История

История  »   Восстание 1877 года  »   ОТРАЖЕНИЕ СОБЫТИЙ 1877-1878 гг. В ЛИТЕРАТУРЕ И ФОЛЬКЛОРЕ КУМЫКОВ

ОТРАЖЕНИЕ СОБЫТИЙ 1877-1878 гг. В ЛИТЕРАТУРЕ И ФОЛЬКЛОРЕ КУМЫКОВ

[опубликовано 14 Марта 2010]

Оразаев Гасан

 

Грандиозное по своим масштабам восстание, охватившее Чечню (Терскую область) и Дагестан, в особенности во второй половине 1877 года, хотя и было кратковременным, получило широкий резонанс в Российской империи и за рубежом. Восстанием было охвачено более пятисот населенных пунктов. Идеологическими (религиозными) руководителями антиколониального восстания были провозглашены Алибек-Хаджи Алданов в Чечне (13 апреля) и Мухаммад-Хаджи, сын шейха Абдурахмана Согратлинского, в Дагестане (30 августа).


Это событие оставило неизгладимый в след истории южных (кайтагских) кумыков. «Город» Башлы, который считается одним из основных очагов восстания 1877 г., был сожжен дотла царскими войсками, предводительствуемыми генерал-майором Комаровым. В восстании активно участвовали также жители некоторых южнокумыкских селений – Каякент, Янгыкент, Маджалис и пр., а также близлежащие терекемейские села. Восстанием были охвачены многие аварские, чеченские, газикумухские (лакские), даргинские, лезгинские, табасаранские аулы.


Естественно, оно не могло быть обойдено в словесности народов нашего многонационального края. В произведениях устного народного творчества и письменной литературы кумыков, некоторые из образцов которых приводятся ниже, отражены отдельные события этого грандиозного события, пронесшегося в нашем горном крае быстротечно, как сверкание молнии во время сильного дождя.


Во многих памятных записях, созданных в прошлом на кумыкском языке (арабографическим шрифтом) зафиксировано появление на исторической арене нового имама – Алибека-Хаджи, предводителя восставших горцев. (См.: Оразаев Г.М.-Р. Исторические сочинения Дагестана на тюркских языках. Махачкала, 2003. С. 272, 281, 284. 286, 288, 289, 291).


В фольклорной поэзии кумыков выделяются: «Песня об Алибеке-Хаджи» и «Песня башлынца», имеющая параллельное название «Песня о Махди». В них упоминаются конкретные имена участников-предводителей восстания в южном Дагестане (Кайтаго-Табасаранский округ), такие как Акай-кади, Бийболат (должно быть – Умалат), Махди (Мехтибек), Амирбекни Агай. К текстам этих произведений, приведенных ниже, нами написаны комментарии, в которых даны пояснения к отдельным именам и реалиям, как в оригинале, так и к подстрочным переводам.


Стихотворение известного поэта и деятеля культуры Дагестана Темирбулата Бейбулатова (1879-1942 гг.) из Нижнего Казанища названо его автором «Песней газикумухских революционных героев». Причиной того, что оно озаглавлено автором в таком звучании, является реалия времени, – первых лет установления Советской власти (стихотворение написано в 1923 г.), когда всякое антиколониальное выступление народа считалось «революционным» движением, согласно идеологическим установкам тогдашних большевиков.

 

А почему герои восстания названы «газикумухскими»? Дело, очевидно, в том, что именно Гази-Кумух (с.Кумух) считался в свое время центром мятежа (см.: История Дагестана с древнейших времен до наших дней. М., 2005. Т.1. С. 530).


Текст стихотворения Т.Бейбулатова, при его первой публикации в сборнике его произведений (1926 г.), сопровождаются нотами «старинной газикумухской мелодии» (см. нотное приложение между с. 30 и 31 книги Т.Бейбулатова), а также рисунком (с. 31), который подписан словами первых четырех строк, которыми начинается само стихотворение. Художник не указан. Возможно, он нарисован самим автором сборника – Т.Бейбулатовым.
Во всех этих произведениях, подготовленных нами к изданию и приведенных ниже, явно присутствует солидарность с восставшими против колониальной политики царизма мятежниками и близкое сочувствие авторов к ним.


