История

История  »   Кавказская война  »   УЧАСТИЕ НОГАЙЦЕВ В НАРОДНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ ГОРЦЕВ ДАГЕСТАНА И ЧЕЧНИ

УЧАСТИЕ НОГАЙЦЕВ В НАРОДНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ ГОРЦЕВ ДАГЕСТАНА И ЧЕЧНИ

[опубликовано 1 Августа 2013]

Даниял Кидырниязов

 

 

НогаецДвижение горцев Северо-Восточного Кавказа 20–50-х годов XIX века было и остается одной из актуальных тем отечественной историографии. Причина столь пристального интереса исследователей к этому событию объясняется его географической, этнической и хронологической масштабностью, значительностью его социально-экономических и политических последствий.


Ногайцы, как и другие местные народы, жившие в центральных районах Северного Кавказа, в силу ряда причин, не испытали на себе большого влияния движения горцев под руководством Гази-Мухаммада. Документальные факты свидетельствуют о том, что часть ногайцев, хотя и сочувствовала повстанцам, а некоторые даже участвовали в народно-освободительном движении горцев, под давлением опасности со стороны близлежащих царских крепостей и кордонной линии не могла принять активное участие в борьбе с царизмом.

Однако архивные документы показывают, что эндиреевские, костековские, аксаевские, тарковские ногайцы активно участвовали в начальном этапе народно-освободительного движения горцев Дагестана и Чечни под руководством Гази-Мухаммада.


Многочисленные архивные документы показывают, что к ногайцам приходили агитаторы из среды горцев, чтобы привлечь их к движению. Например, в октябре 1831 г. к ногайцам приезжали горцы во главе с абреком Абдулкеримовым. Ногайцы дали им для продовольствия баранов и «учинили между собою присягу о приезжавших к ним начальству не заявлять» 1 . За сопротивление местной администрации царское правительство в отдельных случаях расселяло местные народы в русских селах и станицах и даже выселяло в другие губернии. Так, в 1832 г. Николай I в наказание за участие в борьбе против царизма предложил русской администрации переселить в Саратовскую губернию 300 ногайских семей. Их предлагалось расселить мелкими партиями с тем расчетом, чтобы следующее поколение уже ничего не знало о прежних обычаях и обрусело 2. Победы вооруженных повстанцев над царскими отрядами и силами местных владетелей послужили сигналом к массовым волнениям населения в подвластных царизму районах Дагестана. По сообщению Прушановского, в лагерь Гази-Мухаммада «начали стекаться все храбрейшие горцы Дагестана» 3 .


Вскоре Гази-Мухаммад перенес свои действия в Северный Дагестан, который в это время был охвачен восстанием. Здесь главным театром военных действий между повстанцами и царскими войсками стала крепость Внезапная, а также Кумыкская плоскость. Еще до похода отряда имама Гази-Мухаммада Внезапная была обложена салатавцами, чеченцами, а также жителями ок-рестных кумыкских и ногайских сел.


Когда Гази-Мухаммад прибыл под крепость Внезапную, «все кумыки, исключая одной деревни Аксаевской, уже передались ему» – доносил генерал Эмануэль управляющему главным штабом генерал-адъютанту Чернышеву, – а жители деревни Кази-юрт переселены все Кази-Муллою к Костекам» 4.


Вместе с тем восстание в подвластных царизму районах Дагестана все ширилось, многие жители Засулакской Кумыкии (кумыки и ногайцы), оставляя свои насиженные места, уходили в более недоступные для русских войск места. Такие крупные селения, как Кази-юрт, Чонтаул, Костек и некоторые другие стали почти безлюдными 5. О широком участии жителей Засулакской Кумыкии в восстании против царских властей свидетельствует и сообщение Служивого, который отмечал, что появление отряда генерала Эмануэля «заставило удалиться в горы» Гази-Мухаммада из-под Внезапной, но, тем не менее, кумыки толпами стали уходить под знамена имама» 6.
В одном из архивных материалов говорится о переходе на сторону Гази-Мухаммада во время его действий под крепостью Внезапной не только крестьян и узденей Засулакской Кумыкии, но и некоторых князей, состоящих на царской службе 7.


