земли, отобранные в пользу русских поселенцев у туркмен, обличенных в минувшем году в мятеже против правительства.
10. Предоставить широко пользоваться разрешениями для поездок на богомолье, т.к. в Коране сказано, что «иннемель муг минуне их увэ тунь», т.е. в переводе: «действительно все правоверные братья».
Начальник Бакинского Губернского Жандармского Управления полковник Северитовский.
Верно: ротмистр Матегорин
<…> (Здесь написанное карандашом выделено курсивом. Почерк неразборчив, не поддается прочтению. Видимо это реакция на полученную записку).
Даргинский округ, 1560 домов, Т.Х.Шур. округе Тир <…> уч[ащих]ся 51.
Добровольцы = теперь не идут <…> хор. заработки = Надо [иметь большие льготы] пришел в добровольцы – от казны 300 р., а на руки <…>
Вся<…> их [основывается] на адатах и шариате. При мечетях и в сельских школах муллы препод[ают] на арабск[ом] языке, а в Самурск[ой] – на местном языке. Вопрос не возб[уждать], а стремиться таковое дать многим образование[ по] желанию. По вакфу Даг[естан], Тат[ария] и Куб[ань] не подчиняются<…>
Мулл, кадиев – все по[ вопросу] назначения, выбирает само общество.


Что сделано
Означенные сведения при совершенно секретном письме донесены Помощнику по гражданской части Наместника Его Императорского величества на Кавказе и Директору департамента Полиции по Особому Отделу от 12 января 1917 г. за №1-2.
Сведения препровождены для разработки Помощнику Начальника Бакинского губернского Жандармского Управления в Дагестанской области от 19 января 1917 г. за № 402.
ЦГА РД Ф. 66. Оп. 2. Д. 26. С. 71, 71 об., 72.

15

Совершенно секретно
Записка № 2 по «Панисламизму» января 1917 г.
Агентура «Мурад». Дата получения сведений 6 января.
Кто принял сведения от агентуры – ротмистр Матегорин.