«Записи Улаш-кадия о событиях 1877 г.», как назван нами один из арабоязычных нарративных материалов, созданных кумыкским автором, повествует о том, что произошло в то время в Кайтаге. Автором его является Улаш-кадий, сын Минатуллы из Капкайкента, который в свое время состоял советником князя Амирчопана и Башлынским кадием. (См. газ. «Ёлдаш» от 2 окт. 1993 г., с.5; 21 дек. 1996 г., с. 6; 19 сент. 1997 г., с.19). Кстати, Улаш-кадий в 1925 г. заполнил анкету с вопросами о восстании 1877 года, записав ответы на них. (Ныне хранится этот материал в научном архиве ДНЦ РАН: РФ ИИАЭ, ф. 1, оп. 1, № 418).
Материал записанный на арабском языке, был обнаружен на полях учебника арабского языка. Текст его передал Х.А. Омарову бывший сотрудник сектора востоковедения ИИЯЛ доктор исторических наук А.А. Кандауров. Записи переведены арабистом Х.А.Омаровым и использованы им же в его плановой работе за 1982 г. (РФ ИИАЭ, ф. 3, оп. 1, д. 384, инв. 7320, лл. 52-54).

Темир-Булат Бейбулатов



***

КЪАЗИКЪУМУКЪ ИНКЪЫЛАП КЪАГЬРУМАНЛАНЫ ЙЫРЫ

(Алибек гьажини 1877 йылдагъы башгётеривю)

Тавдан тюшюп уллу ёлдан баралар,
Зангырлатып аякъларда бугъавлар.
Мунглу тынып бир къошум тав адамлар
Дёрт де янын рус солдатлар алгъанлар.

Артдан къарап къатынлары, яшлары
Бозлап йылайлар, агъа гёзьяшлары.
Созуп ваягь сарнайлар къарт аналар:
Къайтмас Сибирге уланлары баралар.

Къатты давда, къазаватда къан тёгюп,
Халкъны эркинлиги учун давчулар болуп.
Къазикъумукъ къагьруманлар тутулгъан,
Рус пачагъа къул болмагъа сатылгъан.

Шулай баралар даимге Сибирге,
Сюйген ватанындан айырылып, ят элге.
Айрылдылар даимге агьлюлеринден,
Эр намусун давлап сакълагъан ерден.

Имамы буланы – Алибек гьажи
Илмеклеге илинген, ол ёкъ гьали.
Ол тургъузгъан Мычыгъыш ва Дагъыстан
Пачаны асгеринден бек янчылгъан.

Гелер заман, ватан кёгю аязар,
Бюркелген булутлар къачар, гюн чыгъар!
Залимин дагъыстан уланлар йыгъар,
Оьлер халкъны агьы, тувар ихтияр! *

(1923 йыл)

* Т.Бийболатовзаде «Шиърулар ва йырлар
мажмуасы». Буйнакск, 1926, с.31-32.



ПЕСНЯ КАЗИКУМУХСКИХ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ГЕРОЕВ
(О восстании Алибек-хаджинцев в 1877 г.)


С гор спустившись идут по тракту,
Звеня оковами на ногах
В молчании, но с печалью на глазах
Горцы, окруженные русскими солдатами.

Позади глядят на них жены и дети
Плача навзрыд, текут ручьями слезы.
Матери старые протяжные песни-плачи поют:
Ведь их сыновья идут в Сибирь, откуда нет возврату.

В крепкой брани, на газавате священной, кровопролитной,
Сражались за волю народную – и оказались
Казикумухские герои нынче в плену –
Считай что проданы они в рабство русскому царю.

Идут они, идут навечно в Сибирь –
В чужедальную сторону, лишенные родины.
Разлучены герои навечно от родных семей,
От мест родных, честь которых защищали в боях.

