История

История  »   Кавказская война  »   МУХАММАД Ал-ЙАРАГИ И ЕГО ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ...

МУХАММАД Ал-ЙАРАГИ И ЕГО ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ...

[опубликовано 26 Марта 2013]

Аликбер Аликберов

 

Мухаммад ал-Йараги и его духовное наследие: К вопросу о религиозных основах Кавказской войны

 

Удивительно, но факт: при всем многообразии литературы, посвященной драматическим событиям Кавказской войны под руководством дагестанских имамов, самым известным из которых был Шамиль, издания письменных источников этого периода можно сосчитать по пальцам. При этом духовное наследие ближайшего духовного наставника Шамиля – Мухаммада ал-Йараги – и вовсе оставалось в тени. А между тем Мухаммад-афанди б. Исма’ил б. Камал б. Назир ал-Йараги ал-Курали – историческая личность, сыгравшая одну из ключевых ролей в событиях Кавказской войны XIX в. Как известно, именно из его уст впервые прозвучал призыв к «священной войне». И именно он в определенной степени заложил идеологическую основу движения Шамиля.

Во всех народно-освободительных движениях XVIII–XIX вв. просматривается общая тенденция совмещения организационных форм суфизма, его культов, морально-этических и практических установок, с одной стороны, и идеи возврата к чистоте первородного ислама, с характерным для этой идеи культом пророка Мухаммада, с другой. Сиди Мухаммад ас-Сануси, основатель-эпоним братства ас-санусийа и руководитель антиколониальной борьбы в Киреанаике (Ливии), был связан с суфийскими братствами ал-кадирийа и аш-шазилийа, допускал их ритуалы, мистические радения и в то же время, как и Шамиль, запрещал пользоваться музыкальными инструментами, петь и плясать во время зикра. Сануситы называли свое братство ат-тарика ал-мухамадийа, поскольку для них был характерен культ пророка Мухаммада. Точно так же называлась экзотерическая дисциплина, которая в синтезе с доктринами ан-накшбандийа, ал-кадирийа и ал-чиштийа освящала антиколониальную борьбу в Индии в XIX в.

Фундаменталистский культ пророка Мухаммада, распространившийся в Дагестане еще в начале XVIII в. и сохранившийся до сих пор , лежал и в основе движения Шамиля, несмотря на то, что оно использовало религиозную практику и организационные принципы суфизма. Опираясь на идеологию «чистого» ислама, Шамиль приспособил к реальным условиям борьбы все, что осталось от духовного опыта, в том числе и суфийского, в мусульманских обществах Дагестана и Чечни начала XIX в., использовав для этого и организационную структуру суфийских братств: мурид здесь – уже не послушник суфийского шайха, а воин (Аликберов, 1994, 197). Как следствие, ислам в XIX в. окончательно утверждается в горных районах Дагестана и Чечни, которые прежде являлись зоной традиционного влияния христианской Грузии. В ходе кавказской войны на стыке Дагестана и Чечни Шамиль создал теократическое государство – имамат, в котором действовали шари‘атские суды и исламское управление. Под влиянием событий Кавказской войны на Северном Кавказе создаются сочинения, обогатившие духовное наследие местных ответвлений ан-накшбандийа, с типичными для своего жанра названиями . Среди суфийских авторов этого времени наибольшее влияние на руководителей движения горцев оказали шайх Мухаммад-афанди ал-Йараги и его ученик, впоследствие известный в Дагестане шайх Джамал ад-дин ал-Газигумуки. Духовная генеалогия ал-Йараги, которая приводится в ал-Адаб ал-мардийа ал-Газигумуки, включает в себя имена пророка Мухаммада, халифа Абу Бакра, имама Джа‘фара ас-Садика, а также суфиев Абу Йазида ал-Бистами и Хваджа Ахрара. Утверждая, что мрак невежества рассеивает только «солнце шари‘ата», ал-Йараги в своем ал-Касида ат-та’ийа ал-кубра (с. 108–109) подчеркивал важность овладения сокрытым знанием. При этом он явно находился под влиянием культа пророка Мухаммада: в стихотворной форме ал-Йараги (там же, 109–123) описывает чудесное вознесение Пророка на небеса и его встречу с Богом, рассказывает о заступнической миссии Пророка, о его духовных качествах, предках, матери и ее предках, о кормилице Пророка и ее песнопениях, о детях и женах Пророка. Созданная в тот же период суфийская касида Са‘ида ал-Аракани – показательный пример преемственности традиций жанра в Дагестане.