Сущность сведений
В настоящее время настроение мусульман Кавказа следует охарактеризовать выжидательным.
Регулируется оно, главным образом, отношением их к набору на военные работы и может быть разграничено на две категории: 1) на настроение мусульман Закавказья, в число коего входит и Бакинская губерния и 2) настроение мусульман Сев[ерного] Кавказа, в число коего входит Дагестанская область.
Мусульмане 1-ой категории, будучи, как и все мусульмане, крайне недовольны призывом на военные работы, склонны, тем не менее, по своим внутренним мировоззрениям, идти чернорабочими на оборону и не оказывать противодействия, лишь бы не быть призванными в действующие войска, мусульмане же 2-ой категории, наоборот, предпочитают, в крайнем случае, быть лучше призванными в действующие войска и ни в коем случае не идти чернорабочими.
Эти два мировоззрения, резко разграничившись, существуют и поныне, и хотя со стороны некоторых лиц были сделаны попытки к взаимному соглашению, но таковые ни к каким результатам не привели.
По сведениям, одним из самых популярных на Сев[ерном] Кавказе лиц, дагестанцем Гаджи Нажмеддином Эфенди, известным под кличкой Гоцинский, были командированы из Дагестана депутаты (личности неизвестны), к проживающему в гор.Баку миллионеру Действительному Статскому Советнику Гаджи Зейнал Абдин Тагиеву, (16) влиятельному и популярному среди Закавказских мусульман, с целью выяснить намерения Закавказских мусульман на случай призыва их на военные работы, а также выказать свою готовность, оказать означенному призыву полное противодействие, вплоть до общего выступления всего Дагестана и вообще всех мусульман Северного Кавказа. Означенная миссия оказалась неудачной, т.к. со стороны Тагиева последовал ответ, что мусульмане Закавказья, в особенности Бакинские, не намерены, хотя и вынужденно, разделять взгляды дагестанцев, что требования правительства о призыве мусульман на работы они признают необходимым выполнить, и что желание дагестанцев оказать в этом направлении противодействие они не считают для себя обязательным.
После этого настроение дагестанцев нисколько не изменилось, и по собранным сведениям, в случае призыва на работы, они окажут призыву вооруженное сопротивление. Какой-либо планомерной организации к сопротивлению не ведется, т.к. дагестанцы почти сплошь вооружены и едва ли ни каждый из них считает сопротивление для себя обязательным.
Обращаясь к общему настроению и чаяниям мусульман Кавказа, необходимо отметить, что симпатии мусульман всецело на стороне Турции и проявляемая ими до сего времени наружная лояльность зависит главным образом от успехов русского оружия, в особенности на турецком фронте.
Сознательной частью мусульман ведется пропаганда, в целях воспитания общей массы к восприятию понятий о равноправии мусульман с другими гражданами и о необходимости твердого заявления об этом на мирной конференции.
В настоящее время наиболее назревшими вопросами жизни, в смысле чаяния мусульман, являются следующие:
1. Преподавание в школах на родном языке.
2. Открытие средне-учебных заведений на родном языке.
3. Изъятие «вакуфных» сумм (суммы по различного рода завещаниям) из ведения МВД и передачи их в руки местных Шейх Уль Ислама и Муфтиев.
4. Назначение всех духовных мулл, кадиев, муфтиев и Шейх Уль Ислама по выбору.
5. Иметь представителей мусульман в Государственном совете.
6. Иметь депутатов от мусульман Туркестана и Киргизов в Государственной Думе.
7. Предоставить право всем русско-подданным мусульманам приобретать недвижимость в Туркестанском крае.
8. Возвратить все земли, отобранные в пользу русских поселенцев у туркмен, обличенных в минувшем году в мятеже против правительства.
Что сделано
Означенные сведения при совершенно-секретном письме донесены Помощнику по Гражданской части Наместника Его Императорского Величества на Кавказе и Директору департамента полиции по Особому Отделу от 12 января 1917 г. за № 1-2.
Сведения препровождены для разработки Помощнику начальника Бакинского Губернского Жандармского Управления в Дагестанской области от 19 января 1917 г. за № 402.
Начальник Бакинского Губернского Жандармского Управления Полковник Северитовский
Верно: ротмистр Матегорин
Пометы: к п. 2 – «Не возникает желания», к п. 3 – «вакуфных. Ген[ерал] Са[…]луев <…>», к п. 5 – «Чл[ены] Гос[ударственного] с[овета] – татары от Дарг[инского] округа <…> Владикавказе».
ЦГА РД Ф. 66. Оп. 2. Д. 26. Л. 69, 69 об., 70.

№ 16

Предписание помощника начальника Бакинского губернского жандармского управления в Дагестанской области подполковника Лукьянова помощнику начальника Таркинского участка Темир-Хан-Шуринского округа Алтунову (в сел.Карабудахкент)
14 февраля 1917 г.

№ 9 Совершенно секретно
Прошу с получением сего в надписи на сем же, сообщить мне в самом непродолжительном времени, существует ли в сел. Карабудахкент житель сел. Таджаддин Эфенди. В утвердительном случае, прошу также сообщить, сколько ему лет, его точное имя, отчество, фамилию, прозвище, звание, имущественное состояние о поведении и нравственных качествах, его взглядах по отношению к русским и о его политической благонадежности и где он постоянно проживает. Когда отлучался он из сел. Карабудахкент на сколько времени и куда, круг его знакомых и почитателей, если таковые имеются.
Все просимые сведения прошу собрать совершенно негласно и совершенно секретно.
Подполковник Лукьянов
ЦГА РД. Ф. 66. Оп. 2. Д. 26. Л. 75.

№ 17

Предписание помощника начальника Бакинского губернского жандармского управления в Дагестанской области подполковника Лукьянова начальнику Даргинского округа
14 февраля 1917 г.

№ 9 Совершенно секретно
Прошу с получением сего в надписи на сем же, сообщить мне в самом непродолжительном времени, существует ли в сел.Акуша житель сел. Мулла Али Лау. В утвердительном случае, прошу также сообщить, сколько ему лет, его точное имя, отчество, фамилию, прозвище, звание, имущественное состояние о поведении и нравственных качествах, его взглядах по отношению к русским и о его политической благонадежности и где он постоянно проживает. Когда отлучался он из сел.Акуша на сколько времени и куда, круг его знакомых и почитателей, если таковые имеются.
Все просимые сведения прошу собрать совершенно негласно и совершенно секретно.
Подполковник Лукьянов
ЦГА РД. Ф. 66. Оп. 2. Д. 26. Л. 76.