Алибек-хаджи – их предводитель-имам
Повешен на петле, нет его ныне.
Он поднимал на восстание Чечню и Дагестан,
Раздавленные царскими войсками.

Но время градет, небо Родины станет ясным,
Тучи нависшие рассеются, солнце взойдет!
Свергнут тирана сыны Дагестана,
Смолкнут стенания народа, воля возродится!

(1923 г.)


***

АЛИБЕК ГЬАЖИНИ ЙЫРЫ

Кёкдеги берекет, ердеги рагьмат –
Гавурлар чыкъгъанлы къуруду къалмай.
Къачангъа ерли туражакъ бусурман
Бузулгъур дюньяда айтгъаны болмай.

Айтгъаны боламы бусурманланы –
Бир ерден чыкъгъан имамны къоймай.
Бир ерден чыкъгъан биргине имам –
Шогъар къаршы бара бары бусурман.

Барса да алмас Алибек гьажини –
Алибек гьажиден жаныбыз къурбан!
Алибек гьажидей игит болурму,
Гавурну юзюне тувра барагъан!

Гавурну юзюне тувра бара эдинг,
Гавурлардан сен пайын ала эдинг;
Гавурлардан сен пайынгны алып,
Гьакъ юрегингни Аллагьгъа салып,
Гьар ерлеге бардынг, дав эте туруп,
Бусурманлар бизге къайтмасмукен деп.

Бусурманны кёбю орусгъа багъа,
Айыбым кёп мени, бусурман, сагъа!
Яман амалынг башынгны алдатыр,
Жагьаннемге салып чархынг яллатыр.

Къабурну ичинде не тюрлю гьал бар –
Беш намазынг къылып Аллагьгъа ялбар, –
Яратгъан Аллагьдан къоркъмагъа герек.
Алибек гьажи гавурдан арек.

Алибек гьажини буйругъу битген:
Шурагъа чакъырып, диванын этген;
Диваны битмей, уьч ай да гетген …

(Из фольклора кумыков, собранного Абусуфьяном
Акаевым (1872-1931) из Нижнего Казанища).


ПЕСНЯ ОБ АЛИБЕКЕ-ХАДЖИ

Благодать небесная, милость земная –
Высохли все, как появились гяуры нечестивые.
Доколь будут терпеть мусульмане
Когда не претворяется их воля в этом проклятом мире.

Как же претвориться желаниям мусульман,
Когда не оставляют наших имамов?!
Вышел один-единственный имам –
Но против него идут все мусульмане.

Да хоть и все пойдут против, не возьмут Алибека-хаджи –
Мы готовы жизнь отдать за Алибека-хаджи!
Да есть ли такой герой, как Алибек-хаджи,
Который идет против гяура напрямик!

Ты против гяура шёл лицом к лицу,
Ты отплачивал достойно гяуру за причинённое зло.
Отплачивая достойно за чинимое ими зло,
Чистою душою полагаясь на Аллаха,
Сражался ты в разных местах,
В надежде, что мусульмане вернутся к нам.

Но много мусульман в подчинении у русских, –
Не позорно ль тебе, эй мусульманин!
Скверные поступки твои введут в заблуждение –
Тело твое сгорит в пламени ада.

Что происходит внутри могилы! –
Совершай пять намазов (молитв) и с мольбой обратись к Аллаху,
Бояться следует лишь Аллаха -Творца.
Алибек-хаджи далек от гяуров.

Оборвалась власть (букв.: кончилось повеление) Алибека-хаджи:
В Шуру (т.е. Темирханшуру) вызван он, суд над ним совершён;
Суд никак не кончался, прошло аж три месяца …


***
БАШЛЫЛЫНЫ ЙЫРЫ

Дагъыстанлар бары бирге дёнген деп,
Явчуланы кюр юреги сёнген деп,
Дагъыстанда атылмагъа топ ёкъ деп,
Бу давчулар алдын йимик кёп ёкъ деп,
Али Медет1 кагъыз язгъан Магьдиге2:
Магьди бизин ичибизге гелсин деп,
Шу сёзлеге ялгъан болур оьлсюн деп.