Сборник арабоязычных трудов Мухаммада ал-Йараги издан в типографии М.Мавраева только в 1910 г. В основу литографического издания была положены рукописные материалы, переписанные единым почерком катибом ‘Исой ад-Дагистани. Сборник включает в себя «Большую поэму ат-та’ийа» (ал-Касида ат-та’ийа ал-кубра), короткую «Малую поэму ат-та’ийа» (ал-Касида ат-та’ийа ал-сугра), тексты желательных молитв, переписку самого шайха с самыми разными людьми и обществами, а также тайную молитву его ученика, Джамал ад-дина ал-Газигумуки. Рифма в обоих поэмах заканчивается на букву та’. Во вводной части сборника Мухаммад ал-Йараги назван «наставником братства ан-накшбандийа» и «мухаджиром во имя Аллаха». Обе касиды посвящены шафиитам (см. об этом во втором предисловии к Большой поэме). В третьем предисловии речь идет об испытании природной сущности человека (ан-нафс) и противодействии собственным страстям. Ал-Йараги объясняет, что он сам начал бороться со своими страстями по внушению Всевышнего.

В тексте Большой поэмы восхваляются предшественники ал-Йараги, которые составляют его духовную генеалогию. Силсила шайха приводится и в ал-Адаб ал-мардийа фи-т-тарик ан-накшбандийа Джамал ад-дина ал-Газигумуки (с. 27–30), но с некоторыми различиями: пророк Мухаммад – Абу Бакр Правдивейший – Салман ал-Фариси – Касим б. Мухаммад б. Аби Бакр – Джа‘фар б. Мухаммад ас-Садик – Абу Йазид Тайфур б. ’Иса ал-Бистами – Абу-л-Хасан (‘Али б. Джа‘фар) ал-Харакани – Абу ‘Али (Фадл б. Мухаммад) ал-Гармади – Йусуф ал-Хамадани – Абд ал-Халик ал-Гинджувани – ‘Ариф ар-Ривкири – Махмуд Инджир ал-Гафнави – Хазрат ‘Али ар-Рамати – Мухаммад Баб ас-Самаси – Са‘ид Амир ал-Кулали – Мухаммад Увайс ал-Бухари – Мухаммад б. Мухаммад ал-Бухари, известный как ‘Ала ад-дин ‘Аттар – Йа‘куб ал-Чархи ал-Хасари – ‘Абд Аллах (Убайд Аллах) ас-Самарканди, известный как Хваджа Ахрар – Мухаммад аз-Захид – Дарвиш Мухаммад – Хваджа-ака ас-Самарканди ал-‘Амканаки – Мухаммад-баки – Ахмад ал-Фаруки ас-Сарханди – Мухаммад Ма’сум – шайх Сайф ад-дин – Са‘ид Нур-Мухаммад ал-Бадвани – Хабиб Аллах ал-Марзуджани – ‘Абд Аллах ад-Дихлави – Халид ас-Сулаймани – Исма‘ил ал-Курдамири – Хас-Мухаммад аш-Ширвани – Мухаммад афанди ал-Йараги – Джамал ад-дин ал-Газигумуки.

После этого анализируются религиозные и этические темы, составляющие традиционную основу любого суфийского сочинения: молитвы, покорность Богу, восхваление Бога, самопожертвование на Пути к Аллаху. Однако отличие этого сочинения от традиционных суфийских источников – в том, что термины раскрываются не абстрактно, сами по себе, а на примере пророка Мухаммада. Далее следуют разделы об имени Пророка, его предках, матери и ее предках, его кормилице и ее пении, добродетелях самого пророка Мухаммада, его знамениях и чудесах, его чудесном вознесении на небеса, его роли как заступника перед Аллахом, наконец, о детях и женах Пророка. В заключительной части Большой поэмы ал-Йараги выражает надежду в том, что это сочинение может быть полезно для читателей.

Переписчик ‘Иса ад-Дагистани, текст которого лег в основу литографии, утверждает, что он делал правку с рукописи, написанной почерком самого ал-Йараги. Это значит, что в 1910 г. рукописи ал-Йараги были еще живы.