История

История  »   Кавказская война  »   «БИТВА ПРИ АХУЛЬГО - ЭТО ВЕЛИКАЯ БИТВА, ПОДОБНОЙ КОТОРОЙ НЕ БЫЛО В ВЕКАХ!»

«БИТВА ПРИ АХУЛЬГО - ЭТО ВЕЛИКАЯ БИТВА, ПОДОБНОЙ КОТОРОЙ НЕ БЫЛО В ВЕКАХ!»

[опубликовано 20 Января 2017]

Хайдарбек Геничутлинский

 

[1839 г.]

 

... Повелитель правоверных Шамиль поспешил к городу Аргвани, ибо тот представлял собой, как бы ворота в страну, охра­няющие путь к крепости ислама - Ахульго.

Шамиль по прибытии остановился в самом городе Аргвани, а войска неверных встали тогда поблизости от него. Окружив му­сульманские полки, они напали на них со всех четырех сторон. Простые воины-многобожники, однако, вскоре побежали было прочь, но тогда их стали подталкивать к наступлению, напаивая предварительно допьяна. Всякий раз, впрочем, как начальникам неверных удавалось подстрекнуть своих воинов к наступлению, против них с обнаженными саблями выходили борцы за веру и от­бивали их ударами по шеям и головам.

Так сражались они в течение двух дней На третий же день не­верные напали на мусульман с одного лишь направления, с верх­ней стороны. Половина борцов за веру была тут обращена в бег­ство. Часть же их, запасаясь терпением, осталась в городе Аргва­ни сражаться за дело Аллаха. Эти борцы за веру вплоть до позд­него вечера убивали своих врагов, но и их самих так же убивали.

По улицам Аргвани потекли реки крови, ибо там, отбивая на­ступающих, пало мучениками много борцов за веру. Их было тог­да более двухсот человек. Сто из них - аргванийские герои. Остальные были из числа тех, кто явились на поле боя из других мест. Среди них оказался и испытанный в деле герой, тренирован­ный лев, ученый Хаджияв Тлохский.

Всего в той аргванинской битве пало мучениками за мусуль­манскую веру около пятисот душ аргванийцев и пришельцев из других мест. В огромной же вражеской армии количество убитых было таково, что не сосчитать.

 

Многобожники сожгли затем Аргвани, не оставив, как говорят, даже мусора и следов от строений, а также попортили посевы аргванийцев. Несмотря на это, они затем еще долго сидели на его развалинах.

Повелитель правоверных Шамиль вместе со своими людьми возвратился тем временем в Богохранимое Ахульго. Там же укры­лись тогда ашильтинцы и чиркатинцы, а также все те выходцы из других мест, которые полюбили шариат.

На Ахульго двинулись затем полки многобожников, находившиеся в то время в Аргвани, а также иные войска, которые наступали с востока. Главой многобожников был проклятый генерал Пулло.

Многобожники окружили наконец исламскую крепость Ахульго. Пушки свои они установили при этом по краям горок и холмов. На помощь этому войску неверных выступил и эмир хунзахцев Ахмадхан, который вывел в поле все свои полки, состоявшие как из искренних мусульман, так и из нечестивых мунапиков. Враги, таким образом, полностью окружили единобожников и затем обрушили на них дождь ядер из малых и больших пушек. Они также закрыли единобожникам путь к воде.

Утомительная осада, война против единобожников шли уже це­лых три месяца. У осажденных иссякли продукты питания и питье. Они испытывали сильную жажду и голод. Сон покинул их. При всем этом, однако, единобожники проявляли терпение и хладнокровие. Потеряв надежду сохранить свою тленную мирскую жизнь, они напрягли все свои силы и сражались, пылая страстью; встретиться затем в райских кущах. У борцов за веру не было ведь убежища, кроме их сабель, которые только и могли спасти их от многих тысяч врагов!

Против борцов за веру были многократно направляемы рус­ские воины, но те с обнаженными саблями сами выступали против них. Они рубили неверных по шеям и головам, и те падали наземь, подобно гнилым пальмовым стволам. Но не было видно конца их войску.

 

Самым же удивительным из того, что когда-либо видели глаза и слышали уши, было следующее. Выдающийся храбрец, мухаджир, аварец (ал-авари) Алибек, сын Хириясулава, был ранен в правое плечо ядром, выпущенным из большой пушки, причем так, что локоть был оторван, но висел на сухожилиях. Алибек же, продолжая сражаться с огромной страстью, сказал тут бойцам, которые находились вокруг него: «Отрубите-ка это!» ­- и указал на свой висящий локоть. Те, однако, не стали отрубать его и Алибек, наступив тогда на этот локоть ногой, сам отрубил его саблей, а затем продолжил битву, держа оружие в другой руке.

 

Наконец, Алибек был все же убит. Локоть Алибека, который был оторван ядром, отправили тогда к его раненой матери, которая лежала в постели. Когда мать увидела эту часть его руки, она сказала: «Хвала Аллаху, который предопределил сыну моему погибнуть в бою с неверными, а не умереть в кровати». Как же прекрасны эта мать и ее сын! Как прекрасны эта львица и этот лев!