Магьди шонда ухлап болгъан, уянгъан,
Тавдай бийик назберишге таянгъан,
Тёшегинде тизин басып олтургъан,
Юрегин кюллю ягьгъа толтургъан.

Бу дюньягъа къулакъ тутуп къараса,
Кагъыз юрюй гече демей, гюн демей.
Гечелетип кёп кагъызлар юрюлсе,
Ким къурумсакъ турма болур индемей?

Магьди баргъан башлыланы ичине,
Къараса къызбайланы гючюне, –
Мал гёргенде талавургьа шайлангъан,
Яв гёргенде аркъа-аркъадан айлангъан
Ере гирсин башлыланы байлары,
Гюню гелсе къатын йимик болагъан.

Башлы шонда болмагъандай бузулгъан,
Жыйгъан малы жыймагъандай тозулгъан.
Магьди чыкъгъан Табасаран тавлагъа,
Байракъ берген Амирбекли Агъагъа3.
Инараллар тюпден кагъыз яздыргъан
Хунзахдагъы Абудсалам кюкайгъа:
«Не де уруп Бийболатны4 оьлтюрсюн,
Не де тутуп туснакъ этип гелтирсин.
Оьзю оьлтюрген солдатлардан гече дей,
Оьзюне къарап юреклер чече дей».

Самурланы5 боюн тутгъан къаравул
Уруп шонда Бийболатны оьлтюрген.
Къазандан гьали чыкъгъан къара къул
Яш бийлеге авур намус гелтирген,

Магьди шонда савбол этген халкъына,
Самурланы салкъын сувун бойлагъан,
Шо давлагъа тюшюп оьлген шайит деп
Акъай къади6 шонда жанын къыйнагъан.

Янгыз Магьди не этме болсун кёплеге,
Янындагъы Акъай къади оьлген сонг.
Яхшы эркеклер оьлмей туруп болурму7
Арба булан авур намус гелген сонг?*

* * *
* «Къумукъланы йыр байлыгъындан» / Гьазирлеген И.Х.Асеков. Магьачкъала: Дагъучпедгиз, 1972. С.73-74.

________________________________________
1 Мунда рус армияны генералы Абрам Петрович Мадатовну гьакъында айтыла. Ол Къыбла Дагъыстандагъы асгерлик гьакимиятыны идарасында яяв артиллерияны дав гьакими болгъан.
2 Магьди – Мегьтибек, Гьайдакълы бийлерден, генерал-майор Жамав-бийни уланы, чанка; орусланы гьакимиятына къаршы болгъан уллу башгётеривню жагь ортакъчысы ва машгьур башчыларындан бириси.
3 Бу да башлылы, шо башгётеривде ортакъчылыкъ этген. Ону оьзю айтгъан йыры да белгили: сюлчели-тюбекли орус асгерчилеге къаршы къолунда хынжалы булан бетге-бет къаршы чыгъып ябушагъан къагьруман игит булай деген –
«Амирбекни Агайман,
Савутларым саватлы.
Савлай къолгъа бармасман,
Къыларман къазаватны!»
(Джабраилова У., Насимов М. Из истории южных кумыков. Махачкала, 1995. С.20).
4 Мунда янгылыш буса ярай: Къумалат (Умалат-бек) болма герекдир; башгётерген шимали табасаранлар ону 1877 й. сентябрде оьзлени ёлбашчысы этип сайлагъанлар; шо йылны ноябрь айында Ханаг деген юртда ону оьлтюргенлер.
5 Самурлар – Самур деген уллу оьзен ва ону тармакълары, бутакълары.
6 Акъай къади – башлылы, кёпден берли гёчюп гетип, Истамбулда яшап тургъан. 1877-нчи йылдагъы башгётеривню заманында ол ватанына гелип, гьайдакъ къумукъланы ёлбашчысы болгъан. Артындагъы йылны аввалында Дербентде Амирчопан бий ону оьлтюртген.
7 Магьди (Мегьтибек) 1877 й. ноябрде Ирангъа яда Тюркиягъа чыгъып гетмек мурады булан, Гьайдакъдан Кюре округгъа геле, тек Самур агъачлыкъларда атлы асгер бёлюк булангъы тутушувларда яраланып къолгъа тюше ва Дербентге етишдириле. Ол Дербентде гечинген.


