История

История  »   Гражданская война  »   ГОРСКАЯ МОНАРХИЯ МУДЖАХИДОВ...

ГОРСКАЯ МОНАРХИЯ МУДЖАХИДОВ...

[опубликовано 27 Февраля 2009]

Парамонов Олег

 ГОРСКАЯ МОНАРХИЯ МУДЖАХИДОВ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СИМВОЛИКА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ЭМИРАТА В 1919-1920 гг. 



Узун-ХаджиЛетом 1919 г. шейх Узун-Хаджи решил освободить Ведено от русских. Глава мусульман Северного Кавказа, не имея достаточно сил и оружия, приказал с молитвой на устах идти на Ведено. В ту же ночь укрепление покинули все бойцы Добровольческой армии...
Ежедневная Грозненская газета «Терское Эхо» писала еще в начале июля 1919 г.: «... Узум-Хаджи продолжает возмущать горную Чечню и организовывать находящихся там большевиков. Своим начальником штаба Узум-Хаджи назначил большевика Шерипова, который передал ему два миллиона большевистских денег для агитации среди чеченцев в пользу выступления против Добрармии. Кроме того Узум-Хаджи привез с собою из Азербайджана для организации восстания чеченцев около 4 млн. и начал печатать свои собственные деньги и выпускать их в горной Чечне».


В этот период, когда в горах оставались лишь кредитки бывшего Терского Совнаркома, изъятые из обращения на территории, контролировавшейся Добровольческой армией, Узун-Хаджи заверял их платежеспособность оттиском собственной перстневой печати. «Хусам аль-фукара Узун Хаир»: «Слуга бедных Узун-Хаир» – гласил текст этой печати-мухура.

Историю государственного образования, созданного в горах Чечни и Дагестана, можно четко разделить на два периода. Строительство «Северо-Кавказского Эмирата» начинается с прибытием к повстанцам Иналука Арсанукаева. При царском правительстве он служил приставом, женился на грузинской княжне и посему именовал себя княжеским титулом: отныне Иналук Арсанукаев становится Магомет-Камиль-Ханом, «князем Дышнинским», по имени тейпа дышни. Вскоре после начала нового, 1338 года по мусульманскому календарю, 16 числа месяца мухаррама (11-го октября или 28 сентября ст.ст.) «его величество имам и эмир-шейх Узун-Хайр-Хаджи хан» назначает Камиль-Хана Дышнинского «садр аль-азамом» (Великим Визирем) эмирата, поручив ему составить кабинет министров.

Реконструкция О.ПарамоноваВременная столица образовавшегося государства была учреждена в ауле Ведено. С небывалой энергией премьер-министр взялся за государственное строительство. «По примеру благоустроенных государств» Великим Визирем проводится целый ряд мер по организации государственного управления на «территории подвластной шариату». Строятся структуры гражданского и военного руководства, создается налоговая и финансовая система, разрабатываются геральдические символы. Уже в октябре 1919 г. на Государственной печати Великого Визиря фигурирует оригинальное изображение полумесяца с тремя звездами – малый герб Эмирата.
С точки зрения исламского права, собственная монетная чеканка («сикка»), наряду с упоминанием имени правителя в пятничной молитве («хутба»), – два необходимых признака государственного суверенитета. Вскоре усилиями Дышнинского было организовано производство собственных денежных знаков.

Государственный герб Северо-Кавказского Эмирата

Прообразом государственного символа горской монархии послужил один из вариантов старинного герба Грузинского царства. Сохранив исходную композицию основы, герб был модернизирован в соответствии с традициями ислама и нуждами мусульманского государства. Вторым по значимости прототипом государственного символа становится герб бывшей Османской империи, чья символика явно прослеживается в гербе Северо-Кавказского Эмирата. Щит круглой формы, диск – являлся традиционной формой кавказской эмблематики, связанной с древнейшим культом солнца. Во всех вариантах данного герба поле имеет вытянутую, овальную форму, сходную с формой геральдического щита в турецком гербе. На кредитных билетах, выпускавшихся в 1919-1920 гг., помещались произвольные изображения государственного герба, зачастую довольно сильно разнящиеся. Объединяет все эти гербовые изображения лишь наличие основных геральдических атрибутов. 

Банкнота эмиратаI. Весы. Основной фигурой герба Эмирата стали весы. В отличие от западноевропейского представления как о символе только правосудия, в представ¬лении мусульман весы (адалят) – это один из главных постулатов ислама: «Ада-лят» – социальная справедливость, принцип равенства, нивелирующий личное происхождение, социальное положение и этническую принадлежность. Согласно этой доктрине перед Аллахом равны все верующие от халифа до рядового мусульманина.