 

Когда до Шамиля-повелителя правоверных дошла печальная весть о переселении Алибека в мир вечности, он произнес фразу из Корана:  «Мы принадлежим Аллаху и к Нему мы затем воз­вращаемся», а потом сказал: «Горе нам! Как же мы теперь будем противостоять врагам!»…

 

Проклятый Пулло увидел тут: сколь многие из приведенных им людей уже погибли от рук мусульман и какую стойкость проявляют повелитель правоверных Шамиль и его сподвижники борцы за веру, и тогда он предложил повелителю правоверных перемирие. Сей мужлан потребовал при этом у повелителя правоверных  его сына Джамалудина в качестве залога. Шамиль не согласился  на это, ибо не чувствовал себя в безопасности от возможного коварства  и обмана с его стороны. Затем, однако, усилились бедствия, испытываемые детьми и женщинами, a также умножились жалобы со стороны раненых, голодных и слабых. Учитывая слабость перечисленных лиц, претерпеваемые ими бедствия, тяго­ты, которые они вкушают - голод, жажду, недосыпание, а также обязательность перемирия с точки зрения шариата в случае, если отказ от него влечет за собой нанесение вреда мусульманам, Ша­миль согласился все же передать многобожникам усладу своих очей Джамалудина. Последние при этом обязались выполнить следующее условие имама - прекратить бой и возвратиться на свою территорию.

 

Когда, однако, сын Шамиля очутился в руках многобожников, те нарушили договор. Война возобновилась. Произошло это из-за того, что чиркеевский мунапик Биякай сообщил им о малочис­ленности мусульман, об истощении у них припасов, а также ука­зал многобожникам слабые места в их обороне. Дело в том, что этот Биякай, будучи послан к осажденным мусульманам для за­ключения мира, успел ознакомиться с положением последних.

 

Многобожники, собрав все свои силы, сражение, таким образом, возобновили. Они напали на мусульман отовсюду, где проходили дороги, ведущие на Ахульго, как легкие, так и трудные. Мусульмане же - все, кто только был в силах держать оружие или швырять камни, и мужчины, и женщины, вступили тут на путь священной войны.

Большая часть осажденных на Ахульго погибла мученикам за веру,  способными к продолжению боя оставались лишь сам имам и несколько мужей. В результате мусульманская крепость Ахульго под давлением силы врага в конце-концов пала. Имам же Шамиль и те, кто были тогда вместе с ним, прошли под покро­вом ночи между неверными, с обнаженными саблями в руках. Они прорвались через их ряды. Итак, часть тех, кто находились на Ахульго, погибла мучениками за мусульманскую веру. Кое-кто попал в плен. Кое-кто спасся.                                                        

Эх! Было, что было. «Сошлись-таки два кольца подпруги». То был воистину день, подобный малому светопреставлению. Люди были словно пьяные. Матери, кормящие грудью, забывали о своих грудных детях. Высокое и низкое сравнялись. Одна, к примеру, женщина из числа мухаджиров, сказала своему мужу: «Что же мы будем делать с нашим ребенком?» Муж ответил: «Это не тот день, когда заботятся о своих чадах. На каждом из нас лежит сейчас прежде всего обязанность участвовать в священной войне. Поэтому бери кинжал и сражайся. Мальчика же нашего оставь на это камне». Женщина взяла тогда кинжал, а затем, расстелив свой платок и положив на нее свое чадо, вступила в бой. Она сражалась рядом со своим супругом до тех пор, пока оба они не стали мучениками за веру. Да будет Аллах доволен ими обоими!

К числу женщин, которые пали тогда мученицами за веру принадлежит и жена повелителя правоверных Шамиля - Джавхарат, имевшая двухлетнего грудного ребенка. Этот ребенок, когда его затем нашли, сосал грудь своей мертвой матери. Вскоре и он умер.

Что касается другой жены имама - матери Газимухаммада; то она вместе с ним спаслась тогда от неверных; Газимухаммад был в то время семилетним мальчиком, который получил тяжелую рану.

Далее, к числу женщин-мучениц за веру принадлежит сестра выдающегося храбреца, красноречивого ученого, мученика за веру Сурхая Колобского - меча, обнаженного против неверных и тиранов. После гибели родного брата, дорогого ей Сурхая она одела его плащ (бурку - ?) и чалму, затянула на себе его боевой пояс, взяла в руки его саблю и бросилась на вражеское войско Она принялась бить и крушить врагов. Так действовала тогда сестра Сурхая Колобского! Наконец и она пала в бою и стала му­ченицей за веру, вслед за своим братом, которого она так жалела. Да будет Аллах доволен ими обоими!

Битва при Ахульго - это великая битва, подобной которой не было в веках! Многие благочестивые и добрые мужи приобрели там вечное блаженство!

Отметим также, что благодать, исходящая от мучеников за ве­ру, погибших на Ахульго, велика и широко известна. Многие божьи люди побывали там и приобрели столько божественной ми­лости и благодати, сколько пожелал Аллах.

 

Благородный шейх, совершенный в своей святости Алискер- хаджи (Али ал-Аскари) выявил там, к примеру, труп мученика за веру, который находился в пещере, расположенной высоко и в труднодоступном месте. Покойник был словно живой. Он не был подвергнут тлению, по сути дела вообще не изменился; кстати, и сейчас труп этого борца за веру в таком же состоянии и каждый может лицезреть его. Шейх Алискер возвел у входа в пещеру сте­ну, в которой оставил оконце, откуда можно смотреть на покойни­ка. Ныне это великая святыня, которую посещают паломники ради приобретения благодати.

После того, как крепость Ахульго была взята врагами, повели­тель правоверных Шамиль с семью своими товарищами, борцами за веру из числа оставшихся в живых, направился искать трудно­доступную местность и верных людей. В конце концов, Шамиль остановился на просторах Шатоя (Шубут). Шатоевцы дали ему приют и выказали соответствующее почтение, поступив по отно­шению к Шамилю точно так, как арабское племя бану-кайла - по отношению к пророку Мухаммаду. Да вознаградит Аллах этих шатоевцев - благочестивых мусульман, за их добрые дела!

 

Из  книги: Хайдарбек Геничутлинский. Историко-биографические и исторические очерки