Примечания:

1. Мектеб – начальная мусульманская школа
2. Северитовский Сергей Фомич – полковник, начальник Бакинского губернского жандармского управления по розыску.
3. Казикумухский и Вицхинский участки – административные единицы Казикумухского округа Дагестанской области.
4. Кайтаго-Табасаранский округ – административная единица в Дагестанской области.
5. Темир-Хан-Шура – бывшая столица Дагестанской области, ныне город Буйнакск.
6. Матегорин – ротмистр, жандармский офицер, терский казак, служил в Дагестане, эвакуировался с Добровольческой армией в Константинополь, откуда переправился в США. Его имя выбито на памятной доске перед храмом в Лейквуде.
7. Дадешкелиани Георгий Тенгизович – князь, военный губернатор Дагестанской области в 1916. Покинул должность 28 декабря 1916.
8. Вольский Сигизмунд Викторович (1852-?) - генерал от инфантерии. Образование получил в 1-м Павловском училище. Командир 13-го лейб-гренадерского Эриванского полка (1901), 1-й бригады 38-й пехотной дивизии (1905), 2-й бригады Кавказской гренадерской дивизии (1906), начальник 1-й Кавказской стрелковой бригады (1907). В 1908 г. переведен на военно-административную работу и назначен военным губернатором Карсской области. С 24.VI.1908 - военный губернатор Дагестанской области. 17.III.1915 назначен главным начальником Кавказского ВО. После Февральской революции во время чистки высшего комсостава (9.IV.1917) уволен от службы за болезнью с мундиром и пенсией.
9. Правильно: Гоцинский Нажмуддин (1859?-1925) – уроженец сел.Гоцо Аварского округа Дагестанской области. Один из известных религиозных деятелей на Кавказе конца XIX – нач. ХХ в. В мае 1917 г., на 1-ом съезде горских народов был избран муфтием Северного Кавказа. В августе 1917 г. в сел.Анди на 2-ом съезде горских народов Кавказа был избран имамом Северного Кавказа и Дагестана. Состоял кандидатом в Российское учредительное собрание. В марте 1919 г. – главноуправляющий шариатскими делами в правительстве Горской Республики. В 1920-21 гг. – организатор и руководитель повстанческого движения народов Нагорного Дагестана против Советской власти, после подавления которого скрывался, в 1925 г. арестован и приговорен советским судом к высшей мере наказания.
10. Правильно: Джамалуддин Хаджи Мамаев (?-1947) – уроженец селения Карабудахкент. Один из влиятельных религиозных деятелей Дагестана и Северного Кавказа периода революции и гражданской войны. Состоял кандидатом в Российское учредительное собрание. В мае 1917 г. во Владикавказе на 1-ом съезде горцев Кавказа избран членом совета алимов при ЦК Союза Объединенных горце Дагестана и Северного Кавказа.
11. Правильно: Акушинский Али Хаджи (1847-1930) – уроженец селения Акуша. Один из известных религиозных деятелей Дагестана периода гражданской войны. После Февральской революции на 3-ем съезде горских народов (январь 1918 г.) при поддержке представителей дагестанской Социалистической группы в противовес имаму Гоцинскому был провозглашен Шейх Уль Исламом Дагестана. В период борьбы с Добровольческой армией был избран почетным председателем Совета Обороны Северного Кавказа и Дагестана. Сторонник политики соглашения с большевиками для совместной борьбы против внутренней и внешней контрреволюции. После установления Советской власти в Дагестане отказался от идеи сотрудничества с ней.
12. Вакуф (вакф) – неотчуждаемое имущество, предназначенное для определенных целей. В более узком и общеупотребительном смысле – имущество, право собственности на которое по волеизъявлению учредителя вакфа (вакиф) ограничено пользованием всем или частью дохода или продукта
13. Шейх Уль Ислам – «старейшина ислама», высший религиозный авторитет.
14. Муфтий – знаток шариата, дающий разъяснение его основным положениям и принимающий решения по спорным вопросам в форме особого заключения (фетвы), основываясь на принципах шариата.
15. Тагиев Гаджи Зейнал Абдин (1823-1924) – известный азербайджанский миллионер, крупный промышленник, предприниматель, общественно-политический, государственный деятель, основатель Бакинского женского Александрийского русско-мусульманского училища.