II. Коран и знамя. Священное зеленое знамя ислама лежит на левой (геральдически – правой) чаше весов, на правую чашу (геральдически – слева) положен Коран. Вследствие ошибки резчика на одном из кредитных билетов (в 50 рублей) помещено было зеркальное изображение герба.
Зеленое знамя символизирует еще один постулат ислама: «джихад» – священную войну против неверных. Изображение знамени, показанное на гербе, прорисовано достаточно тщательно, с соблюдением мелких деталей: древко заканчивается навершием в виде полумесяца (на варианте герба, помещенного на медной монете в 10 туманов, полумесяц изображен со звездой). На некоторых вариантах герба отчетливо виден металлический конец древка – подток.

III. Полумесяц и три звезды. Звезда и полумесяц – привычная симво¬лика для мусульманских государств. Сопровождающая полумесяц звезда аль-Терек – звезда «великого счастья». По сей день изображение полумесяца со звездой широко используется в эмблематике мусульманских государств, отличаясь цветом – белый (серебряный), зеленый или красный. Изображаемый, как правило, рогами прямо вверх или влево, иногда повернутым влево вверх на три четверти, полумесяц сопровождается изображением пятилучевой звезды.
Труднообъяснимо семантическое значение изображения именно трех звезд в малом гербе Эмирата. Ни одно из возможных пояснений того, что именно символизировала эта тройка, пока что не кажется убедительным. К примеру, в проекте герба Горской Республики «семь серебряных или белых пятиконечных звезд», согласно описанию, соответствовали «7 странам Горской Федеративной Республики). В то же время ни одного убедительного объяснения, что же должны были символизировать три звезды в гербе Эмирата, пока что не найдено. 

IV. Корона. Среди регалий, изображаемых в гербах как символ монархической власти, на первом месте стоит изображение короны. Государственный герб Эмирата венчает изображение короны в виде обруча с 6 видимыми зубцами, украшенными жемчужинами. Увенчивает корону полумесяц (иногда изображаемый на центральном – седьмом зубце). Изображение короны в гербе украшено чалмой. Чалма – традиционный головной убор мусульман, состоящий из полотнища легкой ткани, которое обтягивалось вокруг головы поверх тюбетейки, фески или другой шапочки. Считалось, что чалма должна стать саваном для своего владельца, если смерть застанет его в дороге, и больше не в чем будет его хоронить, поэтому ее длина составляла 8 метров. Согласно мусульманской концепции единства религиозной и политической власти, исламское государство имело теократический характер, что наглядным образом закреплялось и в государственной эмблеме. Корона – символ суверенной светской власти – обвязана чалмой – символом духовной власти имама. Таким образом, помещение над гербом подобной короны отража¬ло теократический характер горской монархии.

V. Оружие. Достаточно характерной деталью герба стало изображение винтовки (вариант на 500-рублевом билете – винтовка со штыком) и шашки, служащих основанием для весов. Введение в символику герба оружия было отнюдь не беспрецедентным. Оружие – мечи и кинжалы, всегда являлись деталями оформления традиционных гербов. Характерна манера расположения оружия на гербе. Семантическое значение расположенного острием вверх, как военного символа, в отличие от направленного вниз, как символа памяти павших. Таким образом, подчеркивается значение изображения на гербе – оружие газавата, священной войны.

Эволюция герба Эмирата в 1920 г.

Монета эмиратаК апрелю 1920 г. на «монетном дворе» в Ведено шли подготовительные работы по изготовлению новых типов «кредитных билетов». Мелкие номиналы кредитных билетов планировалось заменить монетой, чеканка которой была налажена в Ведено. На лицевой стороне монеты в 10 туманов (100 рублей) изображен герб Северо-Кавказского Эмирата в линейном ободке, окруженном пятнадцатью звездами. Кроме того, в поле монеты, под коромыслом весов, помещены еще шесть звезд, изображение которых в качестве декоративного элемента не относится к принятому начертанию герба.

Над гербом помещен текст: «Узун-Хаир – Гази-Хан». Титулов газы («борец за веру») или аль-фатих («завоеватель») удостаивались уважаемые лица, деяния которых перед исламом заслуживали почетных званий. Как правило, это были мусульманские правители. Монета в 10 туманов является единственным документальным источником, в котором термин «гази» входит в титул имама Узун-Хаджи.