Н.А. Волконский отмечал, что «андреевские и костековские ногайцы» примкнули к осаждающим крепость Внезапную 8.
Когда царские войска были заняты подавлением восстания в Южном Дагестане, Гази-Мухаммад предпринял поход в Засулакскую Кумыкию, где к нему присоединились жители Эндирея, Аксая и близлежащих чеченских сел 9.


После жестоких карательных действий царских отрядов в Засулакской Кумыкии, а также погрома в Верхнем Чирюрте, устроенного отрядом генерал-майора Вельяминова, который, как указывал Н.А. Волконский, имел большое «влияние на кумыков и на остальных ногайцев, доселе ... упорствовавших ... отложившиеся кумыки и ногайцы стали поспешно водворяться на прежних местах и к 10 ноября возвратилось до 145 семейств в Кази-юрт, в Чонтаул до 70 семейств, а Костек до 30 семейств» 10.
После поражения восстания в Засулакской Кумыкии и Чечне Гази-Мухаммад вынужден был возвратиться во внутренний Дагестан. Он остановился в селении Ирганай и стал укреплять подступы к нему. Сюда ему на помощь, по сообщению Мухаммад-Тахира, пришли «его последователи из Чечни и Кумыкской плоскости» 11.


Всенародная любовь к имени и делам Гази-Мухаммада, его сподвижникам рождала у ногайцев легенды и предания, пословицы и поговорки, героико-исторические песни.
В том, что ногайцы поддержат его, Гази-Мухаммад был уверен, так как он хорошо знал ногайцев. Еще в начале 20-х годов XIX в. Гази-Мухаммад пробыл год среди ногайцев. Он учил ногайских детей в медресе Корану. В 1823 г. Гази-Мухаммад вместе со своим учеником Шамилем поехал к ногайцам учить их детей Корану. Шамиль пробыл у ногайцев недолго, так как вскоре Гази-Мухаммад получил известие, что умер его отец. Поэтому Гази-Мухаммад был вынужден вместе с Шамилем вернуться домой 12.
Вполне вероятно, что Гази-Мухаммад и Шамиль намеревались привлечь ногайцев к народно-освободительному движению горцев 13.
Таким образом, отношение ногайцев к народно-освободительному движению горцев Дагестана и Чечни было положительным.

 

1.  Рук. Фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 15. Л. 141.
2. АКАК. Т. VIII. С. 770.
3. Рук. Фонд Гос. публ. библиотеки им. Салтыкова-Щедрина. Ф. 100. Оп. 2. Д. 122. Л. 29-29 об.
4. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50-х гг. XIX в. Махачкала, 1959. С. 95.
5. Волконский Н. А. Война на Восточном Кавказе с 1824 по 1834 гг. в свя¬зи с мюридизмом // Кавказский сборник. Т. 14. Тифлис, 1892. С. 223.
6. Служивый. Очерки покорения Кавказа. СПб., 1877. С. 56.
7. РГВИА. Ф. 13454. Оп. 2. Л. 2-14.
8. Волконский Н. А. Указ. соч. С. 22.
9. АКАК. Тифлис. Т. 8. Д. 5. С. 670.
10. Волконский Н. А. Указ. соч. С. 158.
11. Мухаммад-Тахир ал-Карахи. Три имама. Махачкала, 1990. С. 10.
12. Кавказский календарь на 1861 г. Тифлис, 1860. С. 13.
13. Там же. С. 13.



Газимухаммед и начальный этап антифеодальной и антиколониальной борьбы народов Дагестана и Чечни. Сб. материалов. Махачкала, 1997. С. 151-153.