ПЕСНЯ БАШЛЫНЦА

Дагестанцы, мол, все поголовно, негодными стали,
Бойкие сердца воинов, мол, угасли вовсе,
В Дагестане не осталось, мол, пушек, чтоб стрелять,
Таких воинов, как были раньше, мол, и не осталось,-
Так писал Али Медет1 в своем письме на имя Махди2.-
Чтоб Махди стал бы в их сторону,
И чтоб тот, кто неправду говорит, да погибнет он.

Махди тогда спал, но проснувшись,
Облокотился на высокую пуховую подушку,
Сел на постель, опершись на свои колени,
Заполнив свое сердце сполна выдержкой (волей).

Коль прислушиваться к этому миру, заметишь –
Письма летят везде дни и ночи напролет.
Когда письма во множестве ночами летят,
Какой же это подлец, если спокойно себе лежит.

Явился Махди к башлынцам.
Узрел он в чём сила трусов –
Как увидят богатство, те готовы грабить,
А как увидят, что война, так бегут через кочки, что есть мочи –
Да пропадут пропадом башлынские богачи
Те, которые становятся женщинам подобны в момент испытания.

Разрушен был Башлы3, так, словно его и не было вовсе,
Собранное всё богатство разошлось, так, словно его и не собирали.
Махди ушел в Табасаранские горы,
Знамя отдал герою – Агаю Амирбекли4.

Генералы тайком заставили написать письмо
Трусливому Абудсаламу в Хунзахе:
«Пусть убьёт он Бийболата5
Или приведет арестовав его.
Тогда простят ему убитых им солдат,
По его поведению будут с ним откровенничать».

Вдоль Самуров6 засевшие караулы
Убили там Бийболата-героя.
Верноподданный, появившийся ныне из Казани,
Молодых князей поставили в затруднительное положение.

Махди тогда попрощался со своим народом,
И ушел к берегам холодных Самурских вод.
Говоря, что тот, кто воюет в этих битвах – он шахид,
Кадий Акай7 погубил свою жизнь.

Но что может сделать один он Махди,
Когда и кадий Акай – он тоже погиб.
Как могут не погибнуть добры молодцы,
Когда во множестве свалилось на них тяжелое бремя?

___________________________

1 Речь идет о генерале русской армии А.П.Мадатове, который возглавлял пехотную артиллерию военной канцелярии Южного Дагестана.
2 Махди – Мехтибек из рода кайтагских князей, чанка, сын генерал-майора Джамавбека Уцмиева, и брат князя Амирчопана. Один из активных участников восстания в Дагестане против колониальной власти русского царизма. В ноябре 1877 г. он был схвачен в Самурских лесах при попытке покинуть пределы Российской империи и доставлен в Дербент, где и умер при ампутации раненой ноги. (Другое название этого фольклорного произведения: «Песня о Махди»).
3 Башлы, крупный населенный пункт в Южной Кумыкии, считавшийся в то время городом, в октябре 1877 г. был сожжен и разрушен до основания царскими войсками, без позволения его жителям восстановить свои жилища. Лишь через 5 лет разрешили им селиться вновь, но были разделены на три отдельные селения: Верхний, Средний и Нижний Башлы. Впоследствии они получили названия соответственно - Капкайкент, Джаванкент и Александркент (в часть царя Александра II-го). Последнее ныне называется Башлыкент, в составе Каякентского района.
4 Башлынец, один из активных участников восстания. Известно, как он смело бросался против вооруженных штыковыми винтовками царских солдат с кинжалом в руках, при этом громко выкрикивая следующие слова:
«Амирбекни Агай я,
Оружие мое с черневым узором.
Живым в руки я не сдамся –
Газават я совершу!»
5 Очевидно, речь идет об известном герое восстания по имени Кумалат (Умалатбек) из Архита. Восставшие жители Северного Табасарана в сентябре 1877 г. избрали его своим руководителем. Убит в с. Ханаг в ноябре того года.
6 Самурлар – река Самур и его притоки, бассейн Самура.
7 Кадий Акай – Акъай къады, башлынец. Он давно до этих событий эмигрировал в Турцию и проживал в Стамбуле. В 1877 г. он приехал на родину, возглавил восстание кайтагских кумыков. В начале следующего года был убит в Дербенте.