На новых бумажных и медных деньгах государственный герб, сохраняя по большей части общий рисунок образца 1919 г., все более модернизируется. Наиболее характерны отличия от стандартной схемы в оформлении уникального кредитного билета в 500 рублей нового образца, подготовленного к печати весной 1920 г.
В прямоугольных рамках, расположенных сверху по сторонам от герба, помещена легенда с титулатурой. Надпись выполнена была в виде стилизации под каллиграфический шрифт «королевский дивани», который был разработан оттоманскими каллиграфами специально для использования в официальных документах. Надпись на арабском языке гласила: «амир улъ-муминин фи Шгшали Кавкас аль-Хаджж Узун-Хаир» (Повелитель правоверных на Северном Кавказе Хаджи Узун Хайр).

Вверху в центре знака, под арочным изгибом, образованном переплетенными линиями, помещена была тугра, выполненная по образцу османских владетельных султанов. Собственно «тугра» – это каллиграфически вы¬полненный и орнаментально украшенный личный знак правящего монарха, содержащий его имя и титулы. Изобразительное решение тугры различных мо¬нархов подчинялось определенному графическому канону: три центральных «знамени» (знак, отождествляемый силуэтно со словом «Аллах» в арабском написании), пирамидальность нижней части корпуса, два крупных завитка слева от корпуса знака, параболический изгиб шлейфа – тоже слева от корпуса.

Под влиянием парадно-канцелярского делопроизводства турецкого султана в Северо-Кавказском Эмирате была создана собственная тугра наследника престола. Ниже приведены прорисовки, выполненные с изображения проекта денежного знака. В тугру вписано имя – «Мухаммад Дервиш». Это сын и наследник эмира Узун-Хаир Хаджи – Мухаммад-Дервиш Хаджи. Сын имама, являясь Великим Визирем (заменившим на этой должности Дышнинского), являлся вторым лицом в иерархической системе Эмирата и престолонаследником.

Санджак – Государственный флаг Северо-Кавказского Эмирата

Реконструкция О.ПарамоноваГосударственным флагом Северо-Кавказского Эмирата стало зеленое полотнище – священное зеленое знамя ислама. Выходившая в эмиграции газета «Вольный Горец» сочла необходимым разместить на своих страницах следую¬щий текст: «Зеленое знамя. Историческая справка. В настоящее время много говорят о зеленом знамени панисламизма, но широкая публика имеет очень слабое представление о том, что же такое это зеленое знамя пророка? В связи с этим небезынтересна настоящая историческая справка. Под именем «Санджак Шериф» в мусульманском мире известно священное знамя Мухаммада, основателя ислама. ... Происхождение «санджак-шерифа» таково: когда Мухаммад лежал на смертном одре, к нему пришли проститься вожди, отправлявшиеся в поход против непокорного языческого арабского племени, и Мухаммад, а по преданию других, жена его Айша, отцепила от входа в палатку занавес зеленого цвета, и из него было сделано знамя, чтобы мусульманам оно говорило о верности пророку и исламу во время ведения священной войны...».

Единственным документальным источником по вексиллографии Северо-Кавказского Эмирата служат сохранившиеся денежные знаки, на которых помещено изображение государственного флага. На Государственным флаге Эмирата (полотнище с соотношением сторон 1:2), в центре помещено изображение белого полумесяца, обращенного вверх и три белые звезды над ним.

Реконструкция О.ПарамоноваСовершенно иное изображение флага помещено на пробном оттиске подготовленного весной 1920 г., но так и не выпущенного в обращение кредитного билета достоинством в 1000 рублей. Полотнище с каймой-полосой вдоль краев знамени, в центре которого изображена звезда между двух обращенных друг к другу полумесяцев.

К весне 1920 г. судьба Горской монархии была решена. Впоследствии эмигрант Теми-Хан писал: «Эмиру «повезло»... Только своевременная смерть-избавительница в начале марта 1920 г. избавила малюсенького монарха с великой амбицией от неизбежной чекистской пули в затылок... Этой безжалостной чекистской пули не избежал премьер-министр карликового Эмирата, благородный сын Чечни – сын Дышнинского узденя, статный мужчина и любимец женского пола Иналук Арсанукаевич Камиль-Хан и его бравые «министры», безжалостно замученные в темных подвалах Ростовского и Грозненского Чека...». Активный участник борьбы за выбор будущего на Северном Кавказе, автор книги «Авантюристы в Гражданской войне» И.П. Борисенко заканчивает свой труд следующими словами: «Сорганизовав правительство, назначив всюду губернаторов, сколотив даже армию, Дышнинский не создал государства, ибо горская буржуазия тянулась к Деникину, к трехцветному знамени буржуазии и черному орлу царя, беднота же шла к красному знамени большевиков-повстанцев и умирала рядом с ними за Советы. Беспомощно повисло зеленое знамя золотого полумесяца. В его защиту в момент смертельной борьбы классов горцы не пошли...».