Подстрочный перевод трех стихотворений с кумыкского и комментарии Г.М.-Р.Оразаева


***

ЗАПИСИ УЛАШ-КАДИЯ О СОБЫТИЯХ 1877 г.
(Перевод с арабского языка)

«А 25 рамадана 1294 г. (4 октября 1877 г.) население Башлы взбунтовалось против Российского государства, когда шла война между Россией и Турцией. Тогда ходили слухи о том, что турецкое государство одержало победу над россиянами и что войска ислама идут на Кавказ.


Глава селения Башлы Махдибек, сын Джамавхана Уцмиева, после того как взбунтовалось жители селений Согратль, Казикумуха и Дарго, возглавил восстание и присоединилось к ним население нашего округа. Восстание разгорелось в Табасаране, Кюре и Ахты. Население Башлы направилось в загоны и ограбило имущество генерала Лазарева и других кяфиров, стоявших в Нижнем Теркеме. Затем начальник гарнизона бежал с войском из Маджалиса в Дербент.


После этого в наше селение прибыл генерал Комаров с многочисленными войсками из Дербента, ограбил имущество населения Башлы и сжег его дотла. Затем войска генерала Комарова отправилось в Янгыкент, где произошло сражение между ними и мусульманами, продлившееся один день. После этого они отправились в Маджалис, а оттуда в Дюбек. В Дюбеке также произошло сражение.


В этот период явился в Башлы вышеупомянутый Махдибек со своими войсками ислама. Пробыл неделю, а когда узнал, что царские войска должны туда придти, убежал в Маджалис, а оттуда – в Карчах.
Генерал Комаров пришел в Башлы во второй раз. Ограбил имущество, сжег дома. По истечении месяца, огонь [восстания] как-будто потушен был в Дагестане. Царские войска схватили руководителей и заключили их в тюрьму в Дербенте.


Махдибек, с ним и Акай-кади, и Бибала-бек были убиты. Пленных разделили на три группы: на одну группу надели кандалы и отправили в Сибирь, другую группу – с семьями отправили на поселение в Россию и одну группу казнили на месте.


Таким образом, завершилось это дело. Я здесь коротко описал эти события.
Правители, которые стояли над нашей деревней, разделили население Башлы на шесть частей, и решили разрушить его полностью. Они определили места, где каждая из этих групп построит себе село.
Затем, после написания прошения, остановились на трех пунктах, на которых будут строить селения. В Башлы явились по этому спору генерал Мадатов и князь Макеев с наибами, собрали население на одном месте и объяснили причину разрушения и разъединения населения на разных местах.

 

Они сказали, что Башлы до сих пор было большим селением и власть его джамаата имела воздействие на всех вокруг лежащих сёл. Все они подчинялись беспрепятственно башлынцам. Они организовали четыре выступления против властей, после того, как вошли в состав Российского государства. Власти и суд не в состоянии держать их в повиновении и поэтому их разрушили и построят для всего населения хутора в шести пунктах.


Было послано много жалоб. Наконец добились, чтобы Башлы разделили только на три части и были выделены три места: Хабкай-кент; Джаван-кент, у реки Хамри-озень – Джаван-кент; Александр-кент ... Последнее было названо в честь царя